Мир в душе — мир вокруг

56

По нашей давней традиции в предрождественском номере газеты мы публикуем материал о православных храмах нашего района. В этот раз отправились в село Лермонтово, в церковь святой блаженной Ксении Петербургской (фото храма — на последней странице). Наш разговор с её настоятелем, отцом Владимиром Чащиным, о жизни, о добром и вечном, о человеческом.

26 декабря прошло освящение верхнего придела храма. Службу проводил сам епископ Сочинский и Туапсинский Герман. Для церкви освящение, что крещение для человека. До него все службы проходили в нижнем приделе. Но в июльское наводнение он сильно пострадал, был полностью затоплен. Вода чудом не заполнила верхний храм — хоть и зашла, но совсем немного. Алтарь остался сухим. Нижний, видимо, весь удар взял на себя. Восстановить его помогла одна краснодарская строительная компания — вычистили помещение, пол покрыли новой плиткой, покрасили потолок и стены, а у реки установили забор. Отец Владимир и прихожане благодарят всех причастных за помощь.

Дорога к храму
Строился он около пяти лет. Дорога к нему была витиеватой. Как говорит отец Владимир, всё в этой жизни по Божьему промыслу происходит. До Лермонтово батюшка семнадцать лет служил в одном из московских храмов, где на глазах священника выросло целое поколение прихожан. А ещё раньше подвизался на строительстве храма в Джубге.
— Когда был в очередной раз на святой горе Афон, пришлось на время остановиться в ските св. Анны — матери Богородицы, — рассказывает отец Владимир. — И там такая небольшая церковка возвышается над ущельем. Ребята наши поднялись на гору, а я остался с ещё одним священником в церкви, и мы сидели, молились, такая благодать. Думал, как же хорошо было бы такой храмик построить. Вот и дал Бог!
Стоит отметить, что церквей в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Краснодарском крае всего две. Строительство лермонтовской началось по инициативе десяти человек, взявших благословение на возведение храма у ныне покойного митрополита Исидора. Они же и стали главными жертвователями на это благое дело. И пусть прихожан здесь немного — в Москве к отцу Владимиру на исповедь приходило, бывало, по сорок человек во время службы. Зато к каждому в маленькой церкви индивидуальный подход.
Так как мощи святой не изымались никогда, святыней считается маленький осколок с её могильной плиты — он есть у отца Владимира, как и цветок с могилы Ксеньюшки.
— Он побывал в июльском потопе, я очистил его от грязи. Вы представляете, розовый бутон продолжает благоухать. Разве ж это не чудо?

Путь к Богу
Отец Владимир не воспитывался в православных традициях, его семья не была верующей. К Богу пришёл, уже будучи в сознательном возрасте. Рассказывает, что служил в армии на Кушке — самой южной точке тогда ещё Советского Союза, граничащей с Афганистаном. В части их было всего двое русских, и их, мягко сказать, недолюбливали, даже били порой. Вот тогда рядовой Советской Армии Владимир Чащин задумался: отчего так происходит, за какие проступки ему урок и кто за этим всем наблюдает сверху. После демобилизации, когда уже учился в Москве в театральном училище имени Щукина, любил гулять по Арбату. Там встречал разных сектантов, слушал их и никак не мог прийти к истине. Вроде красиво говорят, но всё не то. О Христе тогда знал только из булгаковского «Мастера и Маргариты».
— Евангелие негде было взять почитать, — вспоминает отец Владимир. — В Доме книги купил Библию на старославянском, смотрю в неё и ничего не понимаю. Однажды попал в православную церковь, и, как у Серафима Роуза: «Зайдя туда, понял, что двери закрылись за мной навсегда». Действительно, сердцем почувствовал, что Бог здесь.
Владимир крестился, начал ходить в храм, читать молитвы. Тогда всё ещё был студентом, но в одночасье вся театральная тусовка стала чуждой. Бросив её, устроился дворником на Калининском проспекте (Новый Арбат), там им вместе с женой выделили комнатушку. Потом вернулся домой в Пермский край, работал художником-оформителем в школе-интернате.
Пойти учиться в семинарию отца Владимира Чащина подтолкнул старенький священник, переживший гонения на духовенство ещё ранней советской власти.
— Святой жизни человек был. Отец Валентин почувствовал моё призвание и направил меня на этот путь. Но без Божьей воли этого, конечно, не произошло бы.
Дети отца Владимира выросли уже в православной вере. А внук, когда приезжает в гости, помогает дедушке во время богослужений в качестве пономаря.
— Я когда учился в семинарии, сравнивал себя с ребятами из православных семей, они изначально были воспитаны по-другому, не испорчены пороками. Друг у меня есть, отец Алексей, он из семьи священника. Он хоть и в армии служил, и знал жизнь вокруг, но не прилипала к нему вся эта житейская грязь, потому что сам человек чистый.
Укрепиться в вере отцу Владимиру помогали и случаи из собственной жизни, которые не иначе как чудом не назовёшь. Он вспоминает, когда работал в Москве, его с братом вызвали домой: умирал отец. Приехав, они увидели неутешительную картину: на больничной койке лежал Николай Фёдорович, весь пожелтевший и сильно исхудавший — прогноз врачей звучал как приговор: прощайтесь, долго не протянет.
— Я склонился над ним и спросил: «Отец, может, исповедуешься?». Он раньше на такие мои предложения всегда отмахивался, а тут задумался и ответил «да». В первый раз в жизни человек исповедовался и причастился. Через две недели он вышел из больницы здоровым.
После этого священник повенчал своих родителей, и когда приезжал в гости, каждый раз исповедовал и причащал. Николай Фёдорович после чудесного исцеления прожил ещё около десяти лет.

Разговор о насущном
— Отец Владимир, мы часто жалуемся: жить трудно, времена непростые. И правда — трудные?
— А когда были лёгкие? Другое дело, что сейчас живого общения между людьми маловато. Как раньше: в гости ходили друг к другу, с соседями дружили. Сейчас всё больше в Интернете зависают. Такова реальность. Быстро изменяющийся мир: сегодня такой, завтра другой.
— Под него надо подстраиваться?
— Нет. Существует определённый критерий ценностей — наша христианская система. Если мы её будем придерживаться, то в любой ситуации, при любом строе сможем быть добродушными, терпимыми, не заносчивыми с людьми, чисты по отношению к своей совести. Это не даст нам сгинуть среди многого безобразия, которое можем наблюдать вокруг.
— Как стать терпимее, не гневаться, не раздражаться?
— Гневливость — это всё от гордости, желания сделать по-своему. А когда не получается по-моему, раздражаюсь. А не считать себя гордецом — самая большая гордость, а гордость — мать всех пороков, корень всех наших грехов. Ведь здесь всегда «я» и «моё мнение», «моё желание», «моё хотение» на первом месте. Но, если б я помнил о том, что это Господь не даёт мне мои «хотелки»! Ведь даже в самом малом надо видеть промысел Божий. Тогда я буду спокоен, мир в душе — мир вокруг. В этом помогает очень Иисусова молитва, она проста: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Позволяет постоянно пребывать в диалоге с Господом. И чем бы мы ни занимались, она — предостережение от дурных помыслов, помогает принимать правильное решение. И почаще надо причащаться.
— Некоторые люди, вроде бы верующие, в иных ситуациях – раз и атеисты. И спорить с ними не хочется.
— Да и не надо. Атеизм — он до первой тряски в самолёте. А на войне вообще атеистов не бывает. Почему в Великой Отечественной войне перелом произошёл? Потому что люди стали возвращаться к Богу. Власти перестали гнать духовенство, рушить и грабить церкви, уничтожать иконы и другие святыни. Вспомните, когда немцы были под Москвой, Сталин дал разрешение облететь вокруг города с иконой Богородицы. И враг в столицу не зашёл. А взятие русскими Кёнигсберга? Когда священники отслужили молебен и с иконой Пресвятой направились к передовой. Солдаты с недоумением смотрели: куда же они идут, немец льёт огнём отовсюду. Но они продолжали идти. И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась, будто оборвалась. И наши войска смогли штурмовать город. Как потом рассказывали немецкие военнопленные, «в небе появилась Мадонна». Богородица была видна им со всех сторон — оружие немецкой армии отказало, немцы не смогли сделать ни выстрела. Тогда-то наши и взяли город, который считался до этого момента неприступным. От Бога не надо отходить, и Он не оставит никогда.
— Рождество даёт нам надежду на что-то светлое в нашем будущем?
— Оно свидетельствует о том, что Христос родился. Без Его рождения не было бы и Пасхи и, значит, нашего спасения, победы над смертью. Пришествие Спасителя в мир —это радостная весть. И мы ликуем. Рождество — это начало всех праздников. Счастливые дни святок: песнопений, славящих Бога, новые мысли, новые чаяния. Конечно же, радость, что Христос нас любит. И в праздничный сочельник я желаю, чтобы Господь даровал нам всем радость и помощь в наступившем году. Торжественные богослужения пройдут в нашем храме сегодня вечером и завтра утром.

Ольга СЕДЛАЧЕК