У неба – женская улыбка

92

Сегодня вся наша необъятная страна отмчает 23 Февраля — праздник, который в современной России носит название День защитника Отечества. В богатейшую, более чем столетнюю его историю время то и дело вносило коррективы, однако неизменным был и остаётся изначально заложенный в празднике дух — любить, почитать и защищать Родину.

Несмотря на то, что День защитника Отечества по умолчанию считается мужским, и традиционно мы поздравляем с ним представителей сильной половины человечества, особого внимания непременно заслуживают женщины, среди которых немало военнослужащих и военнообязанных, а также тех, кто спасает людей в больничных палатах или уберегает от различных опасностей, рискуя собственной жизнью.
Героиня этого праздничного материала — решившая связать свою жизнь с профессией военного лётчика Лилия Манукян. Летом 2020 года Туапсинский район облетела — и, конечно, не могла не попасть на страницы газеты «Черноморье сегодня» — радостная новость. О том, что в числе пятнадцати представительниц прекрасного пола, прошедших строжайший конкурсный отбор, в Краснодарское ВВАУЛ имени А.К. Серова была зачислена туапсинка.
С Лилией, сегодня уже второкурсницей краснодарского лётного училища, наш разговор зашёл, естественно, об учёбе, о жизненных приоритетах и ценностях, о любви к небу и не только…

Мир до сих пор борется с предубеждением, что «пилот— это исключительно мужская профессия». Сейчас лишь несколько процентов всех лётчиков — женщины. Им приходится изо дня в день доказывать, что они имеют право быть за штурвалом наравне с мужчинами, нередко справляются даже лучше. Стереотип «не женское это дело» не стал препятствием на пути к мечте и для туапсинки Лилии Манукян, подавшей документы в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С мамой Соной Самвеловной Манукян и сестрой Эвелиной.

— Моя семья никакого отношения к военным профессиям не имеет, — рассказывает двадцатилетняя курсантка. — Выбор на военной авиации я остановила сама: не мыслила жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска, со школьной скамьи стремилась к освоению интересной специальности, которая всегда будет наполнена экстримом, развитием и движением. Родные, в свою очередь, поначалу несколько скептически отнеслись к моему желанию поступать в авиаучилище. Думали, пыл подугаснет, передумаю. Но, увидев мой серьёзный настрой, в корне изменили мнение: морально поддерживали и сейчас продолжают оказывать поддержку.
Путь в КВВАУЛ, надо признать, оказался сложным. Двери легендарного военного училища впервые в новейшей истории России открылись для девушек в 2017 году. Тогда скептики-обыватели сомневались, что спрос на специальность военного пилота среди представительниц слабого пола будет высоким. Однако, в противовес им, девушек, желающих покорить небо, оказалось огромное количество. Каждый женский набор отличал конкурс, в котором порядка 10 кандидаток претендовали на место.
— Поступить получилось только со второго раза, — откровенничает собеседница. — Парням в этом плане проще: их набирают большинство, а вот девушкам доставляет массу трудностей ситуация, когда со всей России зачисляют всего 15 абитуриенток.
Неудача не охладила пыла и стремления туапсинки оказаться за штурвалом военного самолёта. Поэтому через год, в 2020-м, она снова попробовала свои силы, чтобы всё-таки получить заветные погоны небесного цвета с буквой «К»: для этого решила пересдать ЕГЭ на ещё более высокие баллы.
В КВВАУЛ имени А.К. Серова оцениваются не только результаты госэкзамена: тщательный отбор идёт по медицинской составляющей (требования медкомиссии к будущим пилотам очень жёсткие, любое мало-мальское отклонение подразумевает негодность кандидата). Не менее важен уровень физической подготовки, который будет совершенствоваться в процессе обучения и лётной деятельности. А также психологические тесты, результаты которых покажут, кто достоин обучаться профессии. После таких испытаний часть абитуриентов, как правило, отсеивается.
— По параметрам физподготовки, медкомиссии и профотбора мои показатели были внушительные как в первый, так и во второй год поступления, — добавляет к сказанному будущая лётчица.
Усердию и целеустремлённости нашей героини стоит позавидовать. Торжественно приняв присягу, курсантка из Туапсе стала действующим защитником нашего Отечества. Сделав тогда первый шаг, она продолжает идти твёрдо к цели: прилежно осваивает все дисциплины, без каких-либо поблажек, в полном объёме выполняя программу подготовки военных лётчиков России, оказывает поддержку своим товарищам.
Влилась в коллектив Лилия достаточно легко, хотя тут же она делает оговорку, что между гражданскими и военными социальными группами — существенные различия.
— Речь идёт о постоянном взаимодействии друг с другом, — поясняет девушка. — Мы вместе 24/7: и приёмы пищи, и учёба, и самостоятельная подготовка, и разводы на занятия, и спортивно-массовые мероприятия. Да и в обучении, в сравнении с гражданскими вузами, отличия колоссальные. Там всё устроено так, что ты заканчиваешь учебное учреждение специалистом определённого профиля. В военных же вузах и училищах, в частности КВВАУЛ, помимо основной специальности (т.е. лётчика) ещё получаешь инженерное образование. А также ты являешься военнослужащим, что не освобождает ни от присяги, ни от суточных нарядов, ни от соблюдения распорядка дня, ни от ношения военной формы, ни от выполнения приказов старших начальников и т.д. В гражданском вузе нет уставных обязательств, да и никто и никогда тебе не запретит покидать его стены без разрешения.
Профессия пилота овеяна ореолом тайны, романтики и героизма. Однако реальность для поступивших в лётное училище, как правило, оказывается другой, жёсткой и прозаичной. Л. Манукян признаётся, быть вдали от любимых и близких, подолгу с ними не видеться очень тяжело, но трудности никто не отменял. Все тяготы и лишения, которые, к слову, почти сразу развеивают всю эйфорию авиационной романтики, можно пережить, когда знаешь, что твоей самой главной наградой станет первый полёт.
Второкурсницы, в числе которых и наша землячка, с нетерпением ждут часа, когда оторвутся от земли: пилотировать настоящий воздушный транспорт будут со следующего курса. В первый год обучения (отметим, учебная программа для девушек такая же, как и для юношей) курсантки изучали общеобразовательные дисциплины, к которым в нынешнем учебном году добавились специальные предметы: аэродинамика, динамика полёта, механика, теория авиационных двигателей, метеорология, парашютная подготовка и т.п.
Так, в ходе авиационно-тренажёрной подготовки они уже прошли всю кабину многоцелевого двухмоторного самолёта Л-410 «Turbolet», он же чешский «Чебурашка», или по-простому «Элка». На самом же тренажёре пока освоили только запуск двигателя. Как отмечают инструкторы, если начинающий пилот овладеет управлением Л-410, в дальнейшем легко пересядет на самолёт больших размеров.
Полноценная лётная практика в учебно-авиационных полках на определённых типах самолётов (в зависимости от того, по какому из направлений авиации — военно-транспортной, дальней, штурмовой или истребительной — готовят курсанток) начнётся по окончании третьего года обучения и успешного прохождения тренировок на виртуальных симуляторах. Это большая ответственность и, помимо того, серьёзный риск. Во время вылетов у командования к лётчикам не будет ни снисхождения, ни скидок на то, что они представительницы слабого пола.
Женщины-лётчицы и прежде не раз проявляли себя. В Великую Отечественную, к примеру, девушки за штурвалами советских боевых крылатых машин не были редким явлением: существовало даже три чисто женских авиаполка. Более трёх десятков лётчиц удостоились за свои подвиги во время войны звания Героя Советского Союза. Знает ли наш читатель, что первая в мире женщина-военный лётчик появилась именно в России? Ею стала княгиня Евгения Шаховская в 1911 году. Однако авиатриссой она была не первой. Первой дипломированной женщиной-пилотом стала Лидия Зверева. Верится, что и нынешние курсантки КВВАУЛ имени Серова войдут в историю Отечества. И мы ещё не раз услышим о нашей землячке Лилии Манукян, защищающей его небесные просторы.

Беседовала Анна ДЕМИЧЕВА