Учебно-научная конференция прошла в Туапсинской морской кадетской школе

142

Туапсинская морская кадетская школа, возглавляемая директором Олегом Ступаковым, вновь стала площадкой для учебно-научной конференции школьников «На перекрёстке наук».

Первая конференция была проведена два года назад, и в ней участвовали четыре (включая хозяев) кадетских корпуса. В 2020 году мероприятие провести не удалось из-за пандемии коронавируса, но зато нынешняя конференция расширила количество кадетских корпусов-участников до шести и приобрела краевой статус – вместо межшкольного.

Кроме хозяев площадки, свои проекты на конференции представили кадеты Бриньковского, Курганинского, Кубанского, Тимашевского казачьих корпусов, а также Краснодарского президентского кадетского училища.

Двадцать девять проектов были разделены по трём секциям: гуманитарной, естественно-научной и социально-технологической.

Во избежание конфликта интересов в экспертной комиссии (как и два года назад) не было ни одного преподавателя из соревнующихся учебных заведений. Работы ребят судили преподаватели РГУПСа, педколледжа, Сочинского госуниверситета, Российского экономического университета имени В.Г. Плеханова, а также учителя других школ. Из девяти членов жюри – шестеро с кандидатскими степенями.

У нас не было возможности познакомиться со всеми двадцатью девятью проектами, но те выступления, которые удалось послушать, показались нам весьма любопытными. Тематика внутри каждой из секций была довольно разнообразная. Например, на площадке гуманитариев десятиклассник Иван Бровка рассказывал об отношении молодёжи к Великой Отечественно войне, а Мирон Дегтярёв – о вариантах английского языка (заранее скажем, что последний стал победителем номинации).

Если даже брать название заявленных проектов по списку, они как минимум вызывают интерес: «Батальный жанр в графике», «Экологическое самоубийство», «Исследование оптоволоконных кабельных систем»,  «Типы темпераментов в русской литературе»», «Дружественные числа в информационной безопасности»  и даже «Тушёнка с автоподогревом».

Бросались в глаза глубокая погружённость молодых людей в изучаемый материал, умение обосновать свою позицию. С другой стороны, в ряде случаев видна была заинтересованность экспертов тем, что они слышали от ребят – особенно когда речь шла о новых технологиях. Сегодня эти технологии, с одной стороны, становятся всё разнообразнее, с другой – всё доступнее, и нередки ситуации, когда даже человеку с учёной степенью есть что почерпнуть у школьника.

Например, выслушав сообщение Романа Кононенко из Тимашевского кадетского корпуса о 3D-технологиях, эксперты подробно стали расспрашивать его о 3D-принтерах, которые создала семья Романа в домашних условиях: в чём их преимущества и недостатки, по сравнению с поставленными на поток аппаратами, какова их себестоимость.

Дмитрий Терешин из Кубанского казачьего кадетского корпуса имени Бабича рассказал о том, как бесплатно распространяемая компьютерная программа GeoGebra, созданная для решения математических задач, может помогать школьникам в изучении планиметрии. Тут произошла дискуссия – один из судей считал, что геометр должен уметь обходиться лишь циркулем и линейкой, а компьютер только мешает развитию воображения. Автор же проекта настаивал, что GeoGebra – это дополнительный инструмент для внеурочной работы, способный заинтересовать тех, для кого математика сложна и непонятна и кто в отсутствие программы GeoGebra, возможно, вообще за циркуль и линейку не возьмётся.

Антон Смола из Тимашевска объяснял, как писал код сайта для интернет-магазина и каковы особенности коммерческих сайтов вообще, а Матвей Тимошенко из Курганинска, делая доклад о роли иллюстрации в восприятии героев художественных произведений, представил нарисованные им портреты персонажей «Мёртвых душ» Гоголя.

Иоанн Маркин, учащийся туапсинской кадетки, о котором наша газета писала в марте, подготовил работу об антиматерии. В ней он не только описывал её природу и свойства, но и рассматривал её как потенциальный источник энергии в будущем.

До настоящего времени в лабораториях было создано лишь 20 нанограммов антиматерии, а её себестоимость – 25 млн долларов за миллиграмм. Эксперты отметили несколько спорных мест проекта, какие-то нестыковки, но, видимо, сама идея эксплуатировать энергию от аннигиляции антивещества произвела впечатление, и они отдали Иоанну первое место в социально-технологической секции.

Если говорить о призовой статистике, то кроме Иоанна Маркина и Мирона Дегтярёва, которые взяли первые места в социально-технологической и гуманитарной секциях, из туапсинских кадет в естественно-научной секции жюри отметило дипломом 2-й степени Артёма Мосейко за проект «Бактериальный мир кадетского корпуса», а в социально-технической – Руслана Давитадцзе с проектом «Нравственный облик детей времен Великой Отечественной войны по сравнению с современными людьми».

Остальные призы (всего было три первых, три вторых и три третьих места) увезли домой гости Туапсе. Тем, кто не вошёл в тройки лучших, достались грамоты и памятные подарки.

– По результатам конференции, – рассказала нам замдиректора ТМКШ по УВР Ирина Капранова, – будет издан сборник, куда войдут все двадцать девять представленных проектов.

Также добавим, что педагогический коллектив кадетки, который является и инициатором, и организатором мероприятия, намерен продолжать свой опыт, по возможности расширяя количество участников. Так что через год снова встретимся на перекрестке наук.