Он был убит под Туапсе

374

Я был убит под Туапсе,
В районе высоты Семашхо.
Слезой по мне блеснёт в росе
Пробитая осколком фляжка…

Эти строки из стихотворения Е. Астахова и про него, одного из тех молодых бойцов, навсегда оставшихся в горах, на подступах в нашему городу. В те роковые дни Туапсинской оборонительной операции — решающей битве за побережье, 30 ноября 1942 года, командуя взводом автоматчиков, героически погиб двадцатидвухлетний Алексей Кошкин.
В честь него названы улицы в Туапсе и Переславле-Залесском. Его имя носит общая образовательная школа № 26 села Индюк.

Ненаписанные мемуары
Если бы Алексей Кошкин остался в живых, он, возможно, стал большим военачальником, написал военные мемуары, где поведал бы многое о том, как мясорубка войны перемалывала жизни, судьбы советских солдат на склонах Кавказских гор на подступах к Туапсе. Его короткая жизнь и героическая смерть могут стать ярким примером любви к своему Отечеству, родной земле, которую он освобождал от захватчиков. Многие ли из нынешнего сытого мирного поколения могли бы поступить так же, как и он? Штурмуя туапсинские вершины, он вряд ли думал о славе и почестях. Он шёл за своих близких, семью, товарищей, всех нас, ныне живущих здесь, в Туапсинском районе.
О биографии Кошкина известно не так много. Алексей Иванович родился 20 сентября 1920 года в крестьянской семье в деревне Брынчаги Ярославской области. Отучился в школе-семилетке и устроился на работу трактористом на машинно-тракторную станцию.
В 1940 году Алексея призвали на службу в ряды Красной Армии. Вскоре его откомандировали для учёбы в Сумское военное пехотное училище (в некоторых источниках оно названо Сумским общевойсковым училищем). Окончил его летом 42-го в звании лейтенанта, после Алексей Кошкин отбыл на Закавказский фронт в составе 1-го отдельного отряда особого назначения 18-й армии в район Туапсе.

Мой автомат лежит со мной, узором ржавым разрисован
Давным-давно я кончил бой,
Но всё не демобилизован.
Уходит время — день за днём,
А я всё здесь, на дне лощины,
Где умирали под огнём
Двадцатилетние мужчины….

Командир взвода автоматчиков Кошкин 29 ноября 1942 года получил приказ: выбить фашистов из седловины между горами Семашхо и Два Брата. В обороне Туапсе это был тот самый последний рубеж в 25 километров, дальше которого противника не пропустили.
Густо поросшая лесом территория была занята гитлеровцами. Охраняла её рота пятисотого штрафного батальона вражеской 101-й егерской дивизии. То были «смертники» — терять им было нечего, стояли они до последнего: останешься жив, будешь реабилитирован. Опознавательным знаком немецкого штрафбата были значки с изображением жертвенной чаши с кровавым пламенем.
В ночь на 30 ноября Алексей Кошкин повёл своих бойцов на задание. К двум часам ночи взвод подошёл к подножию гор и миновал боевое охранение. Через полосу задымлённого леса и зону пожара — гитлеровцы намеренно поджигали лес — люди Кошкина добрались до поляны, где были расположены немецкие завалы. Силы неприятеля превосходили наши в три раза. Егери засекли спецназовцев и бросились в атаку, которую взвод Кошкина смог отразить. На время наступила передышка. И снова вражеская атака. Четыре раза «смертники» пытались прорваться сквозь огонь взвода Алексея Ивановича Кошкина, но каждый раз бежали обратно.
Ранним утром, лишь едва забрезжил рассвет, фашисты вновь начали штурмовать занятые спецназовцами Кошкина позиции. Враги были максимально собраны и осторожны, передвигались мелкими перебежками, прячась за деревьями, и самое главное, их число значительно увеличилось. Неприятельская атака поддерживалась частым миномётным огнём. Положение взвода советских автоматчиков стало угрожающим. Именно в этот момент его командир принял нестандартное решение контратаковать противника. Ринувшись первым вперёд, он повёл своих бойцов в наступление. Тотчас же осколками взорвавшейся неподалёку мины Кошкину ранило обе ноги. Перевязав одну, он попытался подняться, но не смог. Лейтенант скомандовал продолжить атаку — боевые товарищи ушли далеко вперёд, а лежавший на боку Кошкин до последнего патрона отстреливался от приближающихся к нему фашистов. А они были уже совсем рядом, заметили, что советский офицер ранен и решили захватить его в плен. Алексей Иванович позволил им подойти как можно ближе и, когда гитлеровцы уже кинулись на него, лейтенант сорвал чеку противотанковой гранаты: «Получай, фашист!». Вместе с собой он взорвал ещё шестерых немецких солдат, в их числе трёх офицеров вермахта. Командир погиб, но его взвод хоть и потерял половину личного состава, сумел до конца выполнить поставленную задачу: уничтожив неприятеля, закрепился в седловине.
Двадцатидвухлетний доблестный командир взвода Алексей Кошкин был похоронен недалеко от места гибели — на склоне горы Семашхо. Здесь же ему установлен памятник.
За проявленные мужество и героизм при выполнении важного боевого задания 31 марта 1943 года лейтенанту Кошкину Алексею Ивановичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это его единственная и самая высокая награда.

Юные кошкинцы
Когда в Туапсинском районе стартовал патриотический проект «Имя героя школе», в ООШ № 26 села Индюк вопрос, кого выбрать, даже не ставился. Для всех было очевидно — школа должна носить имя Героя Советского Союза, лейтенанта Алексея Кошкина. Учебное заведение находится в непосредственной близости от мест боевой славы, в походы по которым часто ходят ученики 26-й. И за могилой погибшего командира взвода автоматчиков ребята ухаживали давно.
В поисках информации о герое — как уже говорилось, сведения о нём весьма скудны — активисты школы вышли на поисковый отряд из Ярославской области. Оказалось, в родном селе Алексея Ивановича Кошкина есть его музей, земляки свято чтут память героя.
В августе этого года в Туапсинский район приезжала делегация из Ярославля, которую возглавила руководитель ярославских поисковиков Мария Васильевна Макарова. Гости привезли памятную плиту с именем Алексея Кошкина, чтобы установить её на месте его захоронения. Как рассказал директор ООШ № 26 Алексей Согомонович Леготин, договорились, что ученики сделают это в ноябре, как раз в декаду Кошкина, которая проводится с 20 по 30 ноября. В эти дни юные кошкинцы отстоят вахту памяти у стенда А.И. Кошкина в школе, устроят смотр строя и песни и конкурс чтецов на тему «Что значит быть героем». Оценивать его пригласят, как и в прошлом году, ветеранов войны, тружеников тыла. А буквально на днях, 5 октября на стене при входе в учебное заведение появилась мемориальная доска с именем Героя.
Для участия в патриотических акциях зазывать учеников школы села Индюк не приходится, как и лишний раз объяснять, что такое любовь к своей малой родине и историческая память. Ребята сами проявляют инициативу, ведь они выросли на той земле, где когда-то их предки проливали кровь во имя будущих поколений, они живут там, где советский солдат остановил фашистскую нечисть.

Остановись на минуту, помолчи
Многочисленные группы туристов и поисковики нередко бывают на том склоне Семашхо, где похоронен Алексей Кошкин. Останавливаются у могилы. Молчат. Задумаются на мгновенье. Кому-то в этом месте вспоминаются строки из стихотворения:
…А ты, коль пулями не сбит,
Ты, мне когда-то руку жавший,
Ты им скажи, что я убит,
Что я не без вести пропавший.
Скажи, что мы убиты все.
Плечом к плечу на дне лощины,
Собой закрыли Туапсе
Двадцатилетние мужчины.

Ольга СЕДЛАЧЕК