С военным флотом связан судьбой

163

Одним из тех, кто с гордостью и радостью будет наблюдать за проходом военных кораблей по Неве и в акватории Кронштадта в честь Дня ВМФ России, и наш земляк — капитан первого ранга в отставке Валерий Аргамович Хачатурян.
В ряду участников морского парада найдётся немало его воспитанников. Более десяти лет Валерий Аргамович преподавал в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и от себя оставил учреждению достойное наследие — военно-педагогическую дисциплину «Принятие решений в условиях конфликта  и неопределённости». Вдумайтесь, как созвучно её название именно нашему времени…

День Военно-Морского Флота России — праздник преемника военного флота дореволюционной России и ВМФ СССР. Так что традиция отмечать День Военно-Морского Флота именно в последнее воскресенье июля появилась неслучайно.
Июля 27 дня 1714 года победой молодого российского флота под предводительством Петра I над превосходившим его по мощи шведским флотом закончилось сражение при мысе Гангут. Это было начало нашей морской славы и морских успехов. Россия по праву стала занимать место в ряду морских держав.
Церковь определила совершать и поныне ежегодно совершает в день этой победы благодарственное молебствие.
А шесть лет назад праздник военных моряков вышел на новый уровень. 27 июля 2017 года состоялся Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Это яркое зрелище, демонстрация величия и мощи государства, приковывает к себе внимание миллионов.
Размышляя о своей службе в военно-морском флоте, Валерий Аргамович Хачатурян считает, что судьба готовила его к ней с самого детства. Родился он в Черниговской области. Его отец, Аргам Оганесович, прошедший Великую Отечественную войну и после победы остававшийся на службе в специальном подразделении, которое до 1954 года вело борьбу с украинскими националистами и бандитами по всей Украине, был во всём примером своим двум сыновьям. В их семье такие понятия, как служение Родине и воинская дисциплина, не были чем-то абстрактным. К слову, моряком стал и младший брат Валерия — Владимир, с той только разницей, что он выбрал флот гражданский.
А потом Валерию очень повезло с учителями. С переездом родителей в Туапсе мальчик учился в первой городской школе, директором которой была легендарная Наталия Фёдоровна Иванова-Лавринова. С большим пиететом о ней вспоминает не одно поколение туапсинцев.
Вот и для Валерия Хачатуряна и его однокашников она была воплощением начитанности, интеллигентности и обаяния.

В школе Валерий учился легко, увлечённо, зачитывался художественной литературой, живо интересовался наукой. Их класс был экспериментальным. В нём не было классного руководителя. Курировала внеклассную и общественную работу сама Наталия Фёдоровна. Под её руководством они ставили спектакли и вели тимуровскую работу. Лучшего наставника для подростков трудно было и придумать.
Ещё одним человеком, оказавшим значительное влияние на жизненные устои юноши, стала оставившая яркий след в спортивной истории Туапсе тренер по плаванию Нина Карловна Исадченко. Благодаря ей Валерий не только стал физически сильным, выносливым, отличным спортсменом, но развил в себе силу воли, ответственность и целеустремлённость. Уже в тринадцать лет он выполнил норматив по плаванию на первый взрослый разряд, а впоследствии стал кандидатом в мастера спорта по плаванию. Говоря о том периоде, вспоминает, что в день проходило по 2-3 тренировки в бассейне ТМЗ, помимо этого, очень много времени юные пловцы проводили на городском пляже.

Грамотный и перспективный юноша не остался незамеченным. Ко времени окончания учёбы ему, отличнику и активисту школьной жизни, прислали предложения о поступлении сразу из двух политехов — Ленинградского и Ереванского. Но в последний момент, словно по наитию, он поддержал друга Вячеслава Цатуряна и вместе с ним подал документы в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова в Севастополе.
Годы учёбы там стали одними из лучших в его жизни, оставив незабываемые воспоминания. Не только потому, что это было время безоблачной молодости и бесшабашного веселья. Учебное заведение, готовившее офицеров военного флота, обладало мощной педагогической и научной базой. Темпы развития оружия и военной техники всегда опережали гражданский сектор. В Советском Союзе они были на фантастическом уровне. Вдумайтесь только: во второй половине 60-х свою дипломную работу Валерий Хачатурян писал по теме использования искусственного интеллекта…
Служить Валерий попал на Тихоокеанский флот в 165-ю Краснознамённую бригаду ракетных катеров, одну из лучших среди аналогичных бригад соединения.
Обстановка в те годы на восточных рубежах СССР была напряжённой. США вели войну во Вьетнаме. Угрозы Советскому Союзу шли также из Японии. Не лучшим образом у страны складывались отношения и с Китаем. Советские военные моряки были постоянно во всеоружии, решали задачи по защите морских территорий, отвечали на провокации противников.
Экипаж ракетного катера «Р-51», службу на котором командиром БЧ-2 нёс лейтенант Валерий Хачатурян, достойно выполнял поставленные командованием задачи. Несмотря на трудности, в коллективе царили очень хорошие взаимоотношения. Валерий Аргамович и сейчас считает, что крепче флотской дружбы нет ничего. Как там в одной из песен: «и тогда наш экипаж — семья». И это правда. Военные моряки связаны одной боевой задачей — связаны общей судьбой.
Ну и, конечно, флотские будни унылыми никак не назовёшь. Разных историй, волнительных, поучительных и просто курьёзных, случалось немало. Одна из них запомнилась особенно.

Было это в 1973 году в Японском море. Шли морские учения, самые крупные на ТОФ за много лет. Хачатуряна к тому времени повысили по службе, доверив ответственность за ракетное вооружение соединения.
В одну из ночей ему поступил приказ командующего проверить сигнал одного из офицеров. Тот сообщал, что «наблюдает какую-то чертовщину».
Ночь была необычайно тихой и безлунной. И в этой обстановке Валерий Аргамович отчётливо увидел, как под водой на небольшом расстоянии от корабля с небывалой скоростью движется светящееся пятно диаметром 5-6 метров. В те годы такую скорость не мог развить ни один военный надводный или подводный корабль ни у нас, ни у наших противников. Пройдя вдоль борта, светящийся объект промчался по курсу корабля, а следом появился ещё один такой же, и через некоторое время ещё… Никаких сигналов они не подавали, действий не предпринимали. И что это было? Ответа у Валерия Аргамовича не было тогда, нет и сейчас. Но когда слышит версии уфологов о существовании НЛО, не спешит их опровергать.
Были и другие интересные случаи. На одном из военных складов, долгое время стоявшим «законсервированным», ему в руки попались документы об испытаниях торпедного катера, который управлялся с борта самолёта. И дата испытаний…1939 год!

Служба на флоте открывала перед моряками большие возможности профессионального роста. В 1979 году Валерий Аргамович сел за парту Военно-морской академии, по окончании которой вернулся на Тихоокеанский флот. Но спустя два года ему из Ленинграда поступило предложение, от которого он не смог отказаться: адъюнктура с дальнейшей научной работой на кафедре академии и преподавательской деятельностью. Так с 1983 года судьба В.А. Хачатуряна тесно переплелась с жизнью вуза морской столицы страны.
Академия вела подготовку военных кадров не только для ВМФ СССР. Здесь проходили обучение офицеры из Польши, ГДР, Вьетнама, Болгарии, Йемена и других дружественных нам стран. В тех условиях у Хачатуряна были возможности оценить и боевые, и морально-волевые качества представителей разных национальностей. С некоторыми из них, как считает герой нашего рассказа, очень бы не хотелось встречаться в бою как с противником.
Но тогда об этом никто не задумывался. Советский Союз в мире многие уважали, заверяли в вечной преданности и любви. Казалось, что это незыблемо. Только казалось…

В конце 80-х и начале 90-х распад СССР был таким стремительным, что многие не успели даже опомниться. Под обломками государства оказалась и экономика, и её армия, и флот.
Разрушительные перемены не прошли мимо военных вузов. Не дожидаясь сокращения, Валерий Аргамович подал рапорт и вышел в отставку.
На пенсии в Питере не засиделся. Ранее, параллельно с преподаванием в академии он закончил экономический вуз. Благодаря этому нашёл достойную работу в крупной финансово-промышленной группе. Более того, со временем организовал своё предприятие и… всё бы ничего, но ему, сыну военного и морскому офицеру скоро наскучила такая жизнь, не привлекала перспектива вечных забот об умножении банковского счёта.
В 2010 году В.А. Хачатурян оставил Санкт-Петербург и вернулся в родной город, в родительский дом, который очень ждал его заботливые руки. В Туапсе Валерий Аргамович с первых дней окунулся в общественную работу… Как офицеру близки ему и заботы о воспитании юного поколения патриотов.
Ныне, глядя на перемены в нашей стране, на то, какие усилия направляет государство на перевооружение и модернизацию Вооружённых Сил, с одобрением наблюдает за происходящим. Он твёрдо знает, что величие России без современной армии и мощного флота невозможно.
Лидия НИКОЛАЕВА

Р.S. Пользуясь случаем, в канун Дня Военно-Морского Флота поздравляем капитана первого ранга в отставке Валерия Хачатуряна, всех военных моряков и ветеранов ВМФ с праздником!
Спасибо за службу. Желаем вам в жизни всегда — семь футов под килем.