Наш второй дом. А может быть, и первый

257

Вторая поликлиника города Туапсе, хоть и входит структурно в Центральную районную больницу № 1, всегда была заведением со своим особым микроклиматом. Тому причиной, видимо, и некоторая отдалённость от центра города, и своя история, в частности, история Туапсинской обороны, и то обстоятельство, что долгое время здесь обслуживались трудящиеся всего туапсинского нефтекомплекса.

Доктор Александр Фириченко заведует этим отделением уже долгие годы. Сегодня, накануне своего профессионального праздника, он рассказывает и о буднях вверенного ему учреждения, и о судьбе медицинского работника в целом.

Медицина сильна командой
— Когда я принимаю на работу медсестёр, то сразу говорю: «Девочки, имейте в виду, вы на первых порах будете работать в разных кабинетах, на разных процедурах, пока не поймём, что у вас лучше получается». А результат такого подхода — у нас все умеют всё: снять кардиограмму, сделать укол и так далее. Это очень важно. Дефицит медицинских кадров, если такой имеется, не должен переходить в дефицит качества медицинского обслуживания. Тем более, сейчас идут военные действия, и мы должны быть готовыми ко всему.
Медицина сильна командой. По-другому быть не может. Виртуозы от медицины, такие звёзды, как Фёдоров, Филатов, рождаются в высоких столичных клиниках. А здесь мы решаем задачи попроще, но не менее важные. И когда идёт спасение человека, у меня не должно быть сомнений, что кто-то неправильно держит шприц или набрал в него не то лекарство.
Наш коллектив — сорок человек, из них восемнадцать ставок врачей. Это не много, но и не так мало. Коллектив дружный, можно сказать, семейный. Поздравляем друг друга с днями рождения. Интересуемся жизнью каждого. Если у кого-то что-то случилось и нужна помощь — помогаем, скидываемся.
Некоторые люди работают десятилетиями. Вот недавно уволилась врач Лейла Алибековна Трапизонян, ей 81 год. Я за то, чтобы ей ещё у нас работать и работать, но у неё семейные обстоятельства. Вообще возрастные доктора прекрасно трудятся: Игорь Флорович Семержиди, Галина Ивановна Фёдорова, Владислав Алексеевич Скиданов.
Честно говоря, у нас все сотрудники хорошие. Конечно, каждый со своим характером. Но все они — люди особой стойкости. Это их второй дом. А может быть, и первый. Потому что ты тут восемь-десять часов, а дома поспал — и опять сюда.

Чем заняты мозги врача
— Медицина — штука сложная, многофакторная. Врач — профессия высокоинтеллектуальная. Его мозги должны быть заняты диагностикой, лечением, консультациями. Надо дать специалисту возможность реализоваться, не превращать его в робота.
А по факту, как мы все знаем, приходится много заниматься писаниной. Да, сейчас увеличили время приёма на одного пациента, но до идеала ещё далеко.
В здравоохранении СССР было много проблем, но там была и великая традиция, идущая ещё от дореволюционного института земских врачей. Сейчас мы к этой традиции только начали возвращаться: врачи общей практики, семейные врачи…
Вы спрашиваете, что лучше — частная клиника или государственная. Дело в том, что частная клиника ничего из себя не представляет без государственной. Когда ты идёшь в частную клинику? Когда ты не можешь попасть в государственную. Или когда тебе некогда стоять в очереди, и ты говоришь: «Дайте мне профессора на дом!» Но редко какой врач из частной клиники не работает в государственной. Потому что если ты не из государственной клиники, то вряд ли нужен где-нибудь ещё. Тут, пожалуй, лишь одно исключение. Я с восхищением отношусь к людям, которые создали у нас в районе три частные службы, занимающиеся магнитно-резонансной томографией. И очень жаль, что в государственных больницах такого диагностирования не проводится.

О династиях пациентов, ковиде и человеческой мудрости
– Приходит ко мне женщина. Приводит беременную дочку. Говорит: «Помните, вы у меня роды принимали? Теперь я эту девочку вам передаю. А бывает и так, что мои старые пациентки своих беременных внучек приводят. Есть династии врачей, а у нас давно сложились династии пациентов. Семейная, как я уже говорил, обстановка. Бывает, пишет человек жалобу. Начинаешь разбирать, оказывается, не из «наших». Талонов не хватило, или приняли не сразу, или что-то не так понял. А в целом, у нас с людьми взаимопонимание.
В эпидемию ковида очень тяжёлое время было. Постоянно более сотни больных на поликлинике. И их всех надо посетить, взять анализы, снабдить лекарствами. Если кислородное насыщение падает — отправить в стационар. А количество умерших какое! Наш персонал весь переболел, хоть и были все поголовно привиты. Но, к счастью, ни одного умершего. А в других клиниках летальные случаи среди медработников были, и не мало.
И тут ничего не поделаешь, эра антибиотиков проходит. В 1943 году доза разовая пенициллина равнялась 50 тысячам единиц. Сейчас доза антибиотика уже, скажем, 8 миллионов. С этим придётся жить. Бояться не надо. Надо вовремя прививаться.
Я когда своих коллег поздравляю с профессиональным праздником, всегда желаю им здоровья, сил и главное — большой человеческой мудрости. Потому что если она кому и нужна, то в первую очередь медицинскому работнику. Для нас глупость — вещь непростительная.

Беседовал
Владимир БЕЛЯЕВ