Лучший контролёр качества — совесть!

52

Прогуливаясь по городу, иногда удивляешься тому, что практически каждое здание в этом уютном южном местечке окутано тайнами и имеет свою историю.
К примеру, наш автовокзал изначально был железнодорожным, а до этого на его месте располагалась тюрьма, кинотеатр «Родина» в начале 20 века собирал зрителей, с трепетом следивших за актёрами, которые выходили на подмостки проживать свою роль. Одно из туапсинских зданий служило маяком, недалеко от остановки «Каравелла» находилась нотариальная контора Бородавко, владевшем некогда пансионатом «Весна», Максим Горький (до того как стал известным писателем) участвовал в строительстве Новороссийско-Сухумского шоссе… перечислять можно ещё долго. Такой вот у нас удивительный городок!

В советское время в нём была своя богатая инфраструктура, своя промышленность. Всё было своё — здесь располагались хлебозавод, молокозавод, на территории города ремонтировались суда. Но не они главные герои данного номера. Наш протагонист сейчас располагается на ул. Сочинская, 2 и принимает тысячи гостей в день. Речь, конечно, об обувной фабрике, только теперь уже бывшей, ведь на данный момент она функционирует как торговый центр. Тем не менее — это историческое место, в котором раньше делали качественную обувь и поставляли продукцию в Краснодар, Сочи, Ростов, Ставрополь и, конечно, продавалась она в Туапсе. Но почему же столь успешное предприятие, товары которого получали знак качества, закрылось? Давайте разбираться.

История туапсинской обувной фабрики берёт начало в 1968 году, тогда шло её активное строительство на месте старых бараков. За это время возвели дополнительные цеха: электрический, экспериментальный, химический, а также ремонтно-механический, конечно, главный корпус так же был построен. И уже весной 1971 года предприятие начало работать. Люди — главные на этой фабрике. В цехах работало порядка 900 человек. набирали тех, кто желал работать на фабрике, но не имел того уровня квалификации, который был необходим. Для обучения в Майкоп, Ростов, Краснодар, Грозный и многие другие города направили 280 человек. Спустя некоторое время «молодые специалисты» приходили трудиться на предприятие, оснащённое по последнему слову техники — новым отечественным и зарубежным оборудованием. Успех не заставил себя долго ждать, ведь в год фабрика выпускала около 1,5 миллионов пар обуви, что было по тем временам более чем достойной цифрой. Сначала выпускали 12 моделей обуви, затем ассортимент увеличивался. И в это время можно было с уверенностью говорить о поставках по всему региону.

Популярность фабрики росла, о ней писали в газетах, появлялись статьи, в которых рассказывалось о «внутренней кухне» предприятия, люди стали узнавать о нём. В январе 1971 года в газете «Известия» вышла заметка с заголовком «Туапсинская обувная», в которой писалось следующее: «В магазинах Краснодара, Сочи, Ростова, Ставрополя появились элегантные туфли и ботинки ранее неизвестной торговой марки. Это продукция Туапсинской обувной фабрики пущенной в первые дни нового года. Предприятие оборудовано совершенной отечественной и зарубежной техникой…». Интересно и то, как выглядела фабрика в те годы: в главном корпусе расположились главные и подсобные производственные помещения, а также склады, которые находились на первом этаже. Здесь также была ремонтная и сварочные мастерские. Остальные три этажа занимали склады с  материалами для пошива и фурнитура. Кроме того, располагались и отделения: подготовки, сборки заготовок и обуви, штамповочный и экспериментальный цеха. Был ещё так называемый «административно-бытовой» корпус с проходной, здравпунктами, конференц-залами, столовой. Около предприятия оборудовали специальную стоянку для автомобилей и велосипедов.

В таком хорошо укомплектованном здании, как писали тогдашние газеты, рождалась обувь. Происходило это следующим образом: в экспериментальном цехе подбирался необходимый материал, делались десятки эскизов, набросков. Но лишь достойнейшие отбирались и становились сперва опытной моделью, а затем той самой обувью, которую покупатель видел на прилавках магазинов. На предприятии были свои «звёзды»: Владимир Гличкин и Альберт Назаров, которые работали в то время в экспериментальном цехе. Пошитая ими обувь проходила лабораторные испытания, её не жалели — проверяли на прочность разными способами, оценивали качество пошива и внешний вид, только после этого запускали в серийное производство.

Качество товаров хорошее,  поставки продукции в регионе есть. Но почему-то в 1972 году новый директор обувной фабрики Иван Григорьевич Карплюк рассказывает о трудностях, с которыми коллектив столкнулся. Подводя итоги первого рабочего года, он отмечает, что они возникли из-за плохой работы заводов поставщиков кожтоваров. По этой причине все производственные планы рушатся, фабрика оказывается без фондов. Помимо этого, на производительности негативно сказывается несвоевременная поставка материалов. Покупателя не радует тусклая расцветка обуви, он сетует на недостаток украшений в женских и девичьих моделях. Гневные отзывы подрывают репутацию туапсинской обувной фабрики, среди работников быстро распространяются слухи о закрытии предприятия. Но не тут-то было: начальство решило взять всё в свои руки, оно лично ежедневно выезжает в Краснодар и Ростов, чтобы на местах решать вопросы снабжения. Представители фабрики сумели всё исправить, не сразу, конечно, но неимоверными усилиями предприятие осталось на плаву, и за 1974 год выпуск валовой продукции в сравнении с предыдущим годом значительно вырос. Производство вышло на новый плановый уровень, коллектив его перевыполнил. О досадной неудаче, произошедшей в начале пути предприятия, никто более не вспоминал. Все трудились и достигали новых высот.

В 1975 году Туапсинская обувная фабрика набрала достаточно мощности, чтобы занять передовые позиции. Она выпускает три вида обуви: мужскую, женскую, девичью: всего 78 моделей. За день — больше 4 тысяч пар. По сравнению с прошлым годом (около 3 тысяч пар) — это был новый успех. 1976 год для предприятия стал знаковым. На обувную фабрику пришёл один важный документ, подписанный заместителем председателя Госстандарта СССР П. Малышковым. В нём говорилось, что одному из видов продукции туапсинских обувщиков — мужским ботинкам — присвоили государственный Знак качества. Радости всех работников и начальства не было предела. Эти ботинки были утеплены искусственным мехом, на толстой пористой подошве с декоративным рантом — жёсткими выступающими планками на подошве. Моделей сделано несколько видов, отличали их лишь детали оформления. Их разработкой занимался старший модельер Владимир Новиков, использовавший для ботинок новый фасон колодки, эксклюзивный декор, а также выпуклую строчку.

Надо сказать, что все варианты обуви делались прочными. Женские и девичьи продукты не отставали от мужских. Здесь выпускалась обувь на любой вкус и цвет: кожаные босоножки на каблуках, элегантные туфли на шнурках, летние белые сапоги в сетку с жёсткой подошвой. Были и резиновые сапоги на каблуках с открытым носком, туфли-лодочки и много всего, что подчёркивало стиль жительниц Туапсе. Стоит сказать, что именно образец женской обуви и стал символом фабрики, ведь на каждом изделии красовался логотип «сапожка». Вся выпущенная обувь выполнена из натуральной кожи методом клеевого крепления подошвы.

В 1985 году фабрика процветает, продукция пользуется спросом, а где он есть — там и находится место предложению. Поэтому в это время увеличиваются объёмы производства, обувь выпускается более чем на 105 тысяч рублей, работники тем самым перевыполняют намеченный план в 2 раза. Покупают изделия не только местные жители, но и жители других городов Краснодарского края. Вот он успех!

Только в дело вмешалась перестройка и внесла свои коррективы. Предприятие вышло на новые условия: теперь был взят курс на самофинансирование и самоокупаемость, иными словами — возмещай затраты сам же от полученной выручки. Это пошатнуло Туапсинскую обувную фабрику, некоторые говорят, что сбили её с ног бреши «железного занавеса», которые впустили альтернативу на советский рынок.

Другая причина заката туапсинской обувной фабрики — некачественные материалы, поступавшие из Армавирского комбината искусственной подошвы, да и другие детали приходили с перебоями. Спасали производство обувщики, которые даже в селе Гойтх сделали производственный участок. люди продолжали работать. но вот 90-е всё изменили. Трудней становилось удерживаться на плаву, постоянные задержки зарплаты (её выдавали продукцией фабрики), социальные нужды, оплата за общежитие работников и многое другое вынудили туапсинскую обувную фабрику в конце концов закрыться. Многие из современников рассказывают, что отголоски великой фабрики можно было встретить на улицах Туапсе — обувщики, которые остались без работы, распродавали оставшиеся изделия, дабы заработать «копейку».

В нулевые здание пустовало, со временем оно ветшало и приходило в негодность. Новая история теперь уже бывшей туапсинской обувной фабрики началась в 2010-м, когда в обновлённом здании открыли первый в городе торгово-развлекательный центр. С этого момента посетителей стали принимать популярные магазины, в том числе обувные, будто рефреном напоминающие об историчности места, где раньше изготавливали обувь под брендом «Туапсе». Прогуливаясь по ТРЦ, на минутку можно задуматься о значимости этого места для города и о его былом величии.

Никита КОЧМАРОВ