В молодом, ещё никому не известном музыканте, студенте Московской консерватории прославленный русский композитор Пётр Ильич Чайковский однажды заприметил способного ученика и подающего большие надежды пианиста. Маэстро, раз за разом поражаясь необычайным музыкальным способностям юноши, не скупился на похвалу и предрёк таланту «великую будущность».
Своё имя тот, как и было предсказано Чайковским, вписал в историю. Первый среди всех пианистов эпохи, блестящий дирижёр и гениальный композитор Сергей Рахманинов.
Он стал кумиром для многих поколений пианистов разных стран и школ. Его имя присвоено и туапсинской кузнице дарований – Детской школе искусств. Именно здесь, под незримым покровительством русского гения, начался творческий путь Александры Тарасовой (в девичестве Грызун).
Четырёхлетней девчушкой та упросила маму сводить её на прослушивание в ДШИ. Педагог – это была Л.Ю. Абрамова, у которой к тому времени уже обучалась старшая сестра Саши, Наталья, – отметила природные задатки крохи и, невзирая на столь юный возраст будущей подопечной, пригласила на занятия. Уже через год маленькая пианистка блистала на конкурсах: о достижениях и успехах напоминают стопки грамот и золочёные кубки – настоящая родительская гордость, а ещё – первое пианино, которое до сих пор в строю.
– Я безмерно благодарна своему преподавателю по фортепиано Людмиле Юрьевне — настоящему профессионалу своего дела, чей педагогический талант для меня служил одним из главных источников вдохновения в учёбе, – говорит сегодня Александра. В свои 22 она продолжает постигать музыкально-театральное искусство. Девушка не только не оставила игру на «короле всех инструментов», но и профессионально занялась вокалом: получает высшее образование в Ростовской государственной консерватории, опять-таки, имени С.В. Рахманинова.
В стенах отчего дома в Туапсе, куда каждый раз с нетерпением и радостью возвращается наша героиня, всегда звучит музыка (зал, где клавишные, специально не заставляли мебелью, чтобы его отличала особая акустика), а когда ей вторит высокий и мелодичный голос – услады для ушей лучше не сыскать.
– Ни один приём гостей не обходится без концерта в исполнении Саши, – откровенничают домочадцы. – Равнодушным её выступление не оставляет никого. Романсы настолько трогательными выдаются, что зачастую доводят слушателей до слёз.
Примером для А. Тарасовой служат обладательницы множества наград и, что куда важнее, — потрясающих голосов – Аида Гарифуллина и Анна Нетребко. Вызывает восхищение у нашей молодой исполнительницы и талант кумира миллионов, прославленного оперного и эстрадного певца Муслима Магомаева.
– Я считаю, что голос должен быть поставлен именно академически, – делится мнением девушка. – Академический вокал – это база (если вы овладеете им, то сможете запросто освоить и оперный, и эстрадно-джазовый. В общем, споёте всё, что угодно). Вместе с тем, это высокая планка, и я сразу наметила цель её достичь. Первым моим учителем стала Светлана Владимировна Сутыгина.
Движимая внутренним тяготением к пению, в 12-летнем возрасте Александра поступила на второе отделение «музыкалки», где и встретила педагога. Детские и юношеские годы – пора шалостей, разнообразных увлечений и поисков себя – оказались для неё периодом плодотворного труда: учёбы как в музыкальной, так и в общеобразовательной школах.
– Дома никогда не стоял вопрос, можем ли мы с сестрой получать плохие отметки, – вспоминает то время А. Тарасова. – Учились прилежно. Без внимания не оставляли ни один предмет. К восьми утра я уходила на занятия и только к восьми вечера возвращалась. Из одной школы отправлялась в другую. Загруженность была максимальной. На всякие пустяки не отвлекалась: на это просто не было времени! Наверное, именно по этой причине ни в какую плохую компанию я не попала и не оставила мечты, к которой долго и упорно шла.
Занятия музыкой научили нашу героиню не сдаваться и доводить всё задуманное до конца, превозмогая все трудности.
– От сольфеджио (дадим себе волю пошутить, что это ночной кошмар маленьких музыкантов!), признаюсь, просто взвыла. Когда выдавалась любая мало-мальски свободная минута, не отдыхала, а садилась за пианино: играла и играла, пока гаммы не начинали отскакивать от пальцев сами собой. Несмотря на жуткую усталость, я не опустила руки – в этом непременно заслуга моих родителей – Валентины Васильевны и Евгения Борисовича – и наставников, подобравших такие необходимые мне слова поддержки. В их числе – Вера Ивановна Скворцова, преподающая эту дисциплину. Именно она помогла мне развить идеальный музыкальный слух, вложила в меня сердце и душу и подготовила к тому, чтобы я легко поступила в профильный вуз.
Итогом обучения без малого 13 лет в туапсинской музыкальной школе стали сразу два диплома с отличием. (Удивительное сходство: блестяще по двум специальностям – как композитор и как пианист – окончил консерваторию и С.В. Рахманинов.)
«Вперёд и с песней!» – Александра твёрдо решила подавать документы в высшее музыкальное учебное заведение. …Однако всё расставило по местам строгое, весомое отцовское слово.
– Я по настоянию папы всё же получила земную, серьёзную – не связанную с творчеством – профессию: отучилась в армавирском университете на педагога английского языка. Но заниматься вокалом не бросила, тешила себя мыслью, что обязательно продолжу путь в музыку.
Так оно и вышло: держа в руках один документ о высшем образовании, не раздумывая, туапсинка отправилась за другим, заветным, долгожданным, – в ростовскую консерваторию. Здесь музыканты под руководством высококвалифицированных педагогов, воспитавших целую плеяду талантливых исполнителей, проходят всестороннюю теоретическую и практическую подготовку, работают над отшлифовкой всех технических составляющих, расширяют свой кругозор. В оперном жанре, например, есть множество «фишек», которые помогают зрителям начать «понимать» оперу, ощутить сопричастность с происходящим на сцене. Связи голосов и сценических амплуа, как одной из них, в беседе с Сашей касаемся и мы.
– Нам всем, поступающим в РГК, исходя из вокальных данных «примерили» и выдали образы, на которые стоит ориентироваться, – разъясняет она. – Мой – Наташи Ростовой. Партии главной героини эпопеи «Война и мир» – нежной, хрупкой девушки, наполняющей жизнь энергией и счастьем, – исполняют исключительно певицы, обладающие лирическим сопрано. По характеру и мировоззрению с героиней – порхающей, свободной, я тоже отчасти близка. Однако в полной мере я с ней себя не ассоциирую: не хочу загонять в рамки. Так ведь можно запросто стать заложником одной роли.
В первые годы обучения в РГК акцент сделан на наработку материала, отмечает Саша. Задействованы студенты и в концертной деятельности, раз в полгода обязательно дают выступления в одном из старейших центров музыкальной жизни Юга России – Ростовском государственном музыкальном театре. Возможно, в дальнейшем, именно с ним планирует связать свою жизнь наша героиня. Как показывает практика, выпускники консерватории или служат в театрах, или находят себя в преподавании.
Александра признаётся, что для неё музыка – это своеобразный отдых от ежедневных рутинных дел, самое любимое занятие:
– Я без музыки – как без воздуха – не могу. Не поверите, первое, что сделала после того, как вернулась из роддома… села за пианино. За инструментом я отдыхаю душой, медитирую. А когда приходит вдохновение, в голове буквально из ниоткуда рождаются целые произведения.
Поймав момент, она, начинающий композитор, хватает ручку и листок, чтобы набросать на бумагу ноту за нотой. Наработок – масса. Когда дойдут руки, обязательно объединит материалы в одну тетрадь. Ну а пока знакомит со своим творчеством супруга. Как выяснилось, ценителя исполнительского искусства.
– Сам он тоже очень любит петь, настоящий фанат караоке. И очень здорово, что у нас в паре сложился такой тандем, где его любительские начинания могут подкрепиться моими профессиональными навыками, – подмечает А. Тарасова.
– Вот вы и спелись! – расходимся в улыбке.
– Я даже больше скажу: мы и познакомились в театре, – удивляет нас собеседница. – Как позже мне муж признался, «пришёл туда за женой». История нашей встречи нетривиальная, будет, что поведать детям и внукам.
На вопрос, какое будущее желает своей дочери, молодая мама отвечает:
– Я убеждена – ведь осознала это на своём личном опыте: к чему ребёнок тянется, проявляет интерес, туда и стоит его направлять. По инициативе родителей я пошла в педагогику (и только став старше, поняла, что это действительно может пригодиться), но в итоге всё равно выбрала то, что близко именно мне. С самого рождения я прививаю своей дочке любовь к музыке, придерживаясь теории о её благотворном влиянии на общее развитие, и была бы несказанно рада, если бы Машенька продолжила идти по моим стопам. Однако если захочет быть спортсменкой или стюардессой – мешать не стану. Наоборот, всецело поддержу.
Тем временем песенный арсенал нашей героини – хоть и пребывающей в академическом отпуске – продолжает пополняться новыми произведениями. Только всё чаще из уст её звучат не оперетты да романсы, а колыбельные. Их волшебным, убаюкивающим голосом, чуть шёпотом, поёт своей четырёхмесячной малышке Александра Тарасова. С любовью глядя на кроху, растущую не по дням, с предвкушением и не без толики волнения она ожидает тот час, когда ей навстречу вновь распахнутся двери консерватории. Не стереть из памяти и годы в туапсинской «музыкалке». Именно ДХШ имени С.В. Рахманинова во многом обязана своим становлением наша землячка.
Таша ИЛЬИНА