Пусть на туапсинском взморье снова расцветёт Весна

324

Есть в Туапсе сооружения, которые, несмотря на минувшие годы, до сих пор способны приковать внимание гостей и жителей муниципалитета. Некоторые здания со временем приходят в негодность, ветшают, разрушаются, оставаясь в исторических справочниках и памяти современников.
Как сказал однажды архитектор Пол Тайри: «Здания должны быть хорошими соседями для человека». Так и было до недавнего времени, но человек забыл про своего соседа и бросил его на милость природы. Речь идёт о пансионате «Весна», который когда-то был прекраснейшей локацией, местечком отдыха для граждан, неотъемлемой частью их жизни, а после стал жертвой социальных перемен. И сейчас он находится в запущенном состоянии, но всё равно остаётся памятником архитектуры, его многие помнят и любят до сих пор.

Нет причин не любить «домик у моря», которому вот-вот стукнет больше 110 лет, и история происхождения интересная, косвенно связанная с сестрой столичной актрисы. Но об этом немного позже, сперва обратимся к истокам. Предыстория пансионата началась в далёком 1921 году, когда вышел декрет «О домах отдыха», который предписывал организацию целой сети оздоровительных учреждений. В нём мы можем прочитать следующую информацию: «Дома отдыха организуются Губернскими Советами Профессиональных Союзов в целях предоставления рабочим и служащим возможности восстановить свои силы и энергию». Помимо этого, в документе уточняется, что всем работникам положено провести отпуск в благоприятных, а также здоровых условиях. Именно поэтому пансионаты и базы отдыха строились исключительно на побережьях. Первые курортные места размещались по большей части в бывших усадьбах, загородных домах или дворцах.
Так произошло и с нашей «Весной». Её открыли в 1925 году, что примечательно – это был первый пансионат, расположенный на территории муниципалитета. Интересна история происхождения сооружения. Раньше это место служило домом помещицы Бородавко, но в некоторых архивных документах указывается имя Екатерины Фёдоровны фон Крит. И здесь возникает логичный вопрос: кто же всё-таки был первым владельцем дачи-пансионата? История сложная вещь, иногда за правду выдаётся ложь, или, наоборот, какая-то информация замалчивается, теряется, а ложь становится истиной. Но есть официальные документы, в которых можно найти подтверждение догадок. В списке землепользователей Туапсинского округа звучит фамилия Екатерины Фёдоровны, нашлась информация и о помещице. По архивным данным можно предположить, что супруги фон Криты построили усадьбу в 1910 году. Приблизительно в это же время в Туапсе на ул. Петра 1-го, нынешний район гостиницы Каравелла, располагалась нотариальная контора Бородавко, который купил имение у Критов в 1916 году, оформив его на жену. Интересно и то, что сестра первой владелицы дачи, известная актриса Мария Фёдоровна Андреева, была гражданской женой Максима Горького, который, в свою очередь, в начале 20 века внёс свою лепту в строительство Туапсинского Новороссийско-Сухумского шоссе, связавшего главные пункты Черноморского побережья. К сожалению, узнать, была ли в Туапсе на даче сестры столичная исполнительница театральных ролей,мы не можем, но смеем предположить, что наверняка она навещала Екатерину Фёдоровну в периоды отпуска, отвлекаясь от суеты московской. Вот как оказывается: наш городок притягивал будущих знаменитостей и деятелей культуры.
После революции 1917 года дом ещё выполнял функцию семейного жилья, а позже перешёл в государственное пользование. Дальше вы знаете — он стал местом отдыха для тех, кто усердно трудился на благо своей страны. Мы говорим о здании, но о внешнем облике не сказали ещё ничего. Исправляемся. Центральная часть сооружения носила название «корпус Медсантруд», что символично, ведь до 1956 года бывшая дача именовалась «Дом отдыха медработников», а после слала привычным для нас пансионатом «Весна». Фасад был украшен лепным декором с необычным растительным орнаментом, в дореволюционные времена мода была такая. В то время основное внимание уделялось своеобразному мотиву природы. Считалось, что именно он и есть ключевое звено образности всего узора, а также того предмета, на который нанесён. К сожалению, до наших времён орнамент «Весны» не сохранился, но архивные фотографии подтверждают, что он был. Вообще само здание претерпело незначительные изменения, например, некоторые элементы деревянных рам переделали, крыша стала иной — столбообразный верх трансформировался в обычную кровлю. Овальные окна так же поменялись, но не сильно. До войны в нём располагались комнаты на 75 коек, принимающие гостей 3-4 месяца в году. С каждым разом сооружение лишь росло и крепчало, а потом Великая Отечественная война сбавила темпы развития, пансионат переквалифицировался под штаб Черноморского флота, затем с 1942 по 1944 гг. действовал в качестве военного госпиталя. Так продолжалось до конца военных действий. После их завершения пансионат был несколько разрушен, начались восстановительные работы.
Период возрождения легендарного сооружения приходиться на 50-е, это время развития и рассеивания военной пыли. Именно тогда строятся новые корпуса, появляется летний кинотеатр на 350 мест, что по меркам 20 века считалось более чем достаточно. Проведём небольшое сравнение: «Союзкинопроект» специализировался тогда на типовых залах, на 330 мест. Это было в порядке вещей. А в пансионате ещё и дополнительные добавили. Кроме того, появилась библиотека с богатым книжным фондом, чтобы отдыхающие не забывали о пище духовной. А для поддержания активности и водно-соляного баланса — граждане ходили в столовую, где улыбчивые буфетчицы выдавали порции витаминов и изыски южной кухни. На территории находилось своё парниковое и подсобное хозяйство, спортивные площадки, клуб. Изучая архивные фотографии, можно предположить, что «Весна» имел детскую комнату, на это указывают рисунки персонажей из мультиков, которые клеились на стенах. А пока малыши играли, родители могли совершить променад в зоне отдыха или посидеть в беседке, откуда открывался вид на морскую гладь. Наслаждаться живописными пейзажами гости могли не только в летнее время, но и в другие периоды, ведь теперь пансионат работал круглогодично. Южный климат позволял проводить отпуск и оздоравливаться осенью, даже зимой. Советских рабочих и служащих направляли туда на отдых комитеты профсоюзов, при этом путёвки выдавались бесплатно или с частичной оплатой. В 1970-х годах в СССР функционировало свыше 1,2 тысячи домов отдыха на 220 тысяч мест, в это число входил наш пансионат.
Так и функционировал бывший дом помещицы, радовал гостей и жителей своим архитектурным дизайном, прекраснейшим видом на море и природными пейзажами. Всё это продолжалось до тех пор, пока пансионат не закрыли в 2004 году. Причина проста — здание обветшало, перестало принимать дорогих гостей. Его хотели реконструировать, но в какой-то момент от этой идеи отказались, хотя несколькими годами ранее один из корпусов сооружения был отнесён к выявленным объектам культурного наследия как «Дача барона фон Крита». Доподлинно неизвестно, что происходило за кулисами реконструкции, но длилось это довольно продолжительное время, никто не шевелился что-либо делать. А в это время здание приходило в негодность всё больше и больше, оно пустело, старело. Когда-то одно из популярных и востребованных для отдыха мест, первый пансионат на территории Черноморского побережья стал никому не нужным. В какой-то момент его хотели стереть с лица Земли, построив на территории жилой комплекс, состоящий из двух очередей. В первой по плану должно было размещаться 223 квартиры, а во второй — 254. В отчёте компании «Пансионат «Весна» за 2013 год упоминается, что инвестор вложил в незавершённый объект 113 млн рублей, но строительство было свёрнуто по неизвестным для широкой публики причинам. И остался пансионат нетронутым.
Там селились люмпены, по территории бродили «искатели приключений», фотографы устраивали съёмки (антураж позволял), некоторые охотились за предметами старины, а кто-то прогуливался по просторам пансионата, наслаждаясь архитектурными решениями прошлого века. Сейчас дом отдыха и прилегающая к нему территория находятся в запустении, некоторые части здания захватывает природа, делая красивые узоры по типу тех, что украшали сооружение в начале его истории. Здание гордо стоит в одиночестве, надеясь, что когда-нибудь его восстановят, и оно обретёт былое величие. Здесь не нужно строить торговые центры или же жилые комплексы, необходимо лишь сохранить культурный код, который завещали нам предки, а надпись недалеко от пансионата «Дача нотариуса Бородавко, господский дом» будет напоминанием о том, что когда-то здесь работала легенда черноморской архитектуры эпохи модерна.

Никита КОЧМАРОВ