Владимир Никитенков: «Мне некогда считать свои года»

108

Председатель совета ветеранов Туапсинского района, подполковник в отставке Владимир Фёдорович Никитенков знаком многим туапсинцам и не нуждается в специальном представлении. Он всегда в гуще событий, постоянно на связи с людьми и готов откликнуться на призыв о помощи.

В этом июле Владимиру Фёдоровичу исполняется 80 лет. Несмотря на возраст, офицер, как и прежде, подтянут, бодр и полон оптимизма.

— Мне некогда считать свои года, — говорит Владимир Фёдорович. — Забот много, особенно сейчас, когда идёт специальная военная операция на Украине и для страны важно участие каждого. Ветераны лучше чем кто-либо понимают, как нужна России эта победа.

С первых дней начала СВО туапсинцы её горячо поддержали. Районный совет ветеранов оперативно организовал сбор гуманитарной помощи для жителей Донбасса, а когда понадобилась помощь фронту, активно стали отправлять грузы с продуктами питания, снаряжением и тёплой одеждой для добровольцев и мобилизованных бойцов в зоне боевых действий.

Активен совет ветеранов и по другим направлениям. Районная организация – участник краевой программы губернаторских грантов. В рамках её реализации ведётся большая воспитательная работа с молодёжью, организация культурно-массовых мероприятий для членов организации, установка памятных табличек на  домах участников войны, оказание помощи ветеранам и многое другое.

За большую работу на общественном поприще Владимир Фёдорович награждён знаком «За весомый вклад в развитие города Туапсе», медалью «Заслуженный активист ветеранского движения Кубани» и медалью Союза городов воинской славы за активную военно-патриотическую работу. Его жизнь насыщена событиями, которые не часто выпадают на долю офицера в мирной жизни.

Сегодня уже открыто можно писать о войне в Анголе и участии в ней Советского Союза на стороне народного движения за освобождение страны (МПЛА). На региональном уровне это была война между Анголой и режимом апартеида ЮАР, но в глобальном разрезе — борьба двух систем: социалистической в лице СССР и капиталистической в лице США за «ключи» ко всей Южной Африке.

Одним из тех, кто прошёл через горнило той кровавой войны, был В.Ф. Никитенков. В декабре 1986 года его, командира технического дивизиона военной части 11287 войск ПВО, дислоцирующейся у нас в Мессажае, срочно вызвали в Москву. К тому моменту Владимир Фёдорович уже прекрасно осознавал, что это означало спецкомандировку в зону боевых действий. Так и случилось. 10 декабря он был уже в Луанде. А дальше — в самом пекле войны на линии противостояния в районе Куито-Куанавале. Позже некоторые историки назовут это маленькое селение в три улицы ангольским Сталинградом.

Но это позже. А тогда Владимиру Фёдоровичу был дан приказ готовить боевые позиции для дивизиона. Он сам лично разрабатывал и чертил схему объекта, потом в содружестве с ангольскими и кубинскими товарищами его строил.

Несмотря на то, что война в Анголе закончилась победой молодой республики, есть очень мало документальных сведений о том, как это было и какую роль сыграло присутствие советских военных в этой африканской стране. Но для Владимира Фёдоровича те давние события в памяти не померкли.

10 марта 1987 года в городе Менонге он впервые попал под артобстрел. Миномёты бандформирований УНИТА прицельно били по госпиталю, который находился за спинами наших военных советников. А потом было Куито-Куанавале 14 июля — день рождения Никитенкова — день, когда впервые противник применил мобильные орудия, бившие на 45 километров активно-реактивными снарядами. Пушки республиканских войск поражали цели максимум только на 25 километров. Ответить на обстрел они не могли, и унитовцы, хоть и хаотично, но безнаказанно палили по позициям МПЛА. На участке размером 2 на 5 километров за сутки разрывалось 200-250 снарядов.

В один из таких обстрелов  Никитенкову предстояло поехать и забрать с командного пункта после суточного дежурства одного из наших офицеров. Но как только он выехал из укрытия, обстрел участился и взрывы стали ложиться рядом с автомобилем. Унитовцы охотились и за одиночными целями. Виляя по дороге, то ускоряя, то замедляя движение, он всё же проскочил под огнём и вернул коллегу в наше расположение. А потом узнал, что был на волосок от смерти: как только он двинулся из укрытия, через секунду на место, где стоял его автомобиль, упал снаряд…

У Владимира Фёдоровича не было детской мечты стать военным. Мать родила его в 1943 году во время жатвы в поле. Рос он в годы, когда ещё всё вокруг говорило о недавней войне — победоносной, но страшной, кровавой и беспощадной. Было не до мечтаний. Поесть бы вдоволь. Собирали остатки капустных листьев или подгнившую картошку после уборки на колхозном поле.

Когда Владимир учился в старших классах (к тому моменту семья уже переехала из Смоленской области в Подмосковье), тяжело заболела мать. И после школы у юноши не осталось другого выбора, как уйти работать на стекольный завод. А в 1962-м Никитенкову пришла повестка в военкомат. На призывной комиссии парню предложили учиться профессии военного. Так жизнь привела его в Ярославское военно-техническое училище ПВО. Военная специальность увлекла юношу, учился он с большим желанием и закончил училище с отличием.

Как одному из лучших выпускников Никитенкову предоставили право выбора места предстоящей службы. Он выбрал Дальний Восток. Попал в город Оха на севере Сахалина.

Шесть лет службы на Дальнем Востоке оставили в его памяти воспоминания о прекрасных людях, живущих там. На Сахалине Владимир Фёдорович встретил свою верную супругу — любовь всей жизни Лидию Викторовну, с которой родили и воспитали двоих замечательных детей.

А ещё напоминанием о том времени ему служат шрамы и  рубцы от ожогов, полученных когда-то из-за оплошности молодого солдата, устроившего на площадке техобслуживания зенитной батареи пожар. Владимир Фёдорович спасал от неминуемого взрыва ракету.

В 1971 году В.Ф. Никитенкова перевели в Туапсе, в технический дивизион, расположенный в Мессажае. Здесь и шла его служба, и успехи были. Технический дивизион был на хорошем счету, начальство ценило Никитенкова. С особой теплотой Владимир Фёдорович вспоминает командиров 879-го ЗРП, участника Великой Отечественной войны Константина Платоновича Вакуленко и Юрия Михайловича Орлова. В 1976 году В.Ф. Никитенков закончил заочно Харьковскую высшую военную инженерную радиотехническую академию. За годы службы приобрёл обширные знания и большой практический опыт. А ещё ему всегда была присуща ответственность и умение быстро принимать правильные решения. Всё это и учло командование, отправляя В.Ф. Никитенкова в 1986 году в Анголу.

Опасная спецкомандировка в зону боевых действий длилась три года. За неё В.Ф. Никитенков награждён медалью «За оборону Куито-Куанавале», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР». Вернувшись в Союз, узнал, что в стране грянула перестройка. А за ней начался развал устоев социализма, всего того, чем жил и ради чего служил долгие годы подполковник Никитенков. В мае 1990 года он ушёл в отставку по выслуге лет. Но на пенсии не засиделся. Ему предложили работу старшего оператора в цехе № 3 Туапсинской нефтебазы, он согласился и работал в этой должности 12 лет. Но и потом, в шестьдесят, его энергичная натура требовала действий. С 2003 года В.Ф. Никитенков почти 20 лет работал оперативным дежурным службы МЧС.

Когда в 2008 году объединили Туапсе и район, встал вопрос слияния и ветеранских организаций. Нужен был человек, которому было бы по силам руководство районным советом ветеранов. Выбор пал на Владимира Фёдоровича.

Так что нынешний юбилейный год жизни В.Ф. Никитенкова совпадает с 15-летием деятельности на общественном поприще. Сейчас, вспоминая, как это начиналось, В.Ф. Никитенков признаётся, что не ожидал, что работа в совете потребует от него так много физических и душевных сил и столько времени. Если в первые годы основной акцент делался на участие ветеранов в военно-патриотическом воспитании молодёжи, то со временем им самим стало требоваться всё больше помощи в решении бытовых проблем, обеспечении топливом, сопровождении в медицинские учреждения, ремонте жилья и многое другое. Дел у председателя ТРОВ не счесть, и боевой офицер Никитенков закатывает рукава: «Повоюем…»

Лидия НИКОЛАЕВА