Для многих просмотр фильмов — это способ прочувствовать глубину истории, понять мотивацию персонажей, разобраться в сюжетных перипетиях, на мгновение посетить различные киновселенные.
Одни любят смотреть ленты дома, расположившись на диване с чашкой кофе или чая. Другие — в просторном кинозале с ведром попкорна и почему-то довольно часто ледяной газировкой. Объединяет киноманов одно: тяга к искусству, которая, к слову, у туапсинцев началась с «Родины».
Гибрид искусства
Начало XX века. Туапсе из маленького посада стремительно превращается в город. Здесь уже проходит шоссе Новороссийск-Сухуми, в этой приморской местности расширяется порт, заводы «Юрмез» и «Дубло», вовсю строится железная дорога Армавир-Туапсе. Здесь оживляется промышленность, а вместе с ней развивается и культура. К 1916 году Туапсе перестаёт быть посадом, получая статус города, население которого на тот момент составляло 25 тысяч человек. А тем временем здесь работают 7 учебных заведений: начальное четырёхклассное училище, одна библиотека, два кинематографа, научно-промышленный музей. Среди них было ещё одно учреждение. Театр «Родина». Всё верно — это не опечатка, кинотеатром она станет чуть позднее.
Роскошное здание, построенное в стиле модерн, приковывало внимание гостей и жителей города. И до сих пор приковывает, не правда ли? Вообще сооружения этого художественного направления имели свои определённые особенности, ведь они сочетали несколько важных факторов, к примеру, стремление полного отказа от традиций, переосмысление прошлого, развитие технического прогресса, за счёт которого создавались необычные, а порой и сложные элементы. Люди, следовавшие модерну, создали новые правила. Во-первых, здания в этом стиле нередко делались с эффектом асимметрии, во-вторых, для них были характерны декоративные решения на растительную и животную тематики. Использовались натуральные природные материалы, динамические линии, порой происходило соединение архитектуры, живописи и прикладных искусств. Но главное — это подходящее подспорье для смелых авторских идей, необычных творческих решений. Сам стиль зародился в Европе, а затем приобрёл популярность в России. Наиболее привычные нам сейчас сооружения модерна — дом Ливчака в Ульяновске, гостиница Метрополь в Москве, дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге, или же отель Централь в Краснодаре.
В XX веке постановлениями партии и людей, отвечавших за искусство, были намечены главные задачи по развитию советского зодчества, в котором сочетались бы освоение передовых элементов классического наследия, эмоциональной содержательности, народности и, конечно же, мастерства. Архитекторы того времени поставили себе цель — изучить классическое наследие русской и мировой культуры, чтобы на основе национальных форм и определённых образов создать свой стиль, придумать что-то своё, то новое решение, которого раннее не было. Им это удалось. Одни кинотеатры строились в стиле модерна, другие сочетали в себе классицизм. После многих лет упорной работы достижения в архитектуре советских кинотеатров были значительные. Стоит напомнить, что для демонстрации первых кинолент приспосабливали различные помещения: магазины, ресторанные залы, склады, даже улица довольно часто становилась местом сбора любителей фильмов. Это были первые кинотеатры встроенного типа – примитивные и несовершенные, ограниченные по вместимости. Несмотря на это, появились полноценные сооружения, которые и взяли на себя миссию нести искусство в массы. Подобные здания, как правило, получили выразительные объёмы и простые фигуры планов. Экономические показатели существенно улучшились. Потоки входящих и выходящих зрителей имели чёткое разделение, а несвойственные кинотеатрам кольцевые фойе и кулуары, ложи, гардеробы, возникшие вследствие влияния архитектуры театральных зданий, исчезали. Обычными элементами обслуживания посетителей кинотеатра стали эстрада, уголок с журналами и газетами, выставки и буфет. Расширился диапазон применяемых форм помещений и их перекрытий. Появились овальные, круглые, многоуровневые элементы планов фойе, зрительных залов, перекрываемых не только балочными, но и различными сводчатыми конструкциями со свежим декором. Так было по всему Союзу. Правило действовало в Туапсе, но частично. «Родина» стала небольшим исключением.
Что до нашей достопримечательности, то она сочетала в себе целый ряд современных (на тот момент) инноваций. Хочется отметить, что именно туапсинская «Родина» отличалась от других кинотеатров тем, что стала единственным в своём роде гибридом, совмещая в себе признаки как театра, так и кинотеатра. Из сохранившегося плана мы можем представить, каким было здание первой половины XX века. Перед взором туапсинцев, которые входили в обитель искусств, открывалось максимально залитое светом фойе. Неподалёку от входа располагался гардероб, где можно было оставить верхнюю одежду, затем гости шли на второй этаж, куда их вела широкая лестница, а в зрительном зале они располагались в уютных мягких креслах с наклонным понижением к сцене и предавались беспокойному счастью сюжетных интриг. К сожалению, информация об открытии театра и сведения о проводимых спектаклях были бесследно утеряны. Поэтому мы можем лишь предположить, что здесь в начале двадцатого столетия режиссёры ставили спектакли «Синяя птица» или «Три сестры», может, и пьеса «Женитьба Фигаро» здесь появлялась. Но этого мы пока не узнаем. Вот она ещё одна загадка истории!
Что не является загадкой, так это следующий факт: к 1920 году театр прекратил свою деятельность, а вместо него некоторое время работал военный госпиталь. Затем деятельность начал межсоюзный клуб им. В.И. Ленина. Здесь проходили выступления местных коллективов художественной самодеятельности, а вот искусство кино заглянуло в здание в начале 30-х годов, ознаменовавшись первым показом, на котором вниманию зрителя представили один из немых фильмов того времени. Накануне Великой Отечественной войны учреждение официально стало кинотеатром, ему дали имя «Родина». Теперь здесь показывали исключительно художественные фильмы, популярные на тот момент в СССР. Среди них «Весёлые ребята» — первая музыкальная комедия в Союзе, ознаменовавшая триумф юной Любови Орловой. Показывали фильм Георгия и Сергея Васильевых «Чапаев» о герое Гражданской войны, картина, к слову, получила первую премию I Московского кинофестиваля в 1935-м. Именно здесь зрители могли увидеть киноленты «Волга-Волга», первый игровой фильм в цвете «Груня Корнакова», и, конечно, «Подкидыш» режиссёра Татьяны Лукашевич с Фаиной Раневской в главной роли. Только здесь в зрительном зале аудитория погружалась в удивительный мир кино.
Под обстрелами и бомбёжками кино не угасало
Пришла Великая Отечественная война. Людям было сперва не до удивительного мира кино. Думали о защите страны, о детях и о том, как их прокормить в эти тёмные времена. Известно, что наш город пострадал сильно от налётов и бомбардировок неприятеля. Разрушенные предприятия, морской торговый порт, железнодорожный транспорт, учреждения культуры, школы. Примерно 2 тысячи жилых домов сравнялись с землёй. Туапсе был повреждён, но врагу не покорился. Инфраструктура пострадала, но в перерывах между атаками врагов не переставала работать. Стоит заметить, что, несмотря на неспокойное время, кинотеатр «Родина» продолжал работать, показывая советскому зрителю хронику и патриотические фильмы. Люди видели войну на экране, они же встречали её после сеанса, только теперь на улицах города. По воспоминаниям киномеханика Валентины Потаповой, которая работала в «Родине» в 1944 году, во время одного из налётов в здание попала бомба. Несущие стены выстояли, пострадал фасад — от него отлетела штукатурка, из сооружения выбило стёкла, значительно повредились некоторые элементы декора. В таком состоянии функционировать кинотеатру было можно, но сложно. Последний налёт произошёл 4 января 1943 года. Объектами бомбардировок стали порт и некоторые улочки Туапсе. Почти сразу началось масштабное восстановление несломленного воина — первоначально возрождались жильё и промышленные предприятия, в особенности градообразующие. Из пепла восставал и кинотеатр «Родина». Было принято решение не только привести всё в порядок, но и добавить новые декоративные элементы.
Если говорить о возрождении кинотеатра, то, несомненно, туапсинские зодчие опирались на примеры своих коллег из столицы. После войны образ здания неразрывно связывался с представлениями о социальной и культурной роли советского киноискусства. Именно поэтому культурно-досуговое учреждение должно было находиться в полном соответствии с характером, спецификой, основными задачами самого киноискусства. На парапетах зданий советских кинотеатров водружались скульптурные образы героических работников полей и заводов, изобретателей и учёных. На стенах в то время обычно размещались памятные доски, посвящённые героической обороне в Великую Отечественную войну, значению киноискусства, достижениям советской науки и многого другого. У нас с торца размещался плакат во славу защитникам Отечества. На фасаде и главных частях ярким сиянием о себе напоминали названия кинотеатра. Причём, в случае с нашей достопримечательностью, надпись «Родина» разделяла слово кинотеатр на две составляющие — кино и театр, словно напоминая о том, что в этом здании не так давно ставились спектакли. Во внешнем оформлении сооружения в новых орнаментах и росписях отражались традиции культуры СССР. В вечернее время из окон кинотеатра сиял свет. Он выполнял утилитарную функцию — оттенял наиболее значимые части кинотеатра, придавая острые и порой необычные черты сооружению. С годами «Родина» становилась только краше, а общую композицию здания дополняла платановая аллея, идущая через кольцевой палисад со скульптурой баскетболисток (на этом месте сейчас стоит монумент В.И. Ленину). Город снова начал жить, и вместе с ним заработал кинопроектор, который вновь стал транслировать искусство на белое полотно. Интересный факт: Историко-краеведческий музей открылся по решению Туапсинского горисполкома, места для его расположения никак не находилось, а в 1947 году в кинотеатре для него выделили помещение, площадь которого составляла 104 м2. Оно находилось в полуподвале и было очень сырым, но помня о недавнем прошлом — любому выделенному квадрату обрадуешься.
Ты, у «Родина» выходишь?
Шло время. Менялось окружение около кинотеатра. Рядом теперь стояли не баскетболистки, а «дедушка» Ленин. Кафе работали, поставляя туапсинцам советские пирожки. В тёплые периоды здесь можно было попробовать белоснежный пломбир или любимый для многих десерт — эскимо на палочке. Всё менялось… менялась и «Родина». Зрители ходили на премьеры советских комедий, многие до сих пор с теплотой вспоминают проведённое в кино время, как когда-то покупали билеты заранее, потому что уходили они в народ быстро.
В 1967 году произошло важное событие для всех любителей удивительных историй. Кинотеатр первым во всём Краснодарском крае оснастили широкоформатным экраном. Новый формат пришёл на смену старому и буквально раздвинул границы отечественных лент. Широкоэкранное кино сдабривалось многоканальным звуком, что обеспечивало своеобразный эффект присутствия, приближая персонажей к зрителю. Сейчас этим никого не удивить, но тогда это было новшество, сравнимое по эмоциональному восприятию с сегодняшними технологиями искусственного интеллекта. Первый фильм, который увидели туапсинцы в новом формате, была картина Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Затем здесь показывали «Парад-Алле», «Война и мир», «Служебный роман» и многое другое. Премьерные фильмы проходили в «Родине» почти сразу после их первого показа на экранах столицы.
Сегодняшние взрослые предаются ностальгическим чувствам о том, как детьми садились на средние ряды огромного, как им тогда казалось, кинозала и смотрели в невероятно обширный экран, который не вмещался в юном восприятии, а громкий звук производил на них эффект присутствия, будто они перевоплощались в любимых экранных героев. Из зала туапсинцы выходили в приятном настроении, обсуждая увиденное. Но главное, что зрители ходили на сеансы не одни — были близкие люди, которые с ними разделяли увлечение искусством. По словам современников, некоторые кинокартины снимались в двух частях. И во время антракта зрители поднимались в кафе, находившееся на втором этаже напротив большого зала, заказывали чай, кофе и плюшки, наслаждаясь проведением совместного досуга. Так было и в 60-х, и 70-х, 80-х. Это было традицией. Кинотеатр стал для многих знаковым местом. Неспроста в своё время был популярен анекдот: едут два грузина в автобусе. Остановка кинотеатр «Родина». Один другому говорит:
—У Родина выходишь?
Другой ему в ответ:
— А ты красывый — красывый, да?
Время для шоу
В стране настала новая эпоха, новый век, который принёс с собой, как сейчас говорят, тренды на иностранные фразы. Так мы получили марки «Тайд», «Сникерс», «Хенкель». Следуя этому тренду у нас было кафе «Джаз Мартини». Что же с кинотеатром? Он сменил своё название на «Шоу-Тайм».
Под внешне новой оболочкой учреждение продолжило радовать юных и взрослых туапсинцев киноискусством. Здесь, как и прежде, было 2 кинозала: в одном показывали мультфильмы для детворы, в другом – серьёзные, поучительные фильмы для их родителей, да ещё и с эффектом 3-D. Если уж погружаться в перипетии сюжета, так полностью. Внутри работало кафе, можно было отведать заморской еды в суши-баре. Действовала и летняя веранда. Здание привлекало внимание своей вывеской, которая в ночи горела ярче звёзд. «Кино-развлекательный центр Шоу-Тайм» светилась изумрудно-оранжевым цветом. Стоит отметить, что и фасад, и внутренние части интерьера были выполнены в светло-зелёных тонах. Природного цвета порой было слишком много, но в этом и заключался феномен кинотеатра — в его стилизованной и комфортной для зрителя средой. И ведь неспроста использовалась такая цветовая палитра. Изумрудные оттенки ассоциируется с природой, равновесием, гармонией и спокойствием. Оранжевый — отличается особенной яркостью и светом. Это символ общения, человеческого тепла, доброты. Многими он воспринимается в качестве домашнего уюта. Здание особенно красиво смотрится в весенне-летний период, когда серый пейзаж и хмурость сменяются зеленью на листьях.
Процветал и креп герой нашей публикации, составляя конкуренцию другим кинотеатрам. Собирал он публику в своих залах. И однажды прекратил свою работу… Но не полностью. Довольно продолжительное время он находился в забвении. По городу даже ходили слухи, что «Шоу-Тайм» не выдержал конкуренции, и пришлось его ликвидировать. Другие доказывали обратное. И вот в 2017 году после реконструкции вновь впустил он в свои двери любителей кино. Модернизацию провели в рамках региональной программы «Развитие культуры». С этого дня в одном из старейших кинотеатров края начали показывать фильмы в цифровом формате. Символичную красную ленту перед экраном обновлённого кинотеатра перерезали тогда первый замминистра культуры края Максим Усатюк и представители местной администрации. Так получил своё второе рождение кинотеатр «Родина» — вместе с реконструкцией ему вернули историческое название. В 2019 году модернизировали малый зал, который ранее, в советское время, был выделен в отдельный кинотеатр «Юность» — в основном для детских фильмов и повторного показа. Теперь зритель в полном объёме мог получить яркие эмоции и впечатления, а современное цифровое кинооборудование позволило показывать мировые премьеры одновременно со всеми кинотеатрами страны. В таком формате «Родина» вновь стала пользоваться большой популярностью у жителей и гостей города, заняв достойное место в культурной жизни Туапсинского района.
Что теперь?
Сейчас кинотеатр «Родина», как и прежде, выполняет свою главную миссию — приобщает людей к искусству. Это выражается не только в показе лент отечественного и мирового кинематографа. Здесь также звучат концерты художественного туапсинского камерного оркестра под руководством Виктора Сороки. Для таких случаев подготовили концертно-выставочный зал (бывший буфет) на втором этаже, площадь которого составляет 100 м2, имеющий чуть больше 170 посадочных мест. Панорамные окна в солнечные деньки создают особую атмосферу, особенно в вечернее время, когда красный диск, преломляя свои лучи сквозь стекло, дополняет всеобщее созерцательное настроение и поддерживает классические мелодии. В зале отличная акустика, которая как никогда важна для живого звука и академической музыки.
В те периоды, когда классика ненадолго замолкает, здесь проводят выставки живописи, фотографий и скульптур местных деятелей культуры. А в особо памятные даты в кинотеатре организовывают тематические акции, например, «Блокадной вечности страницы». Тогда «Родина» на мгновение переносит современников во времена Великой Отечественной войны, эффект создают соответствующие декорации.
В Туапсе есть множество хороших мест и достопримечательностей, и кинотеатр «Родина», безусловно, одно из них. В учреждении встречают с улыбкой, вежливо относятся к своим гостям, но главное, здесь можно насладиться особой атмосферой, которая чувствуется лишь в кинозале. Она способна зажечь внутренний огонь зрителя, который с упоением наблюдает за приключениями любимого героя. Находясь в центре города, «Родина» обращает на себя взоры прохожих, особенно сейчас, когда на фасаде здания горит яркая вывеска с названием учреждения. Примечательно то, что выполнена она в оранжевом цвете, как и когда-то сияло название «Шоу-Тайм». Причём последняя буква «А» практически соединяется с белой чертой, уходящей в начало фразы, создавая основу для всей композиции, практически так же, как когда-то эту функцию выполняла одна из букв предшественника. Вот такой своеобразный оммаж. Отрадно видеть, что, несмотря на временные трудности с прокатом привычных зрителю зарубежных фильмов, «Родина», которая внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, остаётся на плаву и несёт искусство движущийся картинки в массы, оставаясь любимым местом у туапсинцев.
Никита КОЧМАРОВ