Защищать державу, не щадя крови и самой жизни 

171

Так поступит любой военный моряк, считал легендарный туапсинец, прославленный подводник, Герой Советского Союза, вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин. При жизни он был почётным гражданином трёх городов: своей малой родины Туапсе, Херсона, который дал ему путёвку в морской флот, Петропавловска-Камчатского, где он служил и жил долгие годы. В его честь названы улицы, площади. Его имя с 1997 года носит туапсинская средняя школа №5, в которой он когда-то учился. 

Имени героя будем достойны 

Это девиз учеников и педагогов школы. Как рассказала ответственная за поисковую работу, учитель русского языка и литературы Галина Владимировна Шаповалова, два десятилетия учителя и дети вели исследовательскую деятельность, запрашивали материалы в музеях, редакциях военных изданий, библиотеках. Вся эта информация хранится в школьном фонде, отражена на стенде героя и размещена на сайте учебного заведения. Но самым ценным, по словам педагога, было общение с людьми, лично знавшими Григория Ивановича. В Туапсе жили сёстры легендарного подводника, одна из них Евгения Ивановна часто приходила в школу и рассказывала детям о брате.

В октябре прошлого года в жизни СОШ №5 произошло важное событие: в гостях у них побывала делегация московской школы №236, которая также носит имя Г.И. Щедрина (таких школ в стране всего две: наша и столичная). Москвичи участвовали в акции «Путь героя», поэтому и отправились на родину Григория Ивановича. Они привезли в подарок нашей школе кое-какие материалы о Щедрине, туапсинцы в ответ поделились своими наработками. Московские школьники посетили и места боёв, которые шли на подступах к Туапсе. 

Ежегодно 1 декабря, в день школы, в СОШ №5 проводится торжественная линейка-посвящение. Первоклассникам повязывают синие галстуки, и они дают клятву быть достойными имени героя. 

В одном из кабинетов есть парта Щедрина, сидеть за которой считается среди учащихся большой честью. Сейчас прорабатывается вопрос о создании в пятой школьного музея — впереди большая и кропотливая работа. 

От Черноморья до океанских широт 

Г.И. Щедрин родился 1 декабря 1912 года в Туапсе. Наверное, уже одно это можно считать знаком судьбы. Детство Щедрина прошло в Небуге. Ну, какой мальчишка, растущий на побережье, не мечтает о море? Так как Гриша был старшим из шестерых детей, ему приходилось помогать родителям – с 12 лет он работал на лесозаготовках. Однако, лето 1926 года сделало судьбоносный поворот в нужную сторону и во многом предопределило будущее четырнадцатилетнего юноши. По крайней мере, мечты о морских далях стали реальностью. Гриша Щедрин на время летних каникул поступил юнгой на двухмачтовую шхуну «Диоскурия». Через год, окончив в Туапсе семилетку, поступил в Черноморское пароходство матросом. Тогда же Григорий Щедрин стал комсомольцем.  

В самом начале 1930 года Григорий поступил в Херсонский рабочий техникум водного транспорта. Спустя два года Щедрин стал ходить в море штурманом на нефтеналивном танкере «Совет горнорабочих». То были незабываемые походы — плавания в различные порты Европы, и даже на самый юг Африки в Кейптаун дали бесценный опыт молодому перспективному моряку. 

Через пару лет странствий Григория призвали на службу в ряды Военно-морского флота. Сначала были курсы командиров запаса, затем юношу направили в Учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова, а стажировку он проходил на подводной лодке «Щ-301» на Балтике. Это была головная лодка первой советской серии средних дизельных подлодок, которая при постройке получила имя «Щука», а спущена на воду была 1 декабря 1930 года – как раз в день восемнадцатилетия Григория Щедрина. Разве не символично, что свою первую практику будущий герой проходил именно на ней? 

После учёбы, в 1937 году, Григория Ивановича направили на Тихоокеанский флот, где год он служил старпомом на субмарине «Щ-114», затем до июля 1938 года командовал «Малюткой», предназначенной для ближней защиты берегов. После стал командиром другой торпедной «Щуки» — 110-й. В 1939-м экипаж Щедрина занял первое место на Тихоокеанском флоте и два года его удерживал – подлодке не было равных в состязательных торпедных стрельбах. В дальневосточных морях она прошла тысячи километров, дважды зимовала за ледовой кромкой. 

В 1940 году Г. И. Щедрина, тогда уже в звании капитан-лейтенанта, назначили командиром строящейся на «Дальзаводе» субмарины «С-56». В октябре 1941 года она вступила в строй и вошла в состав третьего дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Вот что писал Григорий Иванович об испытаниях этой подводной лодки: 

«…Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело — управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше — герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения — такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру — всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки — эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие! В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере. Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблём…» 

Именно эту лодку позже заслуженно назовут «лодкой из легенды». В 1975 году «С-56» установлена на Корабельной набережной Владивостока. Она стала музеем, где собран уникальный материал, посвящённый героизму советских моряков-подводников. 

Девять морей и три океана 

После испытаний экипаж «С-56» без задержек сдал вступительные задачи курса подготовки подводных лодок, летом 1942 года субмарина перешла в первую линию. В октябре по инициативе Григория Щедрина она в составе ещё шести подлодок отправилась в свой главный поход из Тихоокеанского флота на Северный – беспрецедентный в истории подводного плавания переход через девять морей и три океана. Преодолев более 17 тысяч морских миль (почти 28 тысяч километров), «С-56» в марте 1943 года добралась до точки новой дислокации – города Полярного в Мурманской области, расположенного на берегу Кольского полуострова Баренцева моря.  

Морской поход, длившийся несколько месяцев, постоянно бросал советским подводникам новые вызовы. После выхода с базы во Владивостоке какое-то время лодке из-за неполадок пришлось плыть в крейсерском (надводном) положении. В Японском море верхнюю палубу субмарины сильно потрепал тайфун, в частности, повредив антенны. Потом отказали двигатели, и экипажу с трудом удалось завести один из них – лодка смогла добраться до Петропавловска-Камчатского. 

Позже, когда «С-56» прибыла на американскую базу Датч-Харбор на Алеутских островах, экипаж узнал о гибели «Л-16», которая отправлялась вместе с ними. Было установлено, что советское подводное судно потопили японцы. На выходе из Датч-Харбор 29 октября подлодку под командованием Щедрина атаковала неустановленная субмарина. К счастью, торпеда прошла под днищем и не взорвалась. «С-56» взяла курс через Сан-Франциско на Панаму. У берегов Южной Калифорнии её вновь атаковала неизвестная подлодка: в этот раз наши уклонились подачей полного хода, и торпеда прошла в 50 метрах за кормой. 

По Панамскому каналу «С-56» вышла в Карибское море и через американскую базу Гуантанамо на Кубе направилась на север Атлантики. Восьмого декабря лодка попала в жестокий шторм ближе к берегам Канады. Стихия, бушевавшая несколько дней, отбросила «С-56» на шестьдесят миль от намеченного курса и повредила корпус, снарядный погреб затопило. Но советские подводники из последних сил добрались до Галифакса, возле которого их чуть не расстреляли корабли союзников, приняв русских моряков за вражескую цель. В канадском порту экипажу подлодки пришлось задержаться на две недели – субмарина требовала серьёзного ремонта.  

При прохождении Атлантического океана в его северной части подводная лодка под командованием Григория Ивановича Щедрина снова подверглась буре и, придя в Розайт (Шотландия), опять встала на ремонт. Последний переход субмарины – из Леруика (Шетландские острова, территориально принадлежащие Шотландии) в Полярный. Пересекая северный полярный круг, лодка снова встретилась с неизвестным противником, но штормовые волны не позволили субмаринам сблизиться, и неопознанный советскими подводниками объект удалился. Восьмого марта 1943 года в районе Териберки «С-56» встретили эсминец «Валериан Куйбышев» и два сторожевых корабля и сопроводили к месту базирования. В тот же день она была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Поставленная перед Г.И. Щедриным и его командой задача была выполнена. 

Раз семнадцать он тонул или лодка-привидение 

Спустя три недели после своего захода в Екатерининскую гавань Полярного подводная лодка С-56 отправилась в свой первый боевой поход. И в этот же день она одержала победу, подбив крупный немецкий транспорт. Вражеские сторожевики обнаружили советских подводников и стали усиленно атаковать. Но наши спецы провели ряд ловких манёвров, и лодка ушла от неприятеля целой и невредимой. Через несколько дней «С-56» атаковала и оставила на дне морском ещё одно крупное немецкое судно. 

Всего лодка, которой управлял Григорий Иванович Щедрин, совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать «С-56», но тщетно. Она была на особом счету у гитлеровского высшего командования. Когда до него доходила информация, что подлодка под командованием Щедрина вышла в море, всем фашистским кораблям, находящимся в том регионе, по радио давались особые указания быть предельно внимательными. Но бойцы Щедрина продолжал топить вражеские суда. 

Семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. После серьёзнейших атак на советскую подводную лодку её командиру Григорию Ивановичу приходилось идти на хитрость. В торпедные аппараты загружались промасленная ветошь, банки с дизельным топливом и даже обмундирование моряков, а потом эти «снаряды» выстреливали – так создавалось впечатление, что «С-56» взорвалась. 

Позже штурман одной из немецких подлодок Хельмут Кранк в своих мемуарах вспоминал, что эту советскую лодку считали привидением, а самого немецкого подводника понизили в звании, потому что однажды сообщил своему командиру, что «С-56» в этот раз точно потоплена, а она снова всплыла, как ни в чём не бывало. И продолжила сражаться, выходя победителем в самых сложных ситуациях – 31 марта 1944 года лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 45-го присвоили звание гвардейской. Её командир за боевые заслуги, проявленные мужество и героизм 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза – награду, достойную талантливого подводника, наделённого мужеством, железной волей, тактической смёткой. 

Верный военно-морскому делу 

После войны Григорий Щедрин служил на Балтике. После прохождения в 1948 году академических курсов при Военно-Морской академии, в 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. Тогда же его назначили командующим Камчатской военной флотилией, которую он возглавлял почти пять лет. Как потом вспоминал Щедрин, то были напряженные и насыщенные событиями годы, которые требовали кипучей деятельности и приложения всего имеющегося  опыта, знаний и энергии. Трудиться приходилось много, не считаясь со здоровьем и отдыхом. Ведь Григорий Иванович тогда не только командовал флотилией, но и был депутатом Камчатского облсовета. 

Ничего не проходит бесследно: в 1959 году у Григория Ивановича возникли серьёзные проблемы с сердцем. По этой причине его перевели в Москву, он поступил в распоряжение Главкома ВМФ. Позже его назначили главным редактором журнала «Морской сборник». Ведь ко всем своим военным талантам Щедрин ещё и замечательный писатель. Его перу принадлежит большая серия исторических очерков, а также книги «Подводники», «На борту С-56», «Под глубинными бомбами», «Верность присяге» и другие. В 1973 году Г.И. Щедрин вышел в отставку, но до последних дней (он умер 7 января 1995 года) продолжал сотрудничать с изданием, и был в редколлегии журнала. Он так напутствовал молодёжь: «Едва ли найдётся более благородная профессия, чем наша — защищать Отечество. Военный моряк в моем представлении — патриот своего государства, хранитель и продолжатель лучших воинских и флотских традиций, хорошо понимающий интересы своего народа и своей державы, готовый защищать их в любых условиях, не щадя крови и самой жизни». 

Ольга СЕДЛАЧЕК