Подвиг, достойный Цезаря

182

Бескозырка и гюйс
Их праздничную форму не спутать ни с какой другой школьной одеждой. Строгая, как дисциплина на военном корабле, тёмно-синего цвета, непременно с двубортной жилеткой, где пуговицы в два ряда, и гюйсом – широким матросским воротником. Её носят ученики туапсинской школы № 6 имени Цезаря Львовича Куникова. И этой славной традиции уже не один десяток лет. Ведь городская шестая была первой и до недавнего времени единственной в районе школой, которая с 1965 года носит имя Героя Советского Союза.

Тогдашний коллектив педагогов во главе с первым директором И.А. Васильевым уделял большое внимание военно-патриотическому воспитанию детей, рассказывая о героических событиях войны на Черноморском побережье. В гости к ученикам часто приходили ветераны – участники боёв на Малой земле, где прославился майор Куников, и Туапсинском направлении. У здания школы была установлена стела герою и героям-черноморцам.
По сей день в начале учебного года для первоклашек проводится «Посвящение в куниковцы». На торжественной линейке ребята дают клятву, обещание беречь и умножать славные традиции школы, а лучшие старшеклассники повязывают им гюйсы. Многие годы в СОШ № 6 проходит соревнование на лучший куниковский класс, которому с 2013 года вручается переходящий кубок. С 4 по 14 февраля традиционно проводятся мероприятия, посвящённые памяти Цезаря Куникова. В преддверии Дня Победы вот уже 45 лет подряд школа проводит операцию «Бескозырка» – её участникам предоставляется почётное право выйти на катерах в море и возложить на морские волны матросскую бескозырку и цветы.
Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 6 А.С. Азима, ребята сами проявляют интерес к истории. Более того, они считают правильным и необходимым трепетно хранить память о тех, кто отдавал свои жизни за нас, нашу землю – Черноморское побережье, любимый Туапсе, Россию. И школа вырастила уже не одно поколение куниковцев – многие бывшие ученики сегодня приводят в шестую школу уже своих детей.

Море, ты слышишь, море
Он прожил короткую жизнь, но достойную того, чтобы остаться в памяти потомков. Родился Цезарь Куников в 1909 году в Ростове-на-Дону в еврейской семье, которая после революции часто переезжала. В 1925 году Куниковы подались в Москву. В столице юноша стал комсомольцем. Кем бы он ни трудился, а за свои 16 лет он был слесарем и токарем, учеником сапожника и лаборантом при металлургическом заводе, разметчиком и резчиком, и даже начальником цеха на карандашной фабрике, – Цезарь неизменно мечтал о море. Когда ему исполнилось 18, парень поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. Не проучившись и полгода, он тяжело заболел и был отчислен. Выздоровев, отправился на срочную воинскую службу – волею судеб оказался механиком на флоте. После, окончив два московских вуза, преуспел в машиностроении: от низов дошёл до руководящей должности, был награждён медалью «За трудовое отличие». Трудился он и в редакции общесоюзной газеты «Машиностроение». По его собственному признанию, оттуда ушёл на фронт.
Когда началась война, старший политрук запаса Куников был в первых рядах добровольцев. Уже в сентябре 1941 года он добился перевода на флот. Командовал 14-м отрядом водного заграждения Азовской флотилии, воевал у Таганрога и Мариуполя. В качестве комбата морской пехоты принимал участие в обороне Темрюка, Керчи. В дальнейшем командовал 305-м отдельным батальоном морской пехоты в составе Черноморской группы войск. За оборону Таманского полуострова Цезарь Куников был представлен к ордену Александра Невского.

«Немцы могут пройти только через наши трупы»
В начале января 1943 года командиру 3-го боевого участка Новороссийской военно-морской базы Ц. Куникову было поручено сформировать отряд для выполнения особой операции. Он насчитывал почти триста человек, майор Куников лично общался с каждый бойцом и три недели готовил их к десанту. Практическое обучение личного состава технике высадки на берег в ночное время в зимних условиях, овладению холодным, стрелковым и артиллерийским оружием противника Ц.Л. Куников провёл впервые в практике подразделений советской морской пехоты.
В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года отряд моряков-добровольцев с минимальными потерями высадился на занятом врагом, хорошо укреплённом побережье в районе Новороссийска, у посёлка Станичка (м. Мысхако «Малая земля»). Десантники прыгали в ледяную воду. Стреляя на ходу, они преодолевали вражеское сопротивление, пробираясь через ряды проволочных заграждений, теснили фашистов и метр за метром отвоёвывали плацдарм. В течение суток бойцы Куникова отразили 18 атак противника.
Утром 4 февраля фашисты начали атаковать с двух сторон, пытаясь отрезать отряд от кромки воды, чтобы не дать бойцам уйти. К вечеру ситуация стала критической: куниковцы несли серьёзные потери (около ста человек погибших и тяжело раненых), боеприпасы заканчивались. Ухудшалась и погода – в ночь на 5 февраля усилились порывы ветра с мокрым снегом. Тем не менее несколько катеров «морских охотников» смогли прорваться и доставить нашим десантникам боеприпасы и около 200 человек пополнения.
Но фашист не сдавался, и к утру начались обстрелы плацдарма из крупнокалиберных орудий и бомбёжка с воздуха. Тогда и родился боевой призыв куниковских десантников: «Немцы могут пройти только через наши трупы!». В тяжелейшем сражении куниковцы и во второй день отстояли завоёванную территорию. Семь дней десантники отбивали яростные атаки врага. Это был подвиг Цезаря и его бойцов, ведь, учитывая разгром нашего основного десанта у Южной Озерейки, отряд Куникова из «отвлекающего» превратился в «прицельный».

Последний плацдарм
Как старший морской начальник Цезарь был обязан обеспечивать приём и разгрузку судов, эвакуацию раненых. В ночь на 12 февраля он несколько раз направлялся к причалам у основания Суджукской косы, чтобы отправить в госпиталь раненых и принять пополнение. В третий раз Куников пошёл к воде, чтобы принять танки, которые на плавстредствах подтянули к берегу завоёванного плацдарма. Дорога к морю – прежде минное поле – была уже разминирована нашими сапёрами. Немцы обстреливали её, в какой-то момент вражеский огонь активизировался. Несколько снарядов упали недалеко от Цезаря и его боевых товарищей, вызвав детонацию мин. Майора Куникова ранило осколками разорвавшегося снаряда. Несмотря на риск потерять катер (катера подходили к Малой земле только по ночам), высшее командование все же выслало на рассвете катер за раненым старшим морским начальником. Перед отплытием Куников всё повторял: «…Глупо… Как невероятно глупо и нелепо всё получилось». После нескольких попыток транспорт прорвался на максимально близкое расстояние к суше. Резиновую лодку, в которой находились носилки с Цезарем, моряки и военфельдшер смогли подвести к катеру, отталкиваемые непрерывным ледяным накатом, и поднять Куникова на борт. К полудню майора доставили в госпиталь в Геленджик.
Двое суток врачи военно-морского госпиталя № 43 боролись за его жизнь. И сам Цезарь старался зацепиться за неё. Но силы его иссякали – 14 февраля 1943 года Ц.Л. Куников умер.
По свидетельству современников, похороны майора в прифронтовом Геленджике прошли чрезвычайно необычно для военного времени. Десантники, лично знавшие Куникова, умоляли позволить им отдать последние почести своему командиру. Отправка транспортов на плацдарм и обратно каждый раз была как спецоперация, но командование пошло навстречу убитым горем малоземельцам и выслало катер. Проститься с легендарным Цезарем вышли тысячи горожан, военные и прибывшие с плацдарма бойцы.
Звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено Куникову Цезарю Львовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года. В 1946 году его тело перезахоронили в центре Новороссийска на Площади Героев.

Ольга СЕДЛАЧЕК