Стальной характер и талант побеждать

235

Герой Советского Союза Дмитрий Александрович Стариков — гордость отечественной авиации и, что для нас, жителей героически выстоявшего перед натиском врага города, особенно важно и памятно, активный участник Туапсинской оборонительной операции, показавший образец истинного мужества и отваги. В годы Великой Отечественной войны он совершил 479 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, лично сбил 17 самолётов неприятеля и 6 — в составе группы. Поверженным им крылатым машинам Третьего Рейха не было счёту: это и «мессершмитты», и «фокке — вульфы», и «хейнкели», и «юнкерсы». При этом сам бесстрашный лётчик-истребитель, всегда идущий первым в атаку и увлекающий за собой товарищей, защищая небо, и ни разу не был ни сбит, ни ранен. Славный боевой путь Д.А. Старикова сопровождался исключительно победами. История его подвига и служения на благо Родины, преодолевая десятилетия, передаётся из поколения в поколение на туапсинской земле. Бережно её хранят и самые юные жители, учащиеся агойской школы № 24: образовательное учреждение с 2019 года носит имя прославленного воздушного бойца.

БУДЕМ ДОСТОЙНЫ ГЕРОЯ
— Идея присвоить каждой школе в рамках краевого «фронтового» проекта почётное звание — хорошая и интересная, в школе сразу её поддержали, — рассказывает директор СОШ № 24 Оксана Валерьевна Пихтулова. — Но, наряду с этим, мы понимали, что этот процесс трудоёмкий и, скажем так, непростой: история знает много героев, чьи имена достойны быть увековеченными. В период подготовительной и поисковой работы внимание педагогического состава приковал именно причастный к судьбе нашего района Д.А. Стариков, защитник Туапсе в годы Великой Отечественной.
Кропотливо собирала материалы о Дмитрии Александровиче вместе с учащимися заместитель директора по воспитательной работе Елена Николаевна Кругляк. На школьном сайте есть раздел, посвящённый герою, где содержатся биографические сведения, фотографии военных лет, рассекреченные официальные документы. Вся эта информация, собранная воедино, была представлена для всеобщего ознакомления на школьном собрании, вместе с ней обозначена и цель проекта «Имя героя — школе». Инициативу безоговорочно поддержали все педагоги, родители и дети. А впоследствии решение одобрили депутаты Совета муниципалитета. На праздничной торжественной линейке, аккурат к 23 февраля, агойская СОШ официально обрела новый статус и новое название.
— Этот день стал для нас особо значимым, он заложил новую веху истории нашей школы, — подмечает Оксана Валерьевна. — Новый статус учреждения послужил стимулом для развития новых форм патриотической работы. К примеру, в настоящее время идёт речь о создании музейного уголка (Разработана его интерактивная часть.— Прим. ред.), экспозицию которого составят, в том числе артефакты, связанные с жизнью знаменитого лётчика. Другая важная задача — наладить сетевое взаимодействие со школами в других муниципалитетах и регионах, которые тоже носят имя Дмитрия Александровича Старикова. Это и СОШ № 14 на малой родине героя — в Гулькевичском районе, и СОШ № 4 в Черкесске, где он окончил аэроклуб. Также мы очень рассчитываем найти контакты его ныне здравствующих родственников и продолжить работу по сохранению исторической памяти в единой связке.
В свою очередь, мальчишки и девчонки — назовём их школьными следопытами — участвуют в патриотических и поисковых проектах: изучают документы в библиотеках и музеях, ухаживают за памятными местами, в частности, за братской могилой в Агое, где покоятся останки советских солдат, павших в годы войны. Практически каждый воспитанник местной школы — от учащегося начальных классов до выпускника — знает и историю жизни и подвига Д.А. Старикова.

ИСТОРИЯ, НАПИСАННАЯ В НЕБЕ 
Маленький Туапсе, город-порт, с первых дней Великой Отечественной войны был центром мобилизации и эвакуации. А впоследствии — когда фашисты захватили Севастополь — стал главной военно-морской базой советского флота на Чёрном море: здесь находились подразделения лёгких крейсеров и эсминцев, сторожевых и торпедных катеров, подводных лодок и т.д. Порт Туапсе являлся крайне важным стратегическим объектом интересов немецко-фашисткой Германии, и чтобы отстоять его, была поставлена одна из задач: построить военный аэродром в долине горной реки в Агое, где предполагалось размещение истребительной и штурмовой авиации. За полгода силами комсомольцев и трудоспособного населения города он был выстроен — и в мае 1942 года принял самолёты 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, имеющего наибольший уровень лётной подготовки. В этом полку значился и молодой, но уже опытный, в звании командира звена Дима Стариков. В составе авиации бесстрашный лётчик-истребитель блокировал морские и воздушные пути, топил в море вражеские транспорты, сбивал немецкие самолёты. Но, обо всём по порядку.
Дорога в небо открылась для Старикова легко: воспитанник Черкесского аэроклуба, в который попал по комсомольской путёвке, он следом окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Дело было в 41-м году, накануне войны. По завершении учёбы, летом того же года 20-летний сержант прибыл в 32-й ИАП ЧФ и вскорости — всего-то через неделю — отправился на первое боевое задание. С каждым вылетом оттачивал своё личное мастерство молодой пилот, набирался опыта у старших, уже бывалых воздушных черноморских бойцов, вырабатывал тактику, позволяющую наиболее полно использовать возможности самолётов (Д.А. Стариков летал на ЛаГГ-3, Як-1 и ленд-лизовской «Аэрокобре»), не менее важным считал знание тактики противника – изучал лётно-тактические данные немецких «железных птиц», скрупулёзно анализировал проведённые сражения в период обороны Крыма. Рос Стариков и в должностях, званиях. Начало счёту поверженных вражеских самолётов Стариковым положил «юнкерс», сбитый летом 1942 года в небе… над Туапсе. Прикрывая здесь военно-морскую базу, 32-й полк что есть силы отражал массированные налёты врага, имеющего многократное численное превосходство.
В тот день, патрулируя в воздухе вместе со своим надёжным товарищем Суреном Тащиевым, летавшим ведомым, Стариков получил приказ с командного пункта полка атаковать группу бомбардировщиков на высоте 7300. Устремившись ввысь, истребители «повстречались» с «юнкерсом», одиноким, летящим в направлении города. И его курс никак не совпадал с обозначенными ранее данными.
Это могло значить только две вещи: либо «Ju-88» — приманка, которая должна отвлекать от основной группы, либо этот самолёт и выполняет главную боевую задачу.
На высоте надёжный щит Старикова, Тащиев, тут же заприметил слева ещё 9 «юнкерсов», идущих вдоль моря. Медлить было нельзя. Дмитрий принял решение атаковать одиночного: оба истребителя рванули навстречу неприятелю и ввязались в воздушный бой. Немец встретил пулемётным стрекотаньем. С короткой дистанции, держа на прицеле кабины пилота и стрелка, начали огонь дерзкие советские лётчики. Один из ударов Старикова по кабине пилота пришёлся точно в цель — крылатая фигура уже не плыла по воздуху, а неслась к земле, беспорядочно кувыркаясь. Внимание бойцов тут же переключилось на оставшихся «юнкерсов». Однако… наблюдая, как молниеносно наши лётчики расправились с одиночным экипажем и насколько серьёзно настроены, они нарушили строй, стали испуганно метаться и поспешно ретировались, сбросив бомбы в море.
«Сталинский сокол» Стариков одерживал верх в жестоких боях над хорошо обученным и жестоким противником, действующим на превосходной современной для того времени технике. По характеру серьёзный и сдержанный, напористый — по духу, он бил по врагу метко. Следующие четыре фашистских бомбардировщика были сбиты Д.А. Стариковым вновь близ Туапсе, когда в августе того же года немецкие войска начали наступление на Майкопском направлении. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава и за боевые заслуги в период обороны Крыма, Севастополя, военно-морских баз Новороссийска и Туапсе весной 1943 года приказом ВМФ СССР 32-й ИАП ЧФ был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк 1-й минно-торпедной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота. В действиях по прикрытию военно-морской базы Туапсе отличился и командир звена, Гвардии старший лейтенант Стариков, продолжающий нещадно громить врага. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм, указом Президиума Верховного Совета СССР в январе 1944 года Дмитрию Старикову первым в полку (Из живых лётчиков. — Прим. ред.) присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К тому времени на кителе 23-летнего офицера сияли также три ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медали. Вместе с тем глубже и пронзительнее становился его взгляд, с остервенением и непримиримостью к противнику он снова бросался в воздушную схватку. Война стала временем серьёзнейшей переоценки смысла жизни: невыносимо больно видеть, когда на поле боя остаются твои коллеги и соратники. Тяжело переживал Дмитрий Стариков гибель своего закадычного друга, напарника Сурена Тащиева в сентябре 43-го. Поклявшись ещё беспощаднее бить врага, вновь и вновь взмывал в небо отважный лётчик на своей боевой машине. «За Сурена Тащиева» — такова была надпись на фюзеляже. Около 20 вражеских сбитых самолётов — лично и в составе группы — значилось в боевом листе Старикова, когда его представили к высокой награде в 44-м. А 16 марта 1944 года «Аэрокобру» с бортовым номером «21» украсила 23-я звёздочка — символ очередной победы прославленного черноморского лётчика. Поверженный в районе Николаева «мессер» стал последним сбитым нашим бойцом самолётом. После Д.А. Стариков, ас в лётном деле, принялся за обучение молодых лётчиков, передавая весь свой опыт и знания. А когда закончилась война, для Старикова наступили тихие будние дни в ожидании передислокации. Светло и спокойно на сердце было и от предвкушения радостного события в его семье (Жена была на сносях. — Прим. ред.). Молодой и бравый парень, весь в медалях, Герой Советского Союза, рванул на побывку домой, увидеться с родными… Старая, разбитая в военное время крымская дорога, ухабистая и петляющая, по которой мчался грузовик с мечтающим о светлом будущем Димой Стариковым, стала для него последней, дорогой в небо. Он мог сотни раз погибнуть в небе, на выполнении боевого задания, однако судьба распорядилась иначе.

НИТЬЮ ПОКОЛЕНИЙ СВЯЗАНЫ 
Захоронен был Дмитрий Александрович Стариков в городе Саки, там же установлен обелиск герою. Из земли вырастает стела с именем прославленного воздушного бойца и в нашем Туапсе, городе воинской славы. В памятные даты к ним, чтобы поклониться и отдать дань уважения, идут жители от мала до велика. Помнят и юные туапсинцы, что присвоение школе имени Героя Советского Союза накладывает на них дополнительные — в большей степени нравственные — обязательства. Своё поведение и поступки, отношение к учёбе им следует соизмерять с тем званием, которое гордо носит СОШ № 24.

Таша ИЛЬИНА