Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин

1928

Трижды Герой Советского Союза, человек, чьё имя стало нарицательным в самом хорошем смысле и синонимом непревзойдённого мастерства, легендарный лётчик Александр Покрышкин завоевал свою славу в жестоких боях с врагом. И немцы так его боялись, что когда ас поднимался в небо, предупреждали по радио об этом своих лётчиков.
Он летал в небе над Кубанью, и над Дефановкой в том числе. Сегодня его имя носит средняя образовательная школа № 36 этого села.

«…Внизу, под нами, Туапсе, поворотный пункт нашего маршрута. Теперь курс на север, на Краснодар. На полпути от Туапсе до Краснодара меня охватило беспокойство, показалось, что летим к берегу Азовского моря. Ещё раз сверил наш курс по ориентирам, расположенным слева и справа. Идём правильно. Огляделся и понял, что в заблуждение ввели весенние разливы Кубани и её многочисленные плавни. Воды столько, что её можно было принять за залив Азовского моря…»

Это отрывок из воспоминаний Александра Ивановича Покрышкина. Директор СОШ № 36 с. Дефановка Светлана Громыко рассказала, что решение, чьё имя будет носить школа, было принято учениками и педагогами на общешкольном собрании. До этого каждый класс готовил представление своего героя. В самой 36-й есть стенд, посвящённый Покрышкину. Кто-то из родителей отдал в дар школе ставшую уже раритетной книгу из домашней библиотеки «Небо войны» 1970 года издания – военные мемуары, написанные самим Александром Ивановичем. Один из выпускников учебного заведения – курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища Никита Бородин, – признаётся, что теперь с гордостью говорит, что школа, в которой он учился, носит имя героя-авиатора.

Мечта летать
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новосибирске в семье рабочего. Окончив 7 классов, пошёл работать слесарем на завод. В 19 лет парень стал курсантом военной школы авиатехников, окончил её с отличием и отправился в Ленинград на курсы усовершенствования. Спустя два года получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74-й Таманской стрелковой дивизии в Краснодаре. Четыре года Покрышкин проработал техником, не оставляя мечты стать лётчиком. Для этого он настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. За эти годы Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, но всё время получал отказ. Тогда Александр Иванович решил действовать по-другому. В сентябре 1938 года во время очередного отпуска он за семнадцать дней освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и сдал экзамен на «отлично». К сороковому рапорту он приложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил и её. Сразу же получил должность младшего лётчика 55-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа.

Познать себя в бою
Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В первый же день — 22 июня – его аэродром подвергся бомбардировке. А первую победу он одержал в бою 26 июня, сбив во время разведки немецкий «мессер». Спустя неделю в воздушной схватке он сбил ещё один вражеский самолёт, но и сам был подбит немецкой зениткой за линией фронта: четыре дня он добирался в свою часть, рискуя оказаться во вражеском плену.
Осуществляя боевые вылеты, анализируя их после, он всё больше убеждался, что тактика советских ВВС устарела. Покрышкин начал заносить свои идеи и детали полётов в записную книжку, делал подробный их разбор. В первые дни войны наши войска находились в крайне сложных условиях постоянного отступления. Исключением не была и авиация. Эскадрилья Покрышкина участвовала в оборонительных операциях в Молдавии, на Донбассе, под Ростовом-на-Дону. Позже легендарный лётчик говорил: «Кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны». Не раз он бывал на волосок от смерти. И видя, как гибнут товарищи, бесстрашно продолжал выполнять боевые задания. Так, зимой 1941 года он на своём МиГ-3 смог взмахнуть в небо, несмотря на грязь и дождь, после того как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Александру Покрышкину предстояло определить местонахождение танков генерала Клейста, командовавшего немецкой армией на южном направлении. Они были остановлены перед городом Шахты и затем потеряны советской разведкой. Покрышкин в сложных погодных условиях смог отыскать «пропажу», с топливным баком на нуле вернуться и доложить важную информацию. За это задание его наградили орденом Ленина.
В 1942 году советский лётчик бил фашистскую нечисть в небе над Кубанью. Он отличился в боях за наш родной край: за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, тринадцать самолётов, сбитых лично и шесть в группе командиру эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Сочетание отваги и мысли, мастерства и поиска
Так позже вспоминал в своей книге «Познать себя в бою» Александр Иванович те жаркие дни битвы за Кавказ:

«Мы жаждали появления «юнкерсов», чтобы на них проверить новые тактические приёмы и мощное вооружение самолётов. Около часа «прочёсывали» передний край обороны, патрулируя маятниковым методом. Бомбардировщики и истребители в воздухе не появлялись. Видимо, наш внезапный удар по группе «очистки» спутал карты фашистов. Они отказались от нанесения бомбового удара. Горючее подходило к концу, и мы взяли курс на Краснодар.
При возвращении, не отвлекаясь от наблюдения за воздушным пространством, ещё раз мысленно проиграл динамику нашего боевого вылета, продумал, соответствовала ли она нашим разработкам. Сейчас на практике, в боевых условиях проверялось всё, над чем мы думали и работали во время нашего переучивания на новую материальную часть. Родились эти формы не случайно. Мы понимали, что воевать так, как сражались в небе в прошлом, нельзя. Анализируя свой боевой опыт и опыт других лётчиков за два годы войны, пришёл к выводам, что мы зачастую действовали тактически неграмотно. А это приводило к неоправданным потерям. Подвиг требовал сочетания отваги и мысли, мастерства и поиска…»

Об устаревшей тактике Покрышкин неоднократно говорил командиру своего полка, но тот не принимал критики — всё это усложняло отношения. Конфликт дошёл до того, что против аса сфабриковали дело и передали в военный трибунал. И только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли Покрышкина — дело было прекращено, его восстановили в партии и в должности. Александр Иванович продолжал изучать боевой опыт своих товарищей и возможности самолётов, что позволило ему разработать новые приёмы ведения воздушных боёв, отбросив в тактике всё, что мешало уверенно побеждать врага. Альбом со схемами и расчётами, модели самолётов стали учебными пособиями по тактической подготовке лётчиков сначала эскадрильи, а потом и полка.
Из военного опыта Покрышкин знал, что главная и самая трудная задача в бою – сбить ведущего, тем самым деморализовать противника, заставить его выйти из схватки и вернуться на свой аэродром. И практически в каждом сражении её брал на себя Александр Иванович.

Впервые в истории страны
Второе звание Героя Советского Союза в статусе уже гвардии подполковника он получил в августе 1943-го за почти полтысячи боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В тот год он уже был участником не оборонительных, а наступательных операций: Миусской, Донбасской, Мелитопольской, а также блокировки вражеских войск в Крыму. К концу 43-го на счету прославленного лётчика было уже полсотни сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Покрышкин – командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой он командовал до конца войны. Причём несколькими месяцами раньше ему предлагали продолжить службу в Главном штабе военно-воздушных сил Красной Армии. Но боевой лётчик-истребитель отказался и остался в своём полку.
В августе Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками впервые в истории страны он был удостоен третьей медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза. Войну закончил в звании гвардии полковника.
Всего же за время боевых действий Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 и в группе — 6 самолётов противника. Так официально считалось в СССР. После распада страны некоторые исследователи начали занижать количество побед трижды Героя. Однако после детального изучения архивов данные трудов этих авторов были опровергнуты.
Однажды в личном разговоре с В. Молотовым Александр Иванович сказал, что сбил 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно. По некоторым публикациям, в общий счёт уничтоженных Покрышкиным вражеских машин в 1941 году не вошли ещё несколько побед, так как документы штаба истребительного полка были уничтожены при отступлении. Кроме того, он нередко отдавал свои победы подчинённым, в основном пилотам ведомых самолётов. Это была распространённая практика стимулирования бойцов. Сам Александр Иванович относился к незачтённым самолётам спокойно: все они пополняли общий счёт Победы.
После войны Александр Покрышкин продолжил военную службу: в 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1957-м — Военную академию Генерального штаба. Почти четверть века на ответственных должностях служил в войсках ПВО страны. В августе 1953 года он получил генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации.
Среди его многочисленных наград — 17 орденов СССР и множество медалей, в числе которых золотая медаль «За боевые заслуги» от имени президента США Франклина Рузвельта.
Имя великого лётчика увековечено не только на Земле — в 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В его честь названы улицы российских городов, его имя носят школы — в их числе сельская школа Туапсинского района. И мы этим гордимся.

Ольга СЕДЛАЧЕК