На наших знамёнах начертано слово «Победа»!

120

За свои 100 лет участник Великой Отечественной войны, ветеран-железнодорожник Егор Алексеевич Захаркин оставил за плечами тысячи километров железных дорог, сотни мостов и временных переправ. Это по рельсам, которые он укладывал в годы войны, мчались составы навстречу нашей Великой Победе. И ныне Егор Алексеевич — сам как мост из прошлого в будущее, как связующее звено поколений, живой свидетель и кузнец немеркнущей славы нашей никем не покорённой страны.

На днях фронтовику Егору Алексеевичу Захаркину исполнилось 100 лет. Поздравления с вековым юбилеем от президента Российской Федерации Владимира Путина и губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева лично в руки ветерану, навестив его дома в праздничный день, передал глава Туапсинского района Сергей Бойко.

— Гордимся тем, что рядом с нами живёт такой человек, — выразил гость искреннее восхищение орденоносцу. — Высокая честь пожать вашу руку, а в вашем лице – всему поколению победителей.

В 1941 году сельский парнишка Егор Захаркин только-только закончил школу и получил аттестат о среднем образовании, как грянула война. Школа была за 20 километров от его родной деревни Кружиловки Смоленской области. После выпускного Егор домой не спешил, а когда вернулся, там мужиков на фронт отправляли. 7 июля пришла повестка его отцу. Алексей Кузьмич Захаркин ушёл на войну и вскоре пропал без вести. А 11 июля 1941 года началась военная эпопея и для Егора.
После призыва он попал в Ленинградское краснознамённое училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе, а через год новоиспечённого лейтенанта Захаркина назначили командиром путевого взвода и направили на Западный фронт на восстановление железнодорожного узла Козельск. Эта железнодорожная станция часто подвергалась жестоким бомбардировкам вражеской авиации. И когда сюда прибыло особенно большое количество составов с боеприпасами и красноармейцами для пополнения воинских частей, фашисты устроили кровавое побоище. Бомбы сыпались с неба градом, вслед на бреющем полёте проносились вражеские самолёты, поливая всё вокруг пулемётным огнём.
В тот день, не успев укрыться в землянке, погибли сразу три солдата взвода, которым командовал лейтенант Захаркин. Для Егора это было первое боевое крещение.
Несмотря на смертельный риск, работа по восстановлению железнодорожных путей велась без перерыва. За проявленные мужество и самоотверженность Егор был удостоен благодарности командования.

Затем последовала работа на не менее ответственных участках. В составе 47-го путевого восстановительного батальона рота Егора Захаркина ремонтировала пути, обеспечивая наступление войск Западного, 2-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов.
Годы войны для Егора Алексеевича, как вехами, отмечены названиями железнодорожных станций, где ему пришлось пройти: Каунас, Можейкяй, Ауце, Инсенбург, Кёнигсберг.
Последний город был особо укреплён. Здесь фашисты основательно окопались, и прежде чем идти на прорыв, советское командование аккумулировало на подходах к крепости значительные силы. А железнодорожники обеспечили их своевременный подвоз.

Сразу после взятия Кёнигсберга поступил приказ об отправке 47-го путевого восстановительного батальона на Дальний Восток. Известие о капитуляции фашистской Германии старший лейтенант Захаркин встретил по пути в Хабаровск.
По прибытии на Дальний Восток железнодорожники возводили мосты, строили дорогу, обеспечивая будущий успех советских войск в войне с милитаристской Японией.
Свою часть трудностей привносила погода. Егор Алексеевич не понаслышке знает, что такое стихийное бедствие в условиях Дальнего Востока, когда в один момент разлившаяся река Зея подняла и разрушила пять километров железнодорожных путей. На станциях скопилось огромное количество составов с боевой техникой и личным составом воинских частей. На восстановление движения отводились сжатые сроки. Ценой невероятного напряжения сил задачу командования военные железнодорожники выполнили всего за три дня.

Война с Японией закончилась нашей победой, положившей конец Второй мировой войне. Но как ранее в боевой обстановке, так теперь на мирном фронте в условиях, требовавших выдержки и самоотдачи, военные строители прокладывали новые железнодорожные ветки и возводили переправы через своенравные дальневосточные реки.
По приказу командования батальон, в котором служил Захаркин, бросили в Акмолинск на территории Казахстана, а спустя время — в Туапсе.
В наш город Егор Алексеевич впервые прибыл в мае 1946 года. Увидев море, солдаты бросились купаться. Но отдых быстро закончился, началась бесконечная работа: восстановление железнодорожных путей, возведение опорных стен, защитных сооружений вдоль береговой линии.

Туапсинский период стал судьбоносным для Егора Алексеевича. Здесь он познакомился со своей будущей супругой — Любовью Александровной.
Поженились молодые в 1949 году. Это событие в жизни Захаркина обозначено курьёзом.
Решив расписаться, жених и невеста выбрали дату и позвали гостей. Но оказалось, что в назначенный день в сельсовете некому было их расписать. Застолье решили не отменять, а саму регистрацию брака перенесли на следующий день.
Но к концу свадьбы поступил приказ военным железнодорожникам срочно отбыть на Дальний Восток, где назревала война в Корее. Жених — кадровый офицер, не имел права нарушить приказ.
— Ах, обманул, ах, обманул, — причитала бабушка невесты.
Но Егор Алексеевич был честен перед семьёй девушки. Как только выдалась возможность, приехал и забрал любимую с собой. В браке у Захаркиных родились трое сыновей.
Впоследствии старший и младший сыновья выбрали профессию, связанную с железной дорогой. Старший — Александр — стал машинистом и 33 года водил поезда. Младший — Николай — закончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск имени М.В. Фрунзе и 20 лет служил в войсках.
Более того, работу на железной дороге выбрали внуки Егора Алексеевича — Николай и Елена, а также правнук Максим. Осенью минувшего года, по окончании учёбы в РГУПСе, он по призыву пополнил ряды Вооружённых Сил. Попал в войска ПВО. Юноша гордится своим героическим прадедом, а фронтовик не менее горд юной сменой защитников Отечества.

Сам герой нашего рассказа достойно служил в железнодорожных войсках до конца 1970 года, после чего ушёл в запас и с семьёй приехал в Туапсе. Здесь он трудился в Туапсинской дистанции пути. Отвечал за водоборьбу на участке от Туапсе до станции Белореченская. Затем был назначен инструктором-методистом производственной гимнастики и оздоровительной работы. До 1986 года Е.А. Захаркин отвечал за массовый спорт в коллективе дистанции пути.
По убеждению ветерана, именно в занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни кроется секрет его долголетия. И ныне его утро начинается с зарядки. У Егора Алексеевича ясный ум и цепкая память. Он с интересом следит за событиями в стране и в мире, горячо поддерживает специальную военную операцию на Украине.

В день рождения дверь квартиры столетнего юбиляра не закрывалась. Поздравить Егора Алексеевича и пожелать ему бодрости и хорошего настроения пришли глава города Туапсе С.В. Бондаренко, товарищи по совету ветеранов, соседи, школьники, шефствующие над ним. А друзья по службе в железнодорожных войсках заказали и привезли ему в подарок форму офицера железнодорожных войск. Примерив китель, фронтовик приосанился и словно стряхнул с плеч пару десятков лет.
— Мы разбили врага в 1945-м, — говорит Егор Алексеевич, — и нашу Победу никогда и никому не отдадим.
Поздравляем ветерана с Днём Победы и желаем, чтобы ещё долгие годы его здоровье оставалось крепким и надёжным, как железные дороги, которые он строил всю жизнь.

Лидия НИКОЛАЕВА