Мне жизни дался бедный клад 

272

Двести двадцать один год исполняется сегодня главному русскому поэту.
О Пушкине мы знаем много. Его записи и воспоминания современников позволяют нам воспроизвести его жизнь довольно подробно. Тем не менее любое новое свидетельство, касающееся его сочинительства или быта, всегда вызывает огромный интерес – и среди пушкиноведов, и среди любителей поэзии.
В этой статье, не претендующей на исследовательскую оригинальность, мы предлагаем читателю проверить, насколько хорошо он знает творчество и биографию Пушкина, пройти своеобразный тест. Если большинство фактов, приведённых в тексте, вам уже известны, значит, как минимум вы не чужды литературоведению.

Дрезденские пистолеты 
Загадочна судьба пистолетов, из которых стрелялись Пушкин и Дантес.
По самой распространённой версии, эти пистолеты принадлежали сыну французского посланника Эрнесту де Баранту. Позже из них же де Барант стрелялся с Лермонтовым – та дуэль обошлась малой кровью.
После смерти де Баранта (а прожил он недолго, не оставив детей) пистолеты переходили из рук в руки, но потом осели в частном музее почты французского города Лимрэ.
На табличке рядом с экспонатом значилось, что эти пистолеты использовали на дуэли пэр Франции Геккерн-Дантес и русский писатель Пушкин, автор книги про почту (имелась в виду повесть «Станционный смотритель»). Об этой находке рассказывал очерк «Роковое оружие» в «Огоньке» 1969 года.
Выкупить пистолеты пытались и потомки Пушкина, и потомки Дантеса, но хозяин музея Пьер Поль был связан обязательствами – он завещал свою коллекцию музею почты г. Амбуаза.
В 1989 году дуэльный набор был изъят из музея, и президент Миттеран передал его в дар президенту Горбачёву как знак дружбы между двумя странами.
Однако покушение на муниципальную собственность Амбуаза вызвало во Франции протест общественности, и пистолеты пришлось вернуть – после того как они полгода были выставлены в музее А.С. Пушкина в Ленинграде. Теперь они хранятся в сейфе амбуазской мэрии, так как тамошний музей почты больше не существует.
Но и это не конец истории. По оценкам некоторых экспертов, скорее всего пистолеты дрезденского мастера Карла Ульриха произведены не раньше 1838 года, а следовательно, к Пушкину отношения не имеют.

Тридцать вызовов на дуэли 
Всего за Пушкиным значилось 30 вызовов на дуэли. 25 дуэлей не состоялись, 4 дуэли прошли бескровно (дважды Пушкин, как и его противник, промахивался, дважды поэт после промаха противника отказывался от выстрела), 30-я дуэль оказалась смертельной.
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
Эти строчки стали причиной вызова Пушкина его другом Кюхельбекером в 1819 году. Когда Кюхельбекер стал целиться, Пушкин крикнул секунданту Дельвигу: «Стань на моё место! Здесь безопаснее». Рука Кюхельбекера дрогнула, пуля пробила фуражку Дельвига. Пушкин от выстрела отказался.
В Кишинёве во время дуэли с прапорщиком генштаба Зубовым, обвинённым в шулерстве, Пушкин ел вишню из фуражки, пока в него целился противник. Так поступил и герой одной из «Повестей Белкина». В Зубова Пушкин стрелять отказался.

«Вы, может быть, не знаете, что у меня аневризм. Вот уже восемь лет, как я ношу с собою смерть»
Это из черновика так и не посланного письма в канцелярию Воронцова в 1824 году. Рапортуясь больным, Александр Сергеевич рассчитывал избежать оскорбительной для него поездки «на саранчу» в Херсонскую губернию. Позже под предлогом лечения аневризмы Пушкин неоднократно пытается уехать в Европу. Он всю жизнь хотел посмотреть заграницу, это его желание так и не исполнилось.
Когда же знаменитый дерптский хирург Мойер изъявил согласие прооперировать Пушкина, приехав к нему в Псковскую губернию, тот отказался.
Аневризма, «расширение в одном месте боевой жилы» (то есть артерии) в то время являлась модной болезнью, её считали смертельной. Пушкинская аневризма голени, по всей видимости, – самое обычное варикозное расширение вен.

Пушкин с карими глазами 
С линёвским портретом Пушкина загадок не меньше (на фото), чем с дуэльными пистолетами. Портрет всплыл в 1877 году. Его передал в дар Александровскому музею артист Леонидов, получивший его в приданое со своей женой. Возможно, это последний прижизненный портрет поэта, предположительно 1836-1837 года.
Пушкин здесь без романтического ореола, изображение очень реалистично. Тут он совсем не такой, как у Кипренского, Тропинина, Соколова или на гравюре Райта. Черты лица грубы, видны проплешины в волосах.
Однако сомнений немало. За портретом закрепилось название линёвского. Но о том, рисовал ли его отставной ротмистр Линёв, свидетельств нет. Да и вряд ли Пушкин доверился бы художнику-любителю. Глаза Александра Сергеевича на портрете – карие вместо голубых. Пуговицы сюртука – «на женскую сторону», словно на перевернутом литографическом оттиске. Экспертиза 1986 года установила, что изображение правлено реставратором – этим, может быть, объясняется его реализм.
Есть версия, что он сделан не с натуры, а с рисунка «Пушкин в гробу» Бруни.

Ужасный век, ужасные сердца 
Название «Маленькие трагедии» является оксюмороном, самому себе противоречащим выражением. Заглавие трёх из четырёх маленьких трагедий тоже оксюмороны: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В заглавии «Моцарт и Сальери» – не противоречие, но противопоставление – двух разных подходов к творчеству.
Многие ли задумывались, что каждая из маленьких трагедий – пьеса-перевёртыш? Вы можете принять любую сторону конфликта. Сами решайте, кто нравственен, а кто порочен. Можно показать дона Гуана развратником, а можно идеальным влюблённым, в Моцарте увидеть гения или незаслуживающего божия дара вертопраха и так далее.
Как сказала Анна Ахматова, «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина».

Неродная племянница 
Леони-Шарлотта Геккерн-Дантес (1840-1888) – племянница жены Пушкина, младшая дочь Дантеса и Екатерины Николаевны Гончаровой.
Она почти не имела русского общения, однако, по словам её брата, Луи-Жозефа, «говорила и писала по-русски лучше многих русских, была до мозга костей русской. Обожала Россию и больше всего на свете Пушкина». Люди, знавшие Леони-Шарлотту, называли её необыкновенной девушкой.
С отцом у нее были тяжёлые отношения. Она винила его в гибели своего кумира. Хранила у себя несколько портретов Александра Сергеевича, знала все его сочинения. Дочь сенатора не интересовалась светской жизнью, при этом прошла на дому курс Политехнической школы. Скончалась в психиатрической больнице.

Тридцать вёрст – нипочём 
Пушкин любил пешие прогулки. «Он выходил из города рано поутру, выпивал стакан вина на Средней Рогатке и к обеду являлся в Царское Село (это тридцать вёрст). После прогулки в его садах, он тем же путём возвращался назад», – пишет Аненков.
«Пушкин в путешествии никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шёл по дороге вперёд и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах, особенно же любил вмешиваться в разговоры рабочих артелей. Народный язык он знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьянскую серую толпу настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всём», – вспоминает Нащоков.

Эти разрозненные факты вряд ли будут откровением для почитателей Пушкина, но, возможно, разожгут аппетит у тех, кто только начинает интересоваться загадками его жизни.
Тема эта неисчерпаема, и у того, кто начнёт её, впереди много интересных открытий.

Владимир БЕЛЯЕВ