Он громил фашиста под Москвой и на Курской дуге, под Минском и Оршей, Кёнигсбергом и Варшавой. Бился с неприятелем в воздухе и уничтожал врага на земле.
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза Юрий Яковлевич Чепига прошёл всю Великую Отечественную войну, сражался на Западном (с 24 апреля 1944 года – 3-м Белорусском) фронте. Взмывая в небо на легендарном «летающем танке» Ильюшина, он бомбил переправы отступающих гитлеровцев, топил их транспорт в Балтийском море, выводил на цели группы штурмовиков, наносивших эффективные удары по обороне противника. На счету авиатора 150 успешных боевых вылетов, десятки уничтоженных вражеских самолётов, 2 бронепоезда, около 40 танков, много автомашин и железнодорожных эшелонов. За этими цифрами стоят беспримерная самоотверженность и геройское бесстрашие, мужество, проявленные Чепигой в боях.
Я бы в лётчики пошёл
Казалось, ничего не предвещало «воздушной» биографии у простого парня. Родился он в городе Люботин Харьковской области Украины в семье рабочего-железнодорожника. Тяжёлый физический труд и лишения — всё это ему было знакомо сызмальства. Вместе с тем, быть может, это и закалило его хрупкую детскую душу, выработало железный характер и научило, несмотря ни на что, идти и добиваться поставленной цели. Чтобы хоть как-то облегчить непростое материальное положение семьи, где только ни трудился Юрий: в совхозе был и трактористом, и скотину пас, на Новокраматорском машиностроительном заводе работал копировщиком, чертёжником…
В 30-е годы прошлого столетия в СССР стала бурными темпами развиваться авиационная промышленность. Как следствие — ощущалась острая нехватка лётчиков, а по стране был брошен клич: «Молодёжь — на самолёты!» Среди тех, в чьей душе этот призыв нашёл большой живой отклик, был и молодой Ю.Я. Чепига. Свой путь в авиацию юноша начал с Батайской школы лётчиков гражданского воздушного флота (ГВФ). Туда он, отличник учёбы, поступил после десяти классов, оконченных экстерном. В двадцатилетнем возрасте Чепига уже был военным лётчиком. Талантливого пилота, хорошо зарекомендовавшего себя, оставили в Батайске работать техником-инструктором.
— После передачи училищ ГВФ в ведение ВВС я зачислен был в офицерские кадры ВВС и начал обучать лётному мастерству на самолёте «СБ» курсантов Тамбовского лётного училища (на фронтовом языке это называлось «вводом новичков в строй», — Прим. Ред.), — позже напишет в своих воспоминаниях Герой Советского Союза. — Там и застала меня война. Ушёл я на фронт.
На календаре значился 1941 год.
Формула победы выведена на поле брани
С июня 41-го до победоносного завершения войны Чепига оставался в строю ВВС: раз за разом, несмотря на ранения и контузии, поднимал на боевое задание свой Ил-2. В ту пору советские лётчики в шутку называли штурмовик «горбатым», подразумевая, что крылатая машина на своём горбу вынесла всю тяжесть войны.
Для Юрия Яковлевича Ил-2 был самым лучшим в мире самолётом. По его словам, мощнейший из авиационных моторов позволял развивать скорость, значительно превышающую скорости многих истребителей и бомбардировщиков того времени. Он, кабина и другие жизненно важные части самолёта были бронированы. Это и позволяло «горбатому» сохранять живучесть даже при пулемётном огне «стеной».
— Летая в зоне интенсивного обстрела всеми видами огня, я никогда не рассчитывал на возможность продолжения жизни после тяжёлого боевого вылета, считал его последним… — говорил фронтовик. — Ни о каких наградах не мечтал, а просто добросовестно воевал.
Не раз Юрий Чепига попадал в смертельно опасные ситуации: штурмовал позиции и укрепления врага под ураганным огнём, был застигнут превосходящим, подготовленным и хорошо вооружённым противником врасплох, но при этом оставался жив. Неоднократно его самолёт подбивал немец, но он всегда приводил его на свой аэродром или сажал в расположении войск Красной Армии. Так было и 22 августа 1942 года.
День начался с побед: летним утром Чепига сбил «худого» (речь идёт о немецком истребителе Мессершмитте Bf 109, — Прим. Ред.), успехом увенчался и следующий его боевой вылет на станцию Ржев. Внезапно — когда был взят обратный курс — его Ил-2, оказавшись на вражеском прицеле, словил пулемётную очередь. Обстановка сложилась угрожающая. Чепига, передав командование, немедля решил ввязаться в воздушную схватку. При попытке совершить манёвр он вдруг обнаружил, что руль высоты и руль поворота не действуют: ударом неприятеля перебиты тяги. Машина перестала слушаться пилота. Увидев это, фашисты усилили огонь по самолёту, тяжело ранили Юрия. В этот момент штурман прекрасно понимал: посадка невозможна и жить отмерено ему немного.
«Хотя бы умереть в расположении своих войск», — думал лётчик, проносясь неуправляемой «птицей» над оккупированной территорией. Теряя сознание, он всё же смог преодолеть линию фронта и дотянуть до переднего края, с ударом рухнув на заветную землю. Свои!
Пришёл в себя Юрий Чепига уже в блиндаже медицинского пункта стрелковой части. Как только набрался сил, добился возвращения в строй: снова расправил крылья, взмыл в воздух на боевую операцию и продолжил свою лётную карьеру.
Про таких, как он, говорят: «В рубашке родился». Чепига оказывался на волосок от гибели, но что-то незримое всегда его оберегало и хранило. Как это было возможным? Везение? Или удача? Простое стечение обстоятельств? А, может, счастье?
«Один раз счастье, другой раз счастье, помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и умение», — эту крылатую фразу, принадлежащую Генералиссимусу Александру Суворову, можно запросто применить к жизни Юрия Яковлевича.
Командование высоко ценило безупречную тактику, патриотическое рвение, спокойствие и выдержку, с которыми он шёл на каждый свой бой. Чепига никогда не изменял себе, заведомо зная, что одна из его небесных дорог может оборваться навечно.
Эпизоды боевого пути мастера штурмовых ударов легли строчками приказов и наградных листов, хранящихся в архиве Минобороны России. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Юрию Яковлевичу Чепиге было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
— Майор Чепига является лучшим лётчиком дивизии, — отмечено в наградном листе. — В нём поражает: мастерская техника пилотирования, точность стрельбы и бомбометания, умение видеть всё, что происходит на земле, и правильно оценивать увиденное, мастерский противозенитный манёвр, основанный на точном знании тактики зенитной артиллерии противника и всех её свойств, умелое вождение групп и, наконец, такое хладнокровие перед боем и в бою, которое встречается очень и очень редко даже у самых бывалых и закалённых воинов. Но сильнее всех его качество — это стремление идти в бой.
— Главным для меня было исполнение долга перед Родиной, — так в письме к Виктору Ротову, автору книги «Ближе к истине», писал он сам. — Иногда в пылу схватки с врагом меня ослепляли вспышки гнева, и тогда я был особенно хладнокровен и беспощаден. Но никогда я не злобствовал и не мстил. Я наказывал врага мастерством боевого полёта.
Среди высоких наград, которыми отмечен Герой Советского Союза, — ордена Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, медали, в том числе «За оборону Москвы».
И мирное небо над головой
Любимому делу — авиации — Юрий Яковлевич посвятил ещё несколько лет и после Великой Отечественной. Был востребованным специалистом в мирное время, продолжая передавать свой богатый опыт молодым пилотам. После увольнения в запас по состоянию здоровья в 1953 году он перебрался в маленький южный город со славной боевой историей — Туапсе. Здесь долгое время ветеран работал на Туапсинском судоремонтном заводе. Он был активистом общества «Знание», уделял огромное внимание военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ещё при жизни являясь реальным примером стойкости и мужества для молодёжи.
О нём написаны книги, его именем названы улицы, память о героическом лётчике свято хранят музейные экспозиции в разных городах. Пять лет назад в Туапсе подвела свои итоги масштабная поисково-просветительская экспедиция «Имя города», приуроченная к 80-летию Краснодарского края. Были названы двадцать пять имён наших земляков, которые своим ратным и боевым подвигом в разные годы доказывали свою любовь к родному городу, к Отечеству. В одной из номинаций жители почтили имя Юрия Яковлевича Чепиги.
А спустя два года, в 2019-м, имени великого защитника русской земли была удостоена общая образовательная школа № 23 в Гизель-Дере. Учреждение присоединилось к фронтовому всероссийскому проекту «Имя героя — школе». Идея, стоит признать, правильная: она нацеливает детей на более глубокое изучение истории своей страны и малой родины.
Мы помним! Мы гордимся!
— Имя Ю. Чепиги носила пионерская дружина майкопской школы № 19 и люботинской школы № 1. А теперь это славное имя носим и мы. Очень этим гордимся! — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе ООШ № 23 Наталья Анатольевна Соляник. — Человек такой судьбы как Юрий Яковлевич очень значим для учащихся и коллектива нашей школы.
Инициативу присвоить имя героического земляка здесь встретили с большой радостью. Предварительно педагоги вместе с детьми провели коллективную исследовательскую работу, собрав из разных источников факты из биографии легендарной личности. Всё объединили в красочную презентацию, которую демонстрируют на школьных уроках мужества. Особое место в сельской школе занимает и ученическая парта — с портретом и описанием героического пути Ю.Я. Чепиги, право сидеть за которой получают ученики за хорошие оценки, активное участие в жизни образовательного учреждения и всевозможных конкурсах.
— Равнение на героев должно быть всегда, как и память о них, которая останется в наших сердцах, — считает педколлектив и руководство ООШ № 23. — Не уменьшается она со временем, а, напротив, с каждым годом приобретает особую значимость. Наша работа по сохранению исторической памяти будет продолжаться, мы будем чтить подвиги наших предков и следовать их героическому примеру. Недаром человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Подготовила Анна ДЕМИЧЕВА