Победа, соколик, победа!

133
Школа в с. Садовом Туапсинского района

Школа № 39 села Садового получила имя Героя Советского Союза Михаил Шалжияна.

Михаил Михайлович Шалжиян родился 25 июля 1925 года в селе Безымянном Горячеключевского района пятым ребёнком в большой крестьянской семье. К труду он был приучен сызмальства, по окончании пятого класса его взяли в колхоз рабочим, потом ездовым. Когда началась война, стал трактористом.

В армию ушёл в апреле 1943-го в неполные 18 лет. Окончив обучение в школе младших командиров, сержант Шалжиян отправился на фронт, когда советские войска уже гнали фашиста с родной земли. Он воевал на западном берегу Днепра, принимал участие в освобождении Львова. Геройски сражался в боях на сандомирском плацдарме (Львовско-Сандомирская операция) — там, на левом берегу реки Висла в районе города Сандомир, располагались войска 1-го Украинского фронта. Захват плацдарма нашими солдатами позволил развить в январе 1945 года наступление, которое привело к освобождению Польши и вступлению на территорию Германии.

О высоком звании узнал не сразу

23 апреля 1945 года танковая бригада, где служил Михаил Михайлович, подошла к Берлину. За неимением офицерского состава, Шалжиян выполнял обязанности командира взвода из 16 человек. Было необходимо переправиться через реку Шпрее, а мост был взорван немцами. Командир роты дал приказ форсировать реку и разведать силы противника. Для переправы спешно соорудили небольшие деревянные плоты. При себе у бойцов был ручной пулемёт, автоматы, фауст-патроны и гранаты. Вода кипела от взрывов снарядов, но сержант Михаил Шалжиян со своими солдатами прошли сквозь этот огонь невредимыми.

Перебравшись на другой берег, лазутчики стали очень осторожно передвигаться в сторону противника. Слева слышались редкие выстрелы. Через некоторое время взвод вышел в лесопосадку, где бойцы обнаружили стоящий в боевом дозоре немецкий танк. Продвигаться дальше было опасно.

Михаил Шалжиян отправился к боевой машине, взяв двоих солдат и дав распоряжение оставшимся красноармейцам прикрыть огнём тройку разведчиков, если враг их обнаружит. Когда подошли совсем близко к танку, услышали разговоры внутри машины. Медлить было нельзя: Шалжиян выстрелил в неё фауст-патроном. Танк загорелся, слева от наших бойцов началась стрельба из пулемётов и автоматов. Красноармейцы приняли боевой порядок и залегли.

Из воспоминаний Шалжияна: «…Светало. Мы находились во фланге обороны немцев. В это время в воздух поднялась красная ракета — наши подразделения дружно ударили по немецкой обороне, мы — с фланга. Немцы были в панике, прекратили огонь. Деваться им было некуда, и они стали сдаваться в плен. Мы захватили около роты солдат и офицеров.

Вражеская оборона пала. Переправа была свободна. Наши войска беспрепятственно переправились через реку».

К рассвету они заняли первые кварталы Берлина. В городе начались ожесточённые уличные бои. Сопротивление противника было сильным, сражение шло за каждый дом. К полудню бойцы взвода Михаила Шалжияна очистили от врага несколько кварталов. За автоматчиками следовали танкисты, закрепляя завоёванные позиции. За полтора дня взвод не потерял ни одного человека. Но к вечеру 24 апреля сам Михаил Шалжиян был серьёзно ранен: пуля попала в правую половину лица, повредив шею. Его, без сознания, доставили в госпиталь (сначала полевой, а потом переправили во Львов). В таком состоянии он пробыл достаточно долгое время. А когда очнулся, первым делом спросил:

— Победа?

— Победа, соколик. Победа! — прослезилась пожилая санитарка.

В госпитале на лечении Шалжиян находился до ноября 1945 года. После выписки его направили в школу санинструкторов для прохождения дальнейшей службы в Германии. В начале марта 1946 года Михаил Михайлович получил письмо, где сообщалось о присвоении ему ещё в июне 45-го звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Память о достойных сынах свой Родины

До 1950 года Михаил Шалжиян продолжал служить в рядах Советской армии. Когда вернулся домой, устроился на Горячеключевской лесокомбинат шофёром, там и проработал до пенсии в ноябре 81-го. В истории своего района он оставил след не только своими боевыми заслугами, но и активным участием в общественной жизни малой родины. Избирался депутатом Краснодарского краевого и Горячеключевского городского Советов народных депутатов, имел множество благодарностей и почётных грамот.

4 апреля 2004 года Михаил Шалжиян ушёл из жизни. Его имя увековечено на стеле у Вечного огня в Горячем Ключе. В городе есть отдельный памятник герою. Монументы ему установлены и в сёлах нашего муниципалитета — в Шаумяне и Афанасьевском Постике. Теперь же память о нём увековечена и в Садовом. На входе в сельскую школу скоро появится мемориальная доска с именем Михаила Шалжияна.

Когда речь зашла о выборе имени для школы в селе Садовом, педагоги собрали родителей и детей для обсуждения. Михаил Шалжиян был выбран не случайно, ведь он наш земляк. Кроме того, в селе Безымянном, где родился герой, также есть школа его имени, и в 39-й решили, что необходимо установить с её учащимися дружеские отношения, стать школами-побратимами. В горячеключевском учебном заведении есть музей М.М. Шалжияна — хороший пример, чтобы открыть музейный уголок в школе Садового. Это в планах. А ещё — продолжать патриотическое воспитание подрастающего поколения рассказами о таких легендарных людях, как Михаил Шалжиян.

— Детей сегодня мало чем удивишь, — говорит директор ООШ № 39 Н.И. Полякова. — Но когда речь заходит о войне, о событиях тех лет, они притихают и начинают слушать, стараясь не пропустить ни слова.

Поэтому ещё первого сентября для ребят Садового подготовили презентацию, в которой рассказывали, как в их родном селе и поблизости велись боевые действия. Приходил в гости со своими подопечными и приезжавший к нам в район из Ростова-на-Дону капитан, командир вч-3702 Павел Владимирович Шатских. В наших краях он собирает материал о том, как во время Туапсинской оборонительной операции сражались бойцы НКВД, которых сегодня многие пытаются очернить, связывая по незнанию и предубеждению исключительно с репрессиями. Командир рассказал ребятам, как обороняли подступы к Туапсе пограничники 26-го стрелкового полка НКВД. И, возможно, именем кого-то из них когда-нибудь назовут школу в одном из городов России.

Ольга СЕДЛАЧЕК