Рок после эпидемии: в Туапсе прошёл музыкальный фестиваль «Грани»

197
Фото Б. Заводскова

Фестиваль рок-музыки «Грани» продолжил череду массовых мероприятий, разрешённых после ослабления карантинных мер. В нём приняли участие три туапсинских команды и одна группа из Лазаревского. Площадкой стал Дворец культуры нефтяников.

– Два года назад мы в ДКН уже делали нечто подобное, – говорит один из организаторов фестиваля Алексей Кучма, – и тогда возникла мысль повторить опыт. Причём хотелось, чтобы музыканты играли не просто для себя и своих друзей, а прежде всего для зрителей – делали шоу, а не что-то для собственного употребления.

– У нас в Туапсе есть неплохие рок-музыканты – и совсем молодые, и те, кому уже за пятьдесят, – даёт своё видение ситуации  другой организатор концерта Игорь Спасков. –  Им часто не хватает опыта публичных выступлений, и они сами хотели бы обкатывать свою игру на зрителе. Фестиваль нужен именно для этого. В зале горпарка давно проводятся рок-сейшены. И мы тоже захотели попробовать это – только по–своему.

Надо сказать, что в большом зале ДКНа могут выступать не только любители, но и звёзды (что, в общем, не раз уже было). Автоматизированное световое  оборудование, мощный звук, хорошая сцена, удобные зрительские места.

Техническая подготовка заняла пару недель. При всей оснащённости зала потребовалась помощь со стороны. Звукоинженер горпарка Михаил Ильин предоставил свои колонки, музыкант Александр Логинов – барабанную установку с полным комплектом подзвучки.

С самой концертной программой больших сложностей не было. По словам организаторов, задачи собрать много команд не стояло изначально. Четыре группы по полчаса выступления для начала вполне достаточно – иначе зрительский пыл может остыть.

Из выступавших коллективов – Quits, Glebetz (на фото), Spaсe Jam и лазаревский Mongol Band (как пошутил кто-то, все иностранцы) – кто-то исполнял авторские произведения, кто-то кавер-версии известных хитов. У фестиваля не было какой-то жанровой и стилевой заданности, что в некоторой мере отражено в его названии – «Грани», то есть многогранность.

Существует такой стереотип, что публика рок-концертов – это подвыпившая, шумная молодёжь. В нашем случае получилось не так. Средний возраст зрителей (а их было около сотни) был лет тридцать-сорок. Вели себя культурно, экстремального, юношеского выражения эмоций не наблюдалось – хотя, возможно, тут сказалось то, что люди за ковидный год просто отвыкли их выражать.

– Сейчас, когда уже прошло какое-то время после события, можно сказать, что наш концерт всколыхнул любителей музыки, – продолжает Алексей Кучма. – Те, кто побывал на нём, делились впечатлениями со знакомыми – те отвечали: «Эх, жалко мы не знали!»

С одной стороны, сотня зрителей – не так уж много, с другой  – санитарные нормы рассадки зрителей не отменены. К тому же, чтобы собирать максимум публики, мероприятие должно себя зарекомендовать. У организаторов есть намерение – и тут их поддерживают и директор ДК Наталья Шахова, и городской отдел культуры, – делать фестиваль ежесезонным, то есть четыре раза в год. По возможности приглашать хэдлайнеров – более-менее известные отечественные группы. Особенности рок-фестивалей любого уровня в том, что их цель – не гонорар и не распределение первых-вторых-третьих  мест (конкурса вообще нет), а в том, чтобы показать себя публике. То есть приглашение знаменитостей вполне реально. Впрочем, не будем загадывать.

– Музыканты показали хороший уровень, – считает Игорь Спасков. – И что особенно приятно, сразу поняли, что работать надо на общий результат – то есть для зрителя. Никто не тянул одеяло на себя, не изображал звезду, по возможности оказывали друг другу помощь.

Сейчас идёт работа над ошибками, которые надо учесть при подготовке к следующему фестивалю. Устроители решают, что надо подправить в технической части, как правильнее построить рекламу и так далее – вплоть до того, нужен ли буфет.

Также прикидывают, кого звать выступать. Те, кто уже выступил, скорее всего, будут не прочь повторить опыт. Не исключено участие совсем молодых и начинающих  рокеров или исполнителей альтернативных жанров, скажем, рэпа.

Приживётся новый фестиваль или нет – сказать с уверенностью нельзя, но пандемический год, несомненно, в корне изменил наш взгляд на совместный досуг и общение. Сейчас идёт поиск новых форм, и какие из них закрепятся, можно только догадываться. Вполне вероятно, что за такими маленькими «домашними, уютными» фестивалями – будущее.

Как бы то ни было, очередные «Грани» намечены на конец июня – начало июля. Посмотрим. И послушаем.