Анастасия Григорьевна Приходько (Липовецкая) 

82

Родилась в июле 1926 года на Украине. Но очень рано осталась сиротой, и незадолго до начала Великой Отечественной войны её тётя, Екатерина Филипповна, забрала девочку к себе в Туапсе. 

С началом войны город начал готовиться к обороне. На строительстве укреплений и аэродрома в Агое трудились тысячи мирных жителей Туапсе. Среди них и Анастасия.  

С приближением гитлеровских войск к побережью Кавказа началась эвакуация населения. На одном из пароходов в Грузию должна была эвакуироваться и Настя Липовецкая. Ей для этого уже вручили сопроводительные документы. Но тётя, чуя неладное, сказала: «Я тебя, Наденька (так она любя называла племянницу), никуда не отпущу».  

Настя пошла в милицию и написала заявление на получение паспорта, указав при этом 1925 год рождения.  

Принимая от неё бумаги, сотрудник милиции усомнился в возрасте девочки: «Ты такая маленькая. А есть ли тебе столько лет?»  

«Есть, – соврала Настя, не моргнув глазом. – Детство у меня было трудное, рахитом болела…»   

Прибавив себе год, девушка могла остаться в городе, подвергавшемся ежедневным бомбардировкам. 

– В сутках 24 часа, – вспоминает ныне войну  Анастасия Григорьевна, – а враг бомбил Туапсе в день 26 раз. 

Одна из таких бомб попала в корабль, который увозил в эвакуацию жителей Туапсе и на котором должна была отплыть Анастасия. Судно затонуло. Людей, пытавшихся спастись, вражеские лётчики на бреющем полёте расстреливали из пулемётов. 

Много ужасов довелось повидать в годы войны Анастасии. Но самое страшное её ждало впереди.  

Немного выше дома, в котором жила семья тёти, установили батарею Туапсинской военно-морской базы. Однажды, увидев Настю, хлопотавшую у печки под открытым небом, командир батареи позвал её на помощь по кухне. На батарее убило повара, а заменить его было некем. Узнав об этом,  Екатерина Филипповна сама вызвалась работать на камбузе. Так вдвоём оказались в эпицентре боевых событий. Тётя кашеварила, а племянница носила воду, мыла, чистила посуду и овощи. 

Враг приближался, в город привозили очень много раненых. Поэтому Настю перевели на работу в госпиталь, находившийся в школе № 5.  

Это было тяжёлое испытание для совсем юной девушки: переносить раненых, мыть их и перевязывать, видеть человеческие страдания и смерть. В госпитале не хватало бинтов, лекарств. В какой-то момент главврач принял решение для промывания ран использовать урину. Для спасения жизней все средства были хороши. 

Несмотря на силу врага, защитники Туапсе выстояли, не сдали город. Туапсинская оборонительная операция послужила началу освобождения Кубани от гитлеровских войск. 

Настя продолжала трудиться в составе Туапсинской военно-морской базы до её расформирования. После чего уволилась и перешла сначала учиться, а потом и на работу в швейную мастерскую.  

За военные заслуги Анастасия Григорьевна награждена медалью «За оборону Кавказа». А в Грузию Анастасия всё-таки попала: в 1946 году вышла замуж за военного и уехала в Поти. Затем вслед за мужем-офицером переехала в Крым. 

В Туапсе семья перебралась в 1957 году.  Здесь Анастасия Приходько устроилась на работу в горводоканал. В разные годы трудилась на строительстве его сооружений, затем была хлораторщицей. Всего посвятила  предприятию 30 лет.  

У неё две дочери, трое внуков и шесть правнуков. Анастасия Григорьевна часто рассказывает им о своей молодости, о военной поре, о мужестве защитников города. Чтобы знали сами и передали память о Великой Отечественной будущим поколениям. Чтобы война никогда не повторилась.  

Лидия НИКОЛАЕВА