Педагоги Туапсинского района обменялись опытом в ходе панельной дискуссии

32

В Туапсе прошла панельная дискуссия на тему «Педагогика XXI века: школа, семья, общество». Площадкой для обмена мнениями и опытом стала городская СОШ № 2. Участие в обсуждении вопросов приняли представители различных сфер, включая учителей из школ муниципалитета, психологов, родителей и самих школьников. Все важные мысли прошедшей встречи собрали в нашем материале.

Основные задачи дискуссии – углубить знания о педагогике и подходах в воспитании подрастающего поколения, а также определить главные тенденции развития образования в современном обществе. Участники обсудили ключевые темы, связанные с педагогикой, например, роль школы, семьи и общества в формировании личности, обосновали проблемы современных подростков, рассмотрели перспективы современной педагогики и взаимодействие между объектами образовательного процесса.

— Это настолько важно, что переоценить данную деятельность просто невозможно. Сегодня взаимодействие с подростками во всех учебных заведениях – приоритет нашей работы, поскольку мы живём в сложном мире. Уже нельзя ничего откладывать на завтра, думать, что всё как-то само собой свершится. Необходимо помогать подросткам находить себя, слышать их. Разрыв родителей и детей был и остаётся. В процессе взросления дети начинают отделяться от родителей, перестают прислушиваться к ним. В воспитании детей самое главное —  любовь, — объяснил помощник благочинного по ОРОиК Первого Туапсинского благочиния иерей Александр Бердников.

Беседа состояла из нескольких блоков. В первом из них говорили о деструктивном поведении подростков, то есть о тех действиях, которые приводят к разрушению как самого человека, так и других людей или предметов вокруг. На вопросы преподавателей и гостей дискуссии ответила педагог-психолог первой гимназии Елена Веселова. Она объяснила, что подросток, как правило, совершает неоправданные поступки регулярно либо неосознанно, либо с желанием достичь конкретной цели, к примеру, привлечь внимание. Необходимо отличать деструктивное поведение от исследования границ. Зачастую подростки в этом поиске пробуют что-то новое, бунтуют против старых устоев и претендуют на независимость.

—Изначально ребёнок – это чистый лист. В нём заложен темперамент, сформированы определённые черты характера. Родитель, в свою очередь, должен помнить, что ему необходимо не только слушать ребёнка, но и уметь его слышать, — объяснила Елена Николаевна.

Директор СОШ № 11 Светлана Клещенок в своей речи отметила, что главная цель в работе педагогов – это не только учить детей уму разуму, но и создавать комфортную среду для обучения. Важно понимать, что качество образования зависит от того, насколько хорошо ребёнок адаптируется к новой среде. Пожалуй, главный вопрос, который необходимо задавать самим себе как педагогам, так и родителям — находится ли ученик в комфортных условиях? Некоторые дети, безусловно, могут испытывать стресс из-за смены домашней обстановки, столкнуться с проблемами социализации или отставать по школьным предметам. На это есть свои причины. Именно поэтому важно создать благоприятную атмосферу для каждого ребёнка и помочь ему успешно интегрироваться в новый коллектив. А родители должны убедиться, что школа для их детей выступает в роли второго дома. Только в единстве и взаимопонимании все представители учебного процесса достигнут положительного результата. Его можно добиться, по мнению педагогов, с помощью двух стратегий: сотрудничества и компромисса.

Ещё один из спикеров панельной дискуссии – начальник управления по работе с молодёжью Степан Кундиров. Он выступил с докладом «Доверие через личность». Как объяснил докладчик, дети все разные: одни слишком активные и быстро схватывают информацию, другие спокойные и вдумчивые. Третьим нужно повторить несколько раз, а четвёртые сделают уже всё без напоминаний. Стоит помнить, что абсолютно одинаковых детей не бывает. И это вполне естественно.

— Главный совет – не стоит загонять детей в рамки. Вы знаете, что я активный участник молодёжного воркаут-движения, веду занятия и по воркауту, и по брейк-дансу. Важно всем нам помнить, что авторитет среди учеников не зарабатывается жёсткостью, он нарабатывается только личным примером. Темперамент у детей разный, но обрести доверие глазах ребёнка можно. Попробуйте говорить с ним на одном языке, и он к вам потянется, — поделился своим опытом Степан Кундиров.

Каким образом педагог может помочь личности развить свои таланты и повысить самооценку? На этот вопрос ответил заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии СОШ № 15 аула Агуй-Шапсуг Дмитрий Олейник. Педагог поделился советами со своими коллегами. Он отметил, что в первую очередь необходимо обращать внимание на ребёнка с заниженной самооценкой. Из неё, как правило, может вырасти ролевая позиция жертвы. Человек, принявший на себя подобную роль, будет искать поддержки и опоры в других. Для того чтобы самооценка была адекватной, необходим правильный подход. Как объяснил Дмитрий, не стоит пренебрежительно относиться к двоечникам и как-либо их порицать. Слишком нахваливать отличников тоже не нужно. Пожалуй, один из главных советов состоит в том, что нет необходимости делать замечания детям при посторонних, поскольку в подростковом возрасте школьников волнует, как они выглядят в глазах окружающих. Любые замечания воспринимаются болезненно. Кроме того, завышать требования к детям тоже не стоит, об этом необходимо помнить педагогам. Как и то, что одинаковое отношение к каждому ученику – не портит его личность. В каждом ребёнке есть положительные черты. Одна из задач педагога – дать им развитие. Помимо этого, Дмитрий Олейник выразил своё мнение по поводу основных правил и дисциплины в классе.

— В любом учебном заведении есть свои нарушители «классного» порядка, — объяснил учитель географии из Агуй-Шапсуга. — Мой совет прост: когда устанавливаете какие-либо правила, делайте это вместе со своими учениками. Предоставьте им возможность самим определить границы дозволенного. Дети могут также самостоятельно установить ответственность за нарушение правил.

С развитием технологий и массовых коммуникаций, социальных сетей ученики часто стали с головой погружаться в различные видеохостинги, сторисы и шортсы. Мир меняется – меняться должны и сами педагоги, отвечая на вызовы времени. Как отметил учитель физики СОШ № 18 с. Тенгинки Александр Грынь, дети не хотят полностью усваивать информацию, они желают знать, почему учат конкретный школьный предмет. Ответственность за воспитание лежит не только на родителях, но и на учителях, поэтому Александр Сергеевич поделился лично разработанными приёмами воспитания, которыми он пользуется в трудовой деятельности. Один из таких – случайная задача. Педагог придумывает их на пространственное мышление, используя ассоциативные карточки. Подобная тренировка позволяет ученику при столкновении с неожиданными ситуациями принять верное решение.

— Другой приём называется «Применение знаний на практике», — рассказал Александр Грынь. – Заметил в Интернете интересное видео, в котором люди бросали различные предметы с высоты. Возникла идея. Показал ролик ученикам и задал детям задачку по физике: рассчитать глубину колодца. Понимаете, в обучении должна присутствовать интересная форма подачи теоретического материала.

Ещё одна стратегия, которой пользуется Александр Сергеевич, – это умение разбираться в мультимедийных технологиях. К примеру, вместо докладов и презентаций школьники готовят рефераты в формате видео. Это позволяет сделать учебный процесс намного интересней и увлекательней.

На дискуссии напомнили и о модели наставничества, которая действует в муниципалитете. Цель такой практики — передавать опыт, компетенции и ценности в группе, где нет формального деления или обязательств. А отношения в ней строятся на доверии и партнёрских принципах. Эта модель представляет собой взаимопомощь, то есть дети могут выступать наставниками для других детей, начиная со среднего звена. Старшие ученики могут передавать другим опыт волонтёрства, приобщать к поисковой работе, экологической культуре, побуждать, например, к совместному творчеству.

Воспитание подрастающего поколения – остаётся одной из главных целей как родителей, так и педагогов. В муниципалитете подобные встречи собираются проводить и далее. Как отметила начальник информационно-методического отдела комитета развития образования Туапсинского района Елена Турутина, для счастливого ребёнка особенно важно, когда в семье удовлетворяются все необходимые эмоционально-психологические потребности. Его должны любить, уважать, принимать таким, какой он есть, это признание его значимости и ценности. Родительству необходимо учиться. Так, 1 июня в День защиты детей состоится первая родительская конференция. В программе – мастер-классы и практикумы от педагогов и психологов. Основные цели конференции состоят в развитии семейных ценностей, а также повышении уровня родительской культуры. Отдельную секцию посвятят отцам. Кроме того, в рамках конференции планируется организовать развивающий досуг для детей и их родителей.