Музыкант – это любовь и терпение

257

Звание «Почётный работник культуры Туапсинского района» присуждается в муниципалитете всего второй год. Среди тех, кто удостоен этой награды в году нынешнем — Мария Аристидовна Колпакиди.
Она проработала преподавателем по классу фортепиано в ДШИ им. Рахманинова (по-старому — в детской музыкальной школе) 55 лет. А её общий педагогический стаж — 62 года.

Каждому ли под силу освоить игру на фортепиано? Мария Аристидовна уверена, что она сможет научить любого. Есть у неё такая способность. Пусть даже у ребёнка нет таланта. Даже если медведь на ухо наступил.
Педагог рассказывает, что ей как-то достался ученик с задержкой интеллектуального развития. Это обстоятельство вызывало некоторые сомнения в успехе занятий, но учёба у мальчика пошла, он стал неплохо осваивать программу, получал пятёрки на экзаменах.
— Главное не наличие у ребёнка слуха и не форма пальцев рук, — объясняет Мария Аристидовна. — Руку я вам поставлю – это дело техники. Важно, чтобы у ученика была любовь к музыке. А моя задача – передать ему эту любовь. И, конечно, нужно терпение — без этого никуда.
По словам Марии Аристидовны, ноты — это всего лишь значки на бумаге. Нужно ещё пропустить их через свою душу — только тогда они заиграют эмоциями, которые передадутся слушателю.

А душа у Марии Аристидовны наболевшая. Само начало жизни не сулило никаких радостей: мать на скорой отвезли в роддом, а отца в тот же день в «воронке» — в НКВД. Дело было в декабре 1936 года в крымском посёлке Симеизе.
Пока Аристид Сиамиди скитался по лагерям, его жена и двое детей пережили оккупацию Крыма и были после за это высланы в Коканд. Спустя годы комиссия по реабилитации признает всю семью незаконно репрессированной по национальному признаку.
— В Узбекистане мы жили в глиняной хижине. Ни кроватей, ни подушек, ни одеял, ни посуды. Когда нас высылали, дали три часа на сборы, и мама растерялась — почти ничего не взяла. Там, в Коканде, на свалке насобирали пустых консервных банок — вместо чашек. Ни электричества, ни водопровода. Воду брали из арыка, где местные жители мыли ноги. Огорода своего тоже не было, голодали так, что уши желтели…
Семья восстановилась лишь через десять лет — после освобождения отца, и они переехали к нему в башкирский Стерлитамак.
Музыкальность передалась девочке именно от папы — он был фотографом, но обладал тонким слухом и необычайно красивым голосом.
Мария Аристидовна вспоминает, что в Стерлитамаке на улице Карла Маркса, второй дом от угла, жил какой-то крупный мужчина. Он играл у себя на пианино, и звуки музыки были хорошо слышны во дворе. Девочку посылали в магазин за продуктами, и она, дойдя до этого «музыкального» места, останавливалась. Могла простоять и час, и два часа, пока не прослушает всю «программу». Забыв, что маме нужно готовить обед, иначе папа на работе останется голодным. Иногда ей за это влетало.
— Любовь к музыке была огромная. В музыкальной школе мне задали фрагмент из Шуберта, очень трудный. На следующий день я пришла — он был полностью разобран и отрепетирован. Учительница удивилась: обычно на него уходят недели. «Как это у тебя получилось?» А я просто целый день играла, не вставая из-за инструмента.
После средней школы было Уфимское музыкальное училище и семь лет работы преподавателем в тамошней музыкальной школе, потом последовал переезд в Туапсе.
Количество её учеников, поступивших в музыкальные училища и вузы, прошедших через престижные конкурсы, идёт на десятки. Многое говорят о педагоге и такие слова из характеристики по месту работы: «В её классе нет отсева учащихся».
Кстати, и оба сына, и внучка Лена, которую Мария Аристидовна с мужем Иваном Феофановичем воспитывали как дочь, закончили городскую музыкальную школу.
Наша собеседница рассказывает, что когда она ещё девушкой готовилась к поступлению в музыкальное училище — а конкурс, не в пример сегодняшнему дню, был огромен, шесть-семь человек на место — продумала себе запасной вариант: на исторический факультет. История ей всегда казалась интересной наукой. Воспользоваться запасным вариантом не пришлось, но «историческая жилка» после проявилась в сыне. Александр Колпакиди ныне широко известен как историк, публицист, автор книг, редактор и издатель.
Самые любимые композиторы Марии Аристидовны — Рахманинов и Чайковский. Примечательно, что греческие корни на её музыкальных пристрастиях никак не сказались. Уже в этом веке она побывала на исторической родине — Греция ей очень понравилась, но, всё-таки, русская культура оказалась ближе — это при том, что в семье все говорят по-гречески.
Прошлый год оказался очень тяжёлым. Из жизни ушли несколько самых близких людей, в том числе сын Юрий. Он жил в Греции. Совершал спортивную пробежку в горах, видимо, из азарта решил забраться на скалу — и сорвался.
Плюс к этому, сами супруги Колпакиди попали в ковидный госпиталь и еле выкарабкались, что, учитывая их возраст — за восемьдесят — почти чудо…
В квартире Колпакиди стоит старенькое, шестьдесят-какого-то года пианино. Мария Аристидовна давно не играла на нём — с тех пор, как заболела ковидом. До сих пор чувствует себя не вполне хорошо, здоровье ещё полностью не восстановлено.
— Вот, набрала себе нот, жду, когда станет получше, — говорит она. — Не могу играть кое-как. На каждое произведение нужен свой настрой, нужны силы. Как только они появятся, буду играть снова.
Очень хочу этого.

Владимир БЕЛЯЕВ