Нина Кандыбка — хозяйка «Золотого ключика»

63

Свой юбилейный, 95-й, день рождения отметила ветеран труда Нина Аверьяновна Кандыбка.
Эта сильная, волевая, принципиальная и по-прежнему красивая женщина известна и уважаема в Туапсе. Благодаря ей в городе сохранена первичная ветеранская организация работников торговли и общественного питания. В 90-годы, когда отлаженная система советской торговли рушилась на глазах, с молотка уходили магазины, рестораны, кафе, столовые, и без работы оставались целые трудовые коллективы, она сумела собрать списки работников бывшего «Курортторга» и организовать работу с людьми.

Подчас забытые и оставшиеся без помощи работники сферы торговли находили в лице Н.А. Кандыбки моральную опору, а зачастую и материальную поддержку. Для этого ей приходилось всё время будировать городскую власть, находить благотворителей в среде новоявленных бизнесменов, подыскивать пенсионерам подработку. Как оказалось, в обстановке хаоса многие из них остались буквально на улице, без документов, подтверждающих стаж работы и былые заслуги. Нина Аверьяновна не могла смириться с таким беззаконием. Ходила по инстанциям, добивалась, доказывала, убеждала помочь.
Вспоминая ту пору, Н.А. Кандыбка и сейчас волнуется. Она часто встречалась с человеческой чёрствостью и безразличием. Но когда стену непонимания удавалось пробить и кому-то помочь, ощущала небывалый прилив сил, приходило осознание важности и ценности её общественного дела. Тогда забывала и про усталость, и про обиды, готова была вновь и вновь бросаться на зов о помощи.
До выхода на заслуженный отдых Нина Аверьяновна 16 лет возглавляла коллектив магазина «Золотой ключик». А до того много лет была на партийной работе — трудилась освобождённым секретарём парторганизации «Курортторга». А ещё раньше — старшим продавцом, бухгалтером…
О работе в торговле она не мечтала. Так судьба распорядилась, связав с профессией больше чем на 40 лет. А могла быть медиком или педагогом, или не быть совсем…
Родилась Нина в 1926 году в Ашхабаде в семье Аверьяна Кандыбко — переселенца с Украины. В 1930 году их семья перебралась на Кубань. В начале войны родители направили Нину в Палагиаду, пригород Ставрополя, на помощь старшей из дочерей, проводившей мужа на фронт и оставшейся с тремя малыми детьми.
Помимо помощи сестре Нина работала на колхозных полях. Там-то летом 1942 года её и застала весть об оккупации. С поля, больше 60 километров, колхозницы возвращались домой пешком, тайно, ночами и окольными тропами. Подойдя к дому сестры, Нина увидела её на узлах и с детьми на руках. Оказалось, что вместе с фашистами вернулся и бывший беглый хозяин-кулак, дом которого советская власть предоставила многодетной семье. Новое жильё сёстры нашли в доме напротив городского гестапо. Всех трудоспособных жителей пригородного посёлка фашисты собирали во дворе и гнали на работу в каменный карьер и на строительство дороги. Это был непосильный труд, но отказаться от повинности нельзя. Если кто-то не являлся в комендатуру в назначенный день, устраивались облавы и в гестапо пригоняли группу заложников. За смерть каждого оккупанта враги отвечали казнью 5-10 заложников. Однажды во дворе гестапо повесили мужчину, которого немцы подозревали в связях с партизанами. Мёртвое тело не разрешали снимать с виселицы пока в посёлок не пришли наши освободители.
Страшнее всего, что самыми яростными карателями были полицаи. В посёлке Палагиада таким предателем оказался из их школы Юрка Дубовицкий. Служил фашистам верой-правдой, сдавал врагам комсомольцев. Нина вместе с друзьями несколько раз пыталась выследить предателя и убить. Но тот, почуяв опасность, успел сбежать в Германию. Когда в феврале 1943 года Красная Армия решительно перешла в наступление и освободила Палагиаду, нашлись списки жителей, которых немцы готовились повесить. Среди них значилось и имя Нины Кандыбки.

После войны, окончив школу, Нина успешно сдала экзамены в мединститут города Ашхабада, но спустя время вынуждена была перевестись в торговый техникум. Вокруг голод, а в торговом техникуме как-никак платили стипендию и предоставляли общежитие. Там же, в Ашхабаде, в октябре 1948 года Нина пережила страшное землетрясение, полностью разрушившее город и унёсшее тысячи жизней. Сама девушка чудом осталась жива, благодаря своему жениху, оказавшемуся неподалёку и успевшему откопать Нину и её подругу из под завалов.
Получив по ускоренной программе профессию бухгалтера, Нина Аверьяновна открыла запись в трудовой книжке. Работала сначала в Ашхабаде, затем в Славянске-на-Кубани, а в 1955 году вместе с семьёй: мужем и сыновьями, по совету медиков переехала на жительство в Туапсе.
С тех пор наш город стал ей близким, родным. И туапсинцы её полюбили. Деятельная, общительная, честная и трудолюбивая Нина Кандыбка очень скоро заслужила уважение коллег и руководства «Курортторга». О былых успехах свидетельствуют награды: медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», а также многочисленные отраслевые грамоты и благодарности.
Нина Аверьяновна проявила себя прекрасным организатором на рабочем месте, на руководящих должностях и в общественной жизни, была наставником для молодёжи. С 1982 была заместителем председателя, а с 1987 года председателем городского совета ветеранов торговли и общественного питания. Вела эту работу не формально, душой болела за каждого человека.
И это не забывается. Вот почему и ныне в дни юбилея не замолкал телефон и не закрывались двери в её квартире. Подруги по работе, соратники по совету ветеранов спешили поздравить Нину Аверьяновну, поблагодарить и выразить восхищение её человеческими качествами.
Вот и мы со страниц газеты сердечно поздравляем уважаемую Нину Аверьяновну с таким солидным юбилеем и желаем здоровья, хорошего настроения и долголетия.

Вера СЕРГЕЕВА