Фронтовые дороги Казанской иконы Божией Матери

274

День народного единства, установленный в память о событиях далёкого 1612 года, когда только всеобщее единение спасло страну от великого хаоса, Русской Православной Церковью почитается как день Казанской иконы Божией Матери. Этот образ Богоматери с момента своего чудесного обретения в 1579 году на пепелище в Казани считается заступническим для страны. Икона во все времена являлась невидимым щитом невиданной силы, который вырастал перед врагом или бедой, грозившими России.
Не стала исключением и Великая Отечественная война,
когда в эпоху тотального атеизма перед лицом смертельной угрозы люди обращались к вере как к последней надежде
и получали спасение.

Некоторые из необъяснимых явлений, происходивших на фронтах
Великой Отечественной, официально задокументированы. Другие передавались устно, превращаясь в легенды. Пожалуй, самой известной является история о воздушном крестном ходе над Москвой, который остановил наступление немецкой армии. В декабре 1941 года якобы по приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась Казанская икона Богородицы. (Иногда упоминаются и другие Богородичные образы. Одни говорят про чудотворный список с Тихвинской иконы Божией Матери, хранившийся в храме села Алексеевское. Другие — про аналогичную икону, но уже из самого Тихвина или из Ленинграда. Есть и ещё один вариант, по которому Тихвинская икона участвовала в воздушном крестном ходе, а Казанский образ был пронесён по оборонительным позициям.) Однако ни свидетельств лётчика, который совершал или мог бы совершить такой полёт, ни воспоминаний священников, проводивших подобный молебен, не сохранилось (или засекречены?). Сегодня в различных изданиях можно встретить ссылки на воспоминания Валентина Владимирова, который в 1941-м служил в охране Кремля. «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, — вспоминает он, — мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолёт «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву». Упоминается в этой связи и рассказ ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, который заявлял, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина — облёта Москвы самолётами с иконами на борту. Правда, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трёхместных» самолётов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках.
К сожалению, ни историки, ни духовенство официально не подтверждают версию о прошедшем крестном ходе, но и не опровергают её категорически. Следует заметить, что по чудесному стечению обстоятельств, на следующий день после предполагаемого воздушного облёта резко похолодало и пошёл сильный снег, видимость упала, что дало возможность Красной Армии перегруппироваться и начать контрнаступление.
Надо сказать, что несколькими месяцами ранее, сразу после начала Великой Отечественной войны, в далёком Ливане произошли события, которые, как оказалось позже, и послужили толчком тех чудес, которые связывают с образом Богородицы.

Митрополиту Антиохийскому Илие (Караму) в Ливане после трёхдневной молитвы было явление Богородицы, в котором она объявила: «По всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов, выпустить из тюрем. Сейчас готовятся сдать Ленинград — делать этого нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города. Потом она должна оказаться в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если всё это не будет исполнено, Россия погибнет». После этого, как гласит легенда, по каналам Красного Креста Илия связался с советским правительством и передал слова Пречистой. В это время вокруг Ленинграда уже сомкнулось кольцо блокады. Рассказывают, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия и поручил исполнить то, что передал Илия. (Илия позже приезжал в Россию и был на приёме у Патриарха Московского и всея Руси Алексия.)
После этого из Владимирского собора в Ленинграде вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города. Кто-то рассказывает, что крестный ход был не пешим, а так же, как и над Москвой, был совершён облёт. Документальных подтверждений, опять-таки, этому до сих пор не найдено. Однако действительным фактом является то, что в десяти храмах города начались регулярные богослужения, в церквях проходили таинства причастия, хотя для этого требовались красное вино и мука. Малоизвестным фактом является то, что власти блокадного Ленинграда согласились выдавать священникам минимальное количество вина и муки, для причащения. В одном из городских музеев хранится расписание служб декабря 1941 года в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбёжек. С 1942 года власти Ленинграда разрешили крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери внутри ограды вокруг Владимирского собора. А в Пасху 1942-го освящали не куличи, а кусочки блокадного хлеба. Само же богослужение перенесли на 6 часов утра, так как фашисты именно к Пасхе приурочили особенно яростный налёт на город.
И ещё один уникальный факт: 11 октября 1943 года 12 ленинградских священников, в том числе и митрополит Алексий, были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

После Ленинграда дорога иконы лежала в Сталинград. Решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворным образом. Победа под Сталинградом, где враг потерял убитыми, ранеными и пленными до полутора миллионов человек, стала коренным переломом во Второй мировой войне. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Сохранились также документальные воспоминания очевидцев о «Сталинградском знамении», свидетелем которого было множество людей. Летом 1942 года, при очередной попытке фашистов взять город штурмом, в самый критический момент битвы бойцы одной из частей 64-й армии генерала Чуйкова увидели в ночном небе Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. К сожалению, во всех документах умалчивается, что конкретно увидели солдаты в сталинградском небе. Однако многие исследователи Сталинградской битвы, анализировавшие соотношение техники, боевой подготовки и морального уровня советских и германских войск, сходились во мнении, что было нечто, выходившее за пределы человеческого понимания и, возможно, поэтому тщательно оберегаемое до сих пор в секретных папках государственных архивов.

Фронт двигался на Запад, вместе с ним и Казанская икона. Ещё одна
легенда связывает образ Пресвятой Богородицы со взятием Кёнигсберга в 1945-м году. Правда, стоит отметить, что единой канонически утверждённой версии произошедшего не существует. Тем не менее сохранилось свидетельство одного из присутствовавших при нём офицеров: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были всё ещё сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кёнигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен».

К неоспоримым фактам, связанным с Казанской иконой Божией Матери,
относится освобождение Киева нашими войсками в день празднования в честь Казанского образа – 4 ноября 1943 года.
В 2009-м стало известно ещё об одной удивительной истории, главную роль в которой сыграл Казанский образ Богородицы. События, описываемые в ней, произошли в один из дней кровопролитных боёв в древнем городе Мценске. Солдат Вермахта Йозеф Бертрам, верующий католик, обнаружил на развалинах храма Казанскую икону Божией Матери. Несмотря на то, что всё вокруг выгорело дотла, образ был не тронут огнём, икона оказалась неопалимой. Как глубоко верующий человек, Йозеф взял икону с собой и пронёс её до конца войны. Он был уверен, что именно этот образ Пречистой помог ему невредимым вернуться домой. До конца своих дней бывший солдат Вермахта хранил чудотворную икону, спасшую ему жизнь, в своём доме, а перед смертью завещал вернуть её в Россию. Сын Йозефа Бертрама стал монахом и подвизался в Бенедиктинском аббатстве под Мюнстером, куда после смерти отца он передал икону. В августе 2009 года было выполнено завещание старого солдата. Монахи Бенедиктинского аббатства привезли святыню в Москву и передали архиепископу Волоколамскому Илариону. 8 ноября того же года состоялась торжественная встреча чудотворного образа на центральной площади Мценска, а затем крестным ходом Казанская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Троицкий храм.
Было ли это всё это на самом деле? Для любого из нас это вопрос веры, который каждый решает для себя сам. Даниил Гранин, для которого война пахла страхом и солдатским потом, считал, что в окопах атеистов не было. Бесспорно одно: тот героизм и самоотверженность, мужество, несгибаемость и жертвенность, которые во время Великой Отечественной войны проявили советские люди, иначе как проявлением высших (если хотите – божественных) сил объяснить невозможно.

По материалам интернет-СМИ