О педагогике в цифре и «паутине» – за круглым столом 

76

В Туапсе состоялся муниципальный этап конкурс «Учитель года Кубани». В настоящее время жюри подводит его итоги. 27 педагогов из 25 школ Туапсинского района изъявили своё желание посоревноваться за звание лучшего учителя и направили заявки в оргкомитет. 

Заочно, очно и в процессе дискуссии 

Муниципальный этап был, в свою очередь, разделён на три ступени, на каждой из которой число соискателей уменьшалось. На первой ступени жюри заочно рассматривало заявки претендентов, их портфолио, а также странички в соцсетях. Вторая ступень содержала очную и заочную часть: сперва судьи оценивали предоставленные учителями видеозаписи  уроков в своих школах, а затем каждый конкурент провёл показательный урок на базе Центра развития творчества детей и юношества – то есть не для своих «родных» учеников, а для незнакомой аудитории. 

К третьему этапу подошли всего семеро соискателей. Это учителя начальных классов  Елена Трухина из 2-й школы и Наталья Лахова из 24-й агойской школы, физик Елена Морозова (школа № 30, Новомихайловский), филологи Ирина Щирова (школа № 32, Островская Щель) и Луиза Мустакимова (кадетский корпус), историк Елена Лазарева из 35-й новомихайловской и преподаватель информатики Павел Николаенко из 1-й гимназии. 

Павел Николаенко, кстати говоря, является победителем прошлогоднего районного конкурса и участником заключительного краевого этапа, где занял III  место. 

Третья часть муниципального этапа представляла собой круглый стол, на котором и побывал корреспондент нашей газеты. Темы были определены заранее: плюсы и минусы дистанционного обучения, роль «цифры», повышение качества учёбы с помощью новых технологий, мотивация педагогов к профессиональному росту, их имидж в соцсетях. 

Нужно отметить, что все вопросы уже были актуальны в течение последних лет, но особо остро встали в связи с пандемией коронавируса. 

Жюри во время круглого стола выпала нелёгкая задача: в процессе свободной дискуссии зафиксировать самые дельные, остроумные, оригинальные, аргументированные высказывания и по ним определить победителя. 

В жюри входили представители управления образования и комитета развития образования, учителя-тьюторы, руководители учительских методических объединений. Протоиерей Николай Писарев из агойского Свято-знаменского храма также оценивал конкурсантов. 

— Между епархией и районным управлением образования существует соглашение о сотрудничестве. И вообще церкви важно быть в курсе педагогического процесса, особенно в это время, когда Господь посылает нам испытания, – пояснил отец Николай своё присутствие в жюри. 

Удаленка: хорошо или плохо? 

Действительно, пандемия поставила перед учительским сообществом новые вопросы, новые задачи. Прошлый год, как мы помним, наши дети доучивались в дистанционном режиме (и, кто знает, не придётся ли снова к нему прибегнуть). 

Первый вопрос круглого стола был о плюсах и минусах «дистанта». Его минусы налицо. И сидящие за круглым столом их сразу назвали. Существующие учительские практики в основном предполагают непосредственный контакт. Самый яркий пример — как формировать почерк у малыша, если ты не можешь взять его руку в свою, помочь правильно сложить пальцы, поставить нужный наклон и т.д.? Или такой казус, когда дети на видеозаписи наизусть читают заданные стихи, а на самом деле подглядывают в книжку, расположенную за камерой. 

От часов, проведённых за мониторами, затекают мышцы, портится зрение как у школьников, так и учителей. Кроме того, не у всех есть техническая возможность связываться со школой по интернету. 

И всё же, как ни странно, есть у дистанционного обучения и плюсы. Их тоже называли конкурсанты. Во-первых, удалёнка позволяет не прерывать учёбу в случае поездки или болезни, связанной с ограничением мобильности. Во-вторых, и это даже вызывает улыбку, пандемия заставила плотнее включиться в образовательный процесс родителей, многие из которых до этого искренне считали, что «их дело кормить, а школа должна учить». Многие даже подтянули свои знания по школьным предметам. 

Появилось и развилось множество полезных интернет-ресурсов, по которым можно заниматься самостоятельно. Причём, какие-то ресурсы, бывшие платными, при поддержке правительства стали свободными. Они являются прекрасным подспорьем в учёбе. Многие учителя настоятельно рекомендуют их ученикам, встраивают в свой план занятий. (Тут даже вышел любопытный спор. Одни конкурсанты высказались, что фигура учителя продолжает оставаться ключевой в получении знаний, другие считали, что существует определённый процент учеников, мотивация которых позволяет им осваивать программу полностью самостоятельно, с помощью интернет-ресурсов). 

Создай свой образ в инстаграме, педагог 

Пандемия способствовала прорыву в освоении учителями цифровых и информационных технологий. Если раньше можно было без них обойтись, оставаясь верным «мелу и доске», то сейчас такого выбора не осталось. И учителя в большинстве своём смогли быстро освоить новые технологии. Скажем, с помощью каких интернет- и цифровых ресурсов давать новый материал, как получать на проверку домашнее задание, где давать дополнительные пояснения по уроку, где решать организационные вопросы. 

Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с вопросом имиджа педагога в социальных сетях. Начиная с банального, имеет ли учитель право выставлять свои фото на пляже в купальнике и заканчивая, как с помощью фейсбуков, контактов, инстаграмов и прочих соцсетей он может влиять на мировоззрение и развитие своих учеников. 

Может ли учитель на просторах публичного Интернета быть «частным лицом» или же он может использовать его только для профессиональных целей? 

Большинство участников круглого стола выразились в том ключе, что образ учителя должен быть максимально приближен к тому учителю, который стоит у доски перед классом. Нельзя позволять себе вольностей, злоупотреблять слэнгом, опускаться до перебранок. 

И вместе с тем, учитель должен понимать, каким воздухом дышат его ученики. Ему следует внимательно наблюдать за новыми тенденциями интернет-общения, не отметать их сходу и, если они приемлемы, использовать их для решения педагогических задач. 

В конце концов, «ты не сможешь ничему научиться у человека, который тебе не нравится». Эти слова древнегреческого автора Ксенофонта привела модератор встречи Ирина Григорьева, директор школы № 14. В наше время новых технологий эти слова не теряют прежнего значения. Вот только завоёвывать любовь и уважение учеников приходится с применением этих самых новых технологий. 

Темы  круглого стола, как нам кажется, интересны не только педагогам, но и родителям. По возможности мы вернёмся к этому разговору, например, с кем-нибудь из финалистов. 

А пока будем ждать решения жюри. Скорее всего, к следующему номеру мы уже будем знать, кто представит Туапсинский район на конкурсе «Учитель года Кубани». 

Владимир БЕЛЯЕВ