Закон сохранения энергии в отдельной человеческой судьбе

247

В тенистом дворе председателя совета старейшин аула Агуй-Шапсуг Мурата Сагидовича Нагучева необычайно людно. Вокруг кипит работа. Близкие родственники и соседи готовят столы, чтобы отметить почтенную дату. У хозяина юбилей — 85 лет! Пока гости на подходе, мы сидим под раскидистым орехом и, стараясь не перебивать, слушаем старейшину. В его долгой жизни было много интересных событий, в них отражается история целого поколения.

К Мурату Сагидовичу часто на разговор заходят земляки: послушать совета, просто провести время в обществе мудрого человека. Для многих жителей аула Мурат Сагидович до сих пор остаётся учителем. И хотя по профессии он не педагог, но преподавать в школе ему пришлось. Этот период своей жизни он считает самым важным, гордится, что его ученики выбрали в дальнейшем правильные пути.
Было это в 1999 году, в конце августа. К тому времени Мурат Сагидович уже 30 лет трудился в ЭЧ-4 на железной дороге и бросать любимую работу не собирался. Но в один из вечеров к нему домой зашёл директор местной школы Аслан  Камболетович Натхо — поделиться своей бедой. Близится 1сентября, а в школе нет учителя физики. Поговорили. Мурат Сагидович посочувствовал товарищу, но тут же услышал неожиданное предложение — преподавать физику в школе.
— Я же не учитель, — попытался он отмахнуться. — В физике разбираюсь, по работе всё время связан, но работать с детьми… Извини, не готов.
Когда-то давно, во время учёбы в Лабинском сельхозтехникуме, Мурата Нагучева, как одного из лучших учащихся, преподаватель физики назначил своим ассистентом, в обязанности которого входило готовить приборы и материалы к урокам и лабораторным работам. Но чтобы самому преподавать, не приходилось. Предложения, правда, подобные поступали. В том же Лабинском техникуме Мурат отличался ещё и прекрасными способностями в изучении английского языка. «Московские новости» читал в английском варианте. И так он в этом деле преуспел, что в конце третьего курса директор техникума предложил ему работу учителя иностранных языков в ближайшей школе Лабинска. Но тогда Мурат, подумав, твёрдо сказал «нет». И вот опять…
На следующий день Аслан Камболетович пришёл к Нагучеву уже не один, а со старейшиной аула, и вдвоём они увещевали его выручить коллектив школы. И вновь Мурат Сагидович ответил отказом.
На этом дело не закончилось. На третий день в дом к Нагучеву пожаловала делегация в составе трёх человек. К директору школы и старейшине присоединился председатель родительского комитета школы. Речь только об одном: детям нужен учитель физики.
— Дайте мне месяц, — поставил им условие Мурат Нагучев. — Если за это время не найду себе замену, так и быть, приду преподавать.

В ЭЧ-4 Мурат Сагидович был на высоком счету. Труженик, опытнейший и ответственный работник, рационализатор, и по внутренним качествам человек очень достойный. Руководство энергочасти пошло ему навстречу, дали время на поиски кандидатуры учителя. Более того, помогли транспортом.
Целый месяц М.С. Нагучев колесил по району, подыскивая учителя для школы. Перебрал 50 кандидатур, никто не соглашался. И последняя надежда, преподаватель физики, для которой Мурат Нагучев выхлопотал два свободных дня в неделю и даже готов был отдавать свой заработок в дни, когда она вела уроки в аульской школе, поначалу согласившись на совместительство, в последний момент отказалась.
Пришлось Нагучеву выполнять данное директору школы обещание. На удивление его руководство на железной дороге — и начальник энергочасти, и начальник участка, — в один голос поддержали такой шаг: «Иди учи детей, это важно».
Так и получилось, что два дня в неделю наш герой вёл уроки для детей. Коллеги в школе помогли ему составить планы, опытом делились. А в остальном он сам всё освоил.
Поняв, что для полноценного и качественного преподавания не хватает приборов и материалов, нашёл и на свои деньги закупил их в Краснодаре. Потом заказал и доставил передвижной стол для лабораторных работ.
Семь лет отработал учителем Мурат Сагидович, практически безвозмездно. Весь свой учительский заработок отдавал родственнице, оставшейся одной с тремя детьми.
Первый год преподавания особых результатов не показал. Но уже на второй год двое его учеников при выборе предмета на выпускной экзамен выбрали физику. А ещё через год физику сдавал весь выпускной класс.

Сам Мурат Нагучев пошёл в школу переростком. Он, правда, не один такой был. На его детские годы выпала война. Отец погиб в 1942 году, и мама воспитывала в одиночку его и младшую сестрёнку.
Школа в Куйбышевке, как тогда назывался аул Агуй-Шапсуг, заработала сразу после войны, но у Мурата не было одежды, чтобы пойти на люди. Только через год мама смогла пошить сыну штаны из плащ-палатки, и в десять лет он переступил порог первого класса.
По окончании выпускного седьмого класса решил поступать в Московский техникум кинематографии, но опоздал.
Сейчас, смеясь, вспоминает о том выборе. Не понимает даже, зачем ему это нужно было. Но следующий его шаг был уже обдуманным. Экзамены в Лабинский сельскохозяйственный техникум, на своё удивление, сдал хорошо и с головой ушёл в учёбу. Учебное заведение обладало прекрасной материальной базой, было одним из лучших в стране. Сельхозтехника, учебные стенды, общежитие, столовая, пахотные поля и ферма. Всё свое, всё электрифицировано. В середине 50-х электричество было ещё не везде.
И Мурат увлечённо учился, показывая на практике превосходные знания и навыки механика сельскохозяйственных машин.
Итоговую практику проходил в Казахстане, на уборке урожая зерновых освоенных целинных земель. Много ярких впечатлений и воспоминаний привёз оттуда. Познакомился с жизнью коренных жителей казахских степей, оценил размах освоения целины. За ударный труд заработал аж 9 (!) тонн зерна. Продав их, деньги потратил на сестру, которая к тому времени окончила школу и поступала учиться дальше. Как всякая девушка, она нуждалась и в платье, и в новых туфлях.
Получив диплом специалиста, не поехал на место работы по направлению, не смог оставить без присмотра почти слепую мать. Трудоустраивался самостоятельно. Не так это было просто, но место электрика всё же нашлось в автоколонне г. Туапсе.
С этим предприятием у Мурата Сагидовича связаны тёплые воспоминания. Он по-доброму говорит сейчас о руководстве, об отличной организации труда, и рассказывает о своих первых шагах в рационализаторстве.

Благодаря Мурату Сагидовичу в АТП избавились от проблемы быстрого выхода из строя подшипника генератора. При нехватке масла подшипник рассыпался, а там по цепочке и другие части агрегата приходили в негодность. Нагучев решил задачу, заменив обычное масло на густую смазку циатим. А потом придумал, как решить проблему стирания колец в роторе. Проточил их и вставил стальное кольцо, благодаря чему агрегат работал практически без износа.
Позже ему в руки попался ротор японского производства. Мурат разобрал его и… увидел — стальное кольцо, такое же, как применил сам.
Работая в автоколонне, со временем преобразованное в автотранспортное хозяйство, а затем в АТП, Мурат Сагидович заочно закончил Новочеркасский политехнический институт и всячески старался применять новые знания в процессе производства. Заслужил звание почётного изобретателя и рационализатора. По его заявке предприятие получило контрольно-измерительный стенд, что значительно улучшало эксплуатацию транспорта.
Отработал в АТП 20 лет, и дальше бы трудился, но проблемы со здоровьем заставили его уйти с транспортного предприятия и заняться собой.
Поправившись, Нагучев вернулся к труду, но уже в коллективе ЭЧ-4. Работал с 1979-го до 2005 года. У Мурата Сагидовича много авторских свидетельств на изобретения и благодарностей руководства.
Но самой большой своей наградой он считает то, что ему повезло учиться и работать в прекрасных коллективах, рядом с честными и достойными людьми, строить жизнь, вкладывая свой труд, всё то, что знал и умел сам, в дело, которым занимался. Взамен получая почёт, уважение и искреннюю благодарность окружающих людей. Как и должно быть по главному закону физики — закону сохранения энергии.

Вера СЕРГЕЕВА