Вперёдсмотрящий порта Туапсе

22

В мире есть много уникальных сооружений, которые являются визитной карточкой того места, где расположены и не встречаются больше нигде.
К примеру, Останкинская, Эйфелева, Пизанская башни, небоскрёбы делового центра Москвы, необыкновенной красоты здания современного ближнего Востока — этот список можно продолжать до бесконечности. Для небольшого приморского городка таким знаковым и узнаваемым символом стала башня СУДС, именуемая в народе любовно «чупа-чупсом».

Архитектор Иван Владиславович Жолтовский однажды сказал: «Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным». В этом смысле и наша достопримечательность с годами стала абсолютно соответствовать этим архитектурным канонам нашего соотечественника. Мы продолжаем рубрику «Пешком в историю» и вместе познакомимся с местной диковинкой, которая, несмотря на свой технологичный и опережающий время дизайн, весьма органично вписалась в городской облик.
Многие согласятся, что башня СУДС — это визитная карточка Туапсе. Она светится в рекламе местных радиостанций, встречается на сувенирной продукции, в заставках локальных новостей, туристы фотографируются на её фоне. А ночью освещается неоном. Сейчас сложно представить, что когда башню ввели в эксплуатацию, беспокойные туапсинцы забили тревогу. Виной всему стала крутящаяся антенна береговой радиолокационной станции, которая, по мнению жителей, могла бы распространять небезопасное излучение в сторону города. Могла, но не сделала этого. Чтобы успокоить горожан, стоящих на защите своей малой родины, а главным образом — заботясь об окружающей среде, руководство пригласило специалистов, сделавших десяток измерений и тестов, обошедших каждый сантиметр комплекса СУДС и его окрестностей. Даже на крышу «Каравеллы» залезли, но не нашли никакого вредоносного излучения. Проверки продолжались до тех пор, пока не было установлено, что излучение отсутствует и не может навредить людям. Объект получил соответствующий санитарный паспорт. Народ успокоился и через некоторое время понял принцип действия локационной антенны. Всё дело в хитрости и смекалке инженеров, они всё предусмотрели: при повороте антенны на город система автоматически отключает излучение БРЛС и возобновляет работу, когда смотрит на море.
Строительство «чупа-чупса» началось на стыке двух веков: середины 1999 года — начала 2000-х. Автором нашей достопримечательности стал главный архитектор компании «Главболгарстрой» Павел Цветанов. Он поставил перед собой цель — спроектировать что-то уникальное и необыкновенное, передающее колорит приморского города. Обычное невзрачное бетонное сооружение поставить было можно. Но зачем? Это никому не нужно. Истинные художники, наоборот, стараются проявить полёт фантазии и чудеса творческой мысли, что и сделал Павел Цветанов. Он соединил в комплексе СУДС несколько архитектурных решений. Во-первых, башне присущ модернизм, для которого характерно соответствие духа современности и его требованиям. И действительно — для строительства использовались современные стройматериалы и полное отсутствие фасадных украшений. Во-вторых, комплекс СУДС имеет черты хай-тека: функциональное сочетание металла и стекла перемежается с бетоном и пластиковыми элементами. Башня сама по себе строга, проста в конструкции, в большинстве своём присутствуют прямые линии. В то же время она сочетает чистые, светлые цвета. Стоит отметить, что аналогов туапсинской достопримечательности нет во всём мире. Помимо внешней красоты, комплекс надёжен – специалисты ещё на этапе строительства выполняли все работы: от расчётов возможных перегрузок до установки оборудования. Верхний шпиль и вся конструкция могут выдержать скорость ветра в 100 м/с. Именно поэтому люди, которые работают на высоте, даже не ощущают вибраций. Также башня способна выдержать землетрясение до 9 баллов.
На этапе строительства туапсинцев волновал и другой вопрос, связанный с магнолиями. Дело в том, что башня по плану размещалась по соседству с этими растениями. А постройка любого комплекса — это всегда пыль, грязь, иногда и вырубка радующих глаз деревьев и кустарников. Горожан и тут успокоили, сказали, что ни одна магнолия не пострадает. Так оно и произошло — растения в полном порядке, их даже специально огородили, чтобы не навредить внешнему виду деревьев. Так же филигранно специалисты отнеслись и к сборке главного элемента башни — объёмного стеклянного купола. Собирали его дважды. Сперва на земле для полного понимания того, все ли элементы сошлись, проверяли качество прикрученных болтов и шурупов. Затем купол снова разобрали и уже потом собрали элементы воедино… только теперь на высоте 22-этажного дома. Так башня приобрела знакомые черты. Оставалось дело за малым.
Открытие проходило в 2002 году в торжественной обстановке. На него пришли представители городской администрации, сотрудники администрации морского порта Туапсе. Запустили «в плавание» комплекс, следуя лучшим морским традициям — разбили бутылку шампанского о несущую часть здания. И корабль под названием «Комплекс СУДС» отправился в путь обеспечивать безопасность в акватории морского порта Туапсе и на подходах к нему. За этим здесь следят круглосуточно.
Диспетчерская башня порта не только визитная карточка города и яркая достопримечательность, но и действующая отлаженная система. Именно здесь располагается Центр управления движения судов, причём его технические возможности позволяют контролировать их движение на расстоянии, превышающем территориальные воды Российской Федерации более чем в два раза. Своевременное обнаружение судна, установление с ним связи, выдача рекомендаций о начале движения, определение очерёдности движения, контроль нахождения морского транспорта на якорных стоянках, обнаружение его дрейфа во время неблагоприятных метеорологических условиях и многое другое входит в задачи специалистов службы управления движения судов — СУДС.
Мы уже говорили об интересной части «чупа-чупса» — куполе, но ничего не сказали о его строении. Исправляемся! Наверху башни три уровня. Нижний представляет собой полусферу, именно здесь располагается зал, где трудятся на благо безопасности и всеобщего порядка операторы СУДС. Второй уровень — технологический, а на третьем работают также операторы, но других служб. Здесь расположился центр глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Операторы ГМССБ призваны обеспечивать устойчивый приём сигналов бедствия с судов и координировать проведение спасательных операций в зоне своей ответственности.
В практике работников комплекса СУДС были случаи, когда от хорошей натренированной реакции зависели не только жизни экипажа, но и экологическая безопасность. Так, в один из дней операторы сопровождали в наших водах судно, шедшее транзитом в сторону Новороссийска. Внезапно в районе мыса Кадош оно резко изменило курс и пошло в сторону береговой линии. Стоит только позавидовать выдержке специалистов дежурной смены. Работники пытались связаться с судном, но тщетно. Они использовали все возможные и невозможные методы, в итоге экипаж вышел на связь и буквально в паре миль от скалы взял прежний курс. Катастрофы удалось избежать! Нефтепродукты, которые находились на судне, при столкновении могли попасть в море, принеся экологический ущерб побережью. Команда комплекса СУДС выдохнула. Позже выяснилось, что дежурный офицер судна уснул на мостике. Здесь сыграл человеческий фактор. В практике работников комплекса было много сложных ситуаций, связанных с гостями из других стран, но команда СУДС работает так, чтобы ЧП или катастрофу не допустить.
Вот она, полезность «чупа-чупса». Башня – глаза и уши города, а для самих туапсинцев — это ещё и нехитрое приспособление, своеобразный гаджет, где и время посмотреть можно, и температуру воздуха увидеть, а также радиационный фон, влажность, атмосферное давление. За всё отвечает специальное электронное табло, где и расположились все необходимые данные. А на праздники пускается бегущая строка с различными поздравлениями специально для туапсинцев. Так создаётся соответствующая атмосфера. Стоит особо отметить, что весь комплекс СУДС регулярно развивается и обновляется. Недавно поменяли все береговые радиолокационные сенсоры (радары), УКВ-радиостанции, базовые станции системы АИС, модернизировали рабочие места операторского состава. Так что техническое перевооружение башни идёт в ногу со временем и технологическим прогрессом.
Любопытный факт: на территории комплекса СУДС есть своя мини-башня. Это уменьшенная копия нашей достопримечательности, здесь помимо неё есть небольшой фонтанчик, дополняющий композицию миниатюры. Автор и по совместительству скульптор арт-объекта — Анатолий Иванович Иванов, долгое время работавший в СУДС. Здесь каждая деталька, каждый «шовчик» выполнены с особым трепетом и своим порядком, словно сбалансированный японский сад камней, где всё подчинено общему природному закону и особой философии.
И у башни есть своя философия — защищать и оберегать акваторию и подходы к морскому порту Туапсе, помогать гостям-судам безопасно заходить в порт. Кто бы мог подумать тогда, на этапе строительства, что вскоре «чупа-чупс» станет визитной карточкой, без которой Туапсе уже не будет тем городом, каким мы его знаем сейчас.
Никита КОЧМАРОВ
Благодарим за действенную помощь в подготовке материала начальника СУДС порта Туапсе В.М. Щепеткова.