Туапсинский мавританец

248

Мы продолжаем пешеходную экскурсию по знаковым и памятным местам Туапсе и Туапсинского района.
Сегодня остановимся у автовокзала, тем более что он имеет самое прямое отношение к железной дороге  и железнодорожникам, которые завтра отмечают свой профессиональный праздник.

В начале XX века наблюдается рост промышленности в Туапсе, идёт активное строительство морского порта и нефтепровода. Естественно, бурно развивающаяся территория не может обойтись без транспортной инфраструктуры. Именно поэтому в маленьком приморском городке в это время прокладываются как шоссейные, так и железные дороги.
Автовокзалу в Туапсе 110 лет, его история началась в далёком 1913 году, и за время своего существования здание стало настоящей легендой.
Несколькими годами ранее, в 1911-м, образуется акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги под попечительством императора Николая II, которое проложило на юге страны около 114 вёрст путей (более 110 км), что считалось по тем временам весьма амбициозным проектом (в это строительство вкладывалось, помимо прочих, и купечество). Для каждой станции возводился железнодорожный вокзал. Так было и в Туапсе.
Здание возвели на месте бывшей тюрьмы, куда до момента строительства заключали, как раньше говорили, неблагонадёжных граждан. В дореволюционное время и после него было модно строить вокзалы по одному типу, такая своеобразная традиция. Именно поэтому у туапсинского автовокзала есть брат-близнец, который расположен в Ставрополе. Но об этом чуть позже.
У каждого произведения искусства есть автор, который трудится над проектом, вкладывает в него свои талант, силы, душу. Кто разработал проект Туапсинского железнодорожного вокзала (ныне автовокзала), доподлинно неизвестно. Одни считают, что это проект архитектора К.В. Богоявленского, за который он получил звание академика архитектуры. Другие утверждают — разработка типового вокзала принадлежит старшему инженер-архитектору В.П. Ермилову. Больше никакой информации, к сожалению, не сохранилось. Мы можем лишь догадываться, что «художники» увлекались эклектикой — это стиль, в основе которого совмещаются принципы из различных направлений дизайна и интерьера. Такую архитектуру часто называют историзмом — всё потому, что смешиваются стили и направления прошлого, текстуры схожи, выделяются подходящие цветовые сочетания.

Так сегодня выглядит брат-близнец туапсинского автовокзала в Ставрополе.

Это заметно и в туапсинском автовокзале, автор которого отдал предпочтение мавританскому стилю. Внешне он может показаться мечетью, но внутри заметны готические остроугольные арки. Нотки востока зданию придают зубчатые стены, полукруглые ворота и своды, различные купола, ажурная резьба, белоснежные каменные стены. Всё это, если хорошенько присмотреться, можно увидеть и сегодня.
После утверждения проекта типового сооружения началось строительство вокзалов в Туапсе и Ставрополе. Изначально оба этих строения использовались в качестве железнодорожных вокзалов конечных станций одного пути. Здесь перевозилось несколько тысяч пассажиров каждый год, вот только вскоре один из братьев-близнецов изменился и потерял свою актуальность, став местом, куда будут селиться целыми семьями. Вокзал в Ставрополе остался вдалеке от курортов, довольно быстро потерял декоративные башенки на крыше и другие черты своего родственника из Туапсе. Так пышное здание в мавританском стиле стало тихим, почти заброшенным жилым домом на безлюдной городской окраине. В наши дни это место считается историческим, где по-прежнему проживают ставропольчане. Кстати, туапсинскую железную дорогу здесь и сегодня помнят: район Ставрополя, где был расположен вокзал, в народе зовётся Туапсинкой. А улицы города — Объездная, Достоевского, Чехова, Биологическая и Южная, возникшие рядом, обязаны ей своим рождением.
А что насчёт брата? За свою историю туапсинский железнодорожный вокзал также претерпел изменения, но остался функционировать как место, где встречаются и прощаются люди. В 1923 году была продлена железнодорожная линия от станции Туапсе до Сочи, именно поэтому построили новое здание, которое стало служить местом для прибытия пассажирских поездов, а «мавританец» вскоре начал принимать автобусы. Так и продолжил свой путь автовокзал, но тут началась Великая Отечественная война. В этот непростой для страны период здесь формировались колонны новобранцев, которые затем отправлялись на фронт. Автовокзал пережил страшные бомбёжки, которые были во время Туапсинской оборонительной операции. А в 1942 году здесь произошла трагедия. Новобранцы собрались на привокзальной площади, строились, снаряжались, но внезапно они услышали свист. Авиабомба противника угодила в самую гущу защитников Родины. На этом месте в наши дни установили мемориальный камень, в красный гранит которого вмонтированы стихотворные строки: «Здесь прерван путь защитников Отчизны, мы помним вас, погибших ради жизни». Частью мемориала стал фонтан, построенный в виде старинного маяка (подобный тоже был когда-то на площадке рядом с «Каравеллой»). Он привлекает внимание как местных жителей, так и туристов своей детализацией: небольшая модель, с маленькими балкончиками и крохотной смотровой площадкой наверху, а у входа разместили лестницу с перилами. Всё это в единый архитектурный ансамбль объединяет площадка, выложенная цветной плиткой.
После окончания Великой Отечественной войны весь город, в том числе и герой нашей статьи, были восстановлены. Автовокзал продолжает работать, тысячи людей в день совершают поездки к близким и друзьям из этого исторического места. Со временем здание ветшало, и необходимо было вдохнуть в него вторую жизнь. В 2011 году началась реставрация: отремонтировали фасад, а все пристройки и торговые точки привели к единому архитектурному стилю. Автовокзал вновь окрасили в бело-синие цвета.
Сегодня повидавший на своём веку многое туапсинский «мавританец» живёт своей повседневной жизнью, став «работающим» памятником истории и архитектуры города Туапсе.

Никита КОЧМАРОВ

(Выражаем благодарность за сотрудничество директору Туапсинского историко-краеведческого музея имени Н.Г. Полетаева И. Банько и ст. научному сотруднику М. Куадже.)