Министр, полководец и дважды Герой

142

Он служил в Гражданскую войну под началом Семёна Михайловича Будённого, прошёл всю Великую Отечественную, командовал кавалерийской дивизией, затем кавалерийским корпусом, армией… Был первым после Георгия Константиновича Жукова министром обороны, введённым в политбюро. С его именем связаны военная операция в Чехословакии, события на острове Даманский, два арабо-израильских конфликта… И неразрывны – успехи и достижения в укреплении Вооружённых Сил СССР и оборонной мощи страны. Это всё – об одном человеке, преодолевшем путь  от рядового до Маршала Советского Союза, главе оборонного ведомства советской империи, легендарной личности Андрее Антоновиче Гречко. Память о нём свято чтут учащиеся общеобразовательной школы № 33 посёлка Октябрьского, которой в рамках «фронтового» проекта присвоено имя героя.

Солдатской науки премудрости усвоил

17 октября 1903 года в украинской слободе Голодаевка (ныне село Куйбышево в  Ростовской области) в семье крестьян Антона Васильевича и Ольги Карповны родился тринадцатый из четырнадцати детей. Его назвали Андреем.

Сызмальства мальчик рос активным, смекалистым, но своенравным, слыл ещё тем непоседой. Односельчане вспоминали, что послушанием он не отличался, был самостоятельным выше всякой меры (а как иначе в большой-то семье?) и нередко поступал, не считаясь с требованиями родителей.

Вместе со своими братьями Андрей любил играть в «войнушку», интересовался оружием – известен случай, как однажды он без спроса взял отцовское ружье, и это едва не окончилось трагедией. Обожал слушать рассказы отца о военной службе. Вероятно,  в будущем это и повлияло на его выбор профессии.

16-летним юношей в Гражданскую войну А. Гречко встал под знамёна  легендарной Первой конной. Так вышло, что через деревню, откуда он был родом,  проходили войска дивизии Семёна Будённого, которым понадобились лошади для доставки боеприпасов. Молодой паренёк в числе жителей Голодаевки, чей конный транспорт был мобилизован, вызвался на своей лошади везти боеприпасы до самого Ростова. Именно там ему посчастливилось встретить командира эскадрона и земляка Степана Василенко. Тот позвал парня на службу – детской мечте суждено было сбыться. Отец выбор Андрея одобрил, напутствовал словами: «Двенадцать лет я служил стране. Мне довелось воевать с турками, освобождать Болгарию. Я дослужился до звания фельдфебеля, был ранен. Однажды на смотре генерал за добрую службу удостоил меня чести – пожал руку. Так вот, сын, дослужись и ты до такого…». Антон Васильевич  тогда и не догадывался, что пройдёт время, и для многих людей  станет большой честью пожать руку уже его сыну.

Таким был первый шаг на пути к карьере советского военачальника, сына кузнеца и бравого красноармейца Андрея Гречко.  Служа под началом Семёна Будённого,  в каждом бою он проявлял кавалерийскую лихость. Командарм всю жизнь гордился тем, что направил бойца по верной дороге: «Андрейка же после Гражданской очень хотел вернуться в свою Голодаевку. Я ему говорил: «Дурачина, ты же врождённый военный. Тебе учиться надо, а не волам хвосты крутить!» И он, молодец, меня послушался».

Будённовец прошёл курсы красных командиров в Краснодаре, в 1926-м году был отправлен на учёбу в кавалерийскую школу. За ней последовала Военная академия имени М.В. Фрунзе, где подающий надежды боец получил высшее образование.  А буквально накануне Великой Отечественной Гречко с красным дипломом окончил Академию Генерального штаба.

На фронтах Великой Отечественной

Весть о вероломном нападении фашистских войск на Родину Андрей Гречко воспринял, как и все советские люди, с ненавистью к врагу: безудержно рвался на передовую, хотел быть в гуще событий, жаждал громить противника. Однако он получил назначение в оперативное управление Генерального штаба РККА, где в специалистах была нужда не меньше.  В Генштабе – здесь А.А. Гречко ждала ответственная работа – ведение сводной оперативной карты обстановки – пробыл 12 дней, после чего, с немалыми трудностями, добился-таки отправки на фронт. Звание «полковник» ему было присвоено 10 июля 1941 года.

В городе Прилуки новоиспечённому полковнику предстояло сформировать 34-ю кавалерийскую дивизию,  в августе вступившую  в бой с немецко-фашистскими захватчиками южнее Киева. Позже он напишет о том первом сражении с нацистскими захватчиками: «Я стремился организовать бой по всем правилам, в точном соответствии с «идеальными» командами, преподанными нам в академиях в мирное время. Однако оказалось, что у нас нет практических навыков организации взаимодействия, ведения разведки, устойчивой связи, а также многого другого, необходимого для войны. И дело тут не в том, что нас скверно обучали, а в том, что в боевой практике использовать теорию против опытного врага вышло гораздо тяжелее, чем мы думали».

Несмотря на это, в то, что советский народ непременно выстоит перед натиском неприятеля, Андрей Гречко верил без доли сомнений. В тяжёлых боях 1941 года кавалерийские части под его командованием стойко держали оборону, отходили только по приказу, не раз прорывались во вражеский тыл. Храбрость и непреклонная воля к осуществлению задуманного отличали А.А. Гречко во всех военных операциях.  Его назначали на самые ответственные участки фронта, и везде он оказывался на высоте своего положения.

В начале 42-го Гречко возглавил пятый кавалерийский корпус, принимавший участие в Барвенково-Лозовской наступательной операции. В марте  того же года был назначен командующим оперативной группы войск, которая в составе Южного фронта действовала в Донбассе. В следующем месяце умелому командиру передали двенадцатую армию, оборонявшуюся на Ворошиловоградском направлении. С сентября Андрей Антонович исполнял должность командующего 47-й армией, войска которой не допустили прорыва вермахта в Закавказье вдоль Черноморского побережья.

Осенью 1942 года, уже будучи в звании генерала-майора,  Гречко руководил 18-й армией, которая держала оборону на Туапсинском направлении. Значительный вклад он внёс в осуществление Туапсинской наступательной операции.  Во главе армии А.А. Гречко провёл успешную операцию по разгрому семашхской группировки фашистов, пытавшихся прорваться через Главный Кавказский хребет.

Победа эта далась нелегко. Необходимо учесть сложность горного рельефа и погодные условия того времени (как отмечали участники сражений, снег в ущельях лежал толщиной до трёх, а на склонах – до полутора метров), многочисленность мелких, но хорошо экипированных и подготовленных вражеских групп. В течение нескольких месяцев советские бойцы вели методическое уничтожение гарнизонов противника, укрепившихся на тактически важных высотах. Вершина Семашхо – как наблюдательный пункт – была одной из них. Обладать ею – значило быть хозяином положения.

События на последнем рубеже туапсинской обороны,  горе Семашхо, стали примером мужества и непоколебимой стойкости советских солдат. Ценой многих жизней высота 1035 не покорилась немецко-фашистским захватчикам. В котёл, кипящий десятками больших и мелких стычек на склонах высот, в балках, на тропах, превратилось тогда пространство «семашхского сегмента». Изрядно измотанные боями, гитлеровцы несли тяжёлые потери. Под натиском атакующих  в ходе наступления соединений 18-й армии под командованием Гречко они бросали снаряжение и вооружение, отходили к реке Пшиш, окончательно утратив возможность прорыва к Туапсе.  В первых числах января 1943 года войска18-й армии вытеснили противника на просторы Кубани – с этого началось освобождение Краснодарского края.

С 5 января 1943 года А.А. Гречко назначили командующим 56-й армии, прорвавшей в ходе яростных боёв оборону противника и вышедшую к Краснодару. Также эта армия в составе войск Северо-Кавказского фронта участвовала в Краснодарской операции, длившейся с февраля по апрель. Осенью во взаимодействии с 9-й и 18-й армиями 56-я армия провела Новороссийско-Таманскую наступательную операцию и освободила Таманский полуостров. 9 октября Андрею Антоновичу посчастливилось первым доложить в штаб фронта об освобождении Кавказа.

После завершения разгрома гитлеровских войск на Кубани полководец был назначен заместителем командующего войсками 1-го Украинского фронта и участвовал в освобождении Киева.  В декабре 1943-го генерал-полковник Андрей Гречко стал командующим 1-й гвардейской армии, которую возглавлял до самого конца войны.

Священный долг исполнил до конца

После Великой Победы Андрей Антонович остался в рядах вооружённых сил, дослужившись до Маршала Советского Союза и министра обороны СССР. Заслуги генерала в ходе Великой Отечественной, правда, оценены по достоинству были не сразу. Лишь в 1958 году Гречко за умелое руководство войсками, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, был удостоен звания Героя Советского Союза. Вторую «звёздочку» он получил в 1973 году —  за незаурядный вклад в укрепление боевого потенциала Вооружённых сил и обороноспособности СССР.

На посту министра обороны страны А.А. Гречко был девять лет и запомнился как человек требовательный, принципиальный и решительный, который не жаловал людей, бывших для армии случайными. В памяти военных Гречко остался  как рачительный и деятельный хозяин военного ведомства. Он лично присутствовал на испытаниях нового поколения боевой техники и оружия, заботился об улучшении материального положения военнослужащих и социального положения офицеров, особое внимание уделял укреплению боевого сотрудничества с союзными армиями государств, которые стали участниками Организации Варшавского договора. При нём возводились военные городки, учебные центры, регулярно проводились учения и манёвры различного масштаба. Армии посвятил Андрей Антонович и свой рукописный труд «Вооружённые силы советского государства», охватив этот период с позиции военачальника-руководителя. История его боевого пути, в свою очередь, нашла отражение в мемуарах  «Через Карпаты», «Освобождение Киева», «Битва за Кавказ», «Годы войны. 1941-1943».

Примечательно, что с именем А.А. Гречко связано учреждение в 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней. Сам Андрей Антонович был обладателем множества высоких наград: орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова I и II степеней,  Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени и других.

Эстафету патриотизма приняли

Часто на уроках  мужества и иных мероприятиях патриотической направленности  можно услышать знаменитую  фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать». Это яркое, афористичное высказывание впервые прозвучало с полвека назад в кинофильме с героическим названием «Офицеры» и быстро ушло в народ, стало часто звучащим, когда речь заходит об армии, о людях в военной форме. А слова эти были сказаны чуть ранее фильма, и сказаны они министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Андреем Антоновичем Гречко.

Никогда не забывал Андрей Антонович свои родные места, землю, что выкормила и взрастила. После войны он не мог оставить в бедствующем положении свою разрушенную деревню: помогал с техникой, взял шефство над новым районом, в котором были построены жилые и административные здания, учебное учреждение. Имя своего прославленного земляка с 2015 года носит средняя общеобразовательная школа на родине маршала в Куйбышево – церемония была приурочена к празднованию 100-летия со дня рождения героя.

Значимое событие несколько позже, в 2019 году, пришло и в жизнь школьников из села Октябрьского Туапсинского района. С того времени они с гордостью несут имя Маршала Советского Союза, возглавившего во время войны армию, бившуюся на Туапсинском направлении. Инициатива присвоить СОШ № 33 его имя в рамках  проекта «Имя героя – школе»  была поддержана  районным Советом и стала  началом большого благородного дела.  В знак доброй и вечной памяти об А.А. Гречко на здании образовательного учреждения открыта мемориальная доска.

Присвоение школе имени героя ещё больше объединило школьников и педагогов, дав новый виток развития военно-патриотической работе. Жизнь образовательного учреждения сегодня немыслима без проведения таких акций, как  «Никто не забыт – ничто не забыто», «Мы помним – мы гордимся», «Георгиевская ленточка», «Письмо солдату». Мальчишки и девчонки вспоминают героев и их великие подвиги, навещают на дому ветеранов, ухаживают за воинскими захоронениями, несут почётную Вахту памяти у мемориала павшим воинам в годы Великой Отечественной войны, совершают восхождение на гору Шахан, где на самой высокой точке находится мемориальная плита с высеченной на ней надписью: «Защитникам Пшиша от благодарных потомков».  Впереди у школьников из Октябрьского большой, интересный и ответственный труд – с честью нести имя Андрея Антоновича Гречко.

Таша ИЛЬИНА