Город на большом экране

187

Туапсе и его окрестности не раз становились местом съёмок художественных и документальных фильмов. Вспомнить хотя бы всем известные киноленты «Бриллиантовая рука», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Прежде, чем расстаться». Из современного можно упомянуть сериалы
«Береговая охрана», «Всегда говори «всегда», «Красавица» и многие другие. Наш уютный живописный район привлекает кинематографистов и по сей день. Так, сравнительно недавно (2021 год) в прокат вышел фильм «Легенды «Орлёнка». Об этих кинокартинах туапсинцы знают, с особым трепетом их смотрят, отыскивая на экране знакомые места. Но есть ещё одна кинолента, которая полностью была отснята в Туапсе, однако не снискала признания зрителей и считалась провальной. Имя этому творению — «Последние дни Помпеи». Продолжая нашу рубрику «Пешком в историю», мы с читателями виртуально, насколько это позволят страницы газеты, пешком пройдёмся по местам съёмок киноленты, разберём покадрово фильм, где засветился наш городок, и погрузимся в историю, возможно, незаслуженно забытого фильма.

Фильм «Последние дни Помпеи» сняли в 1972  году, место действия — курортный городок, в который с гастролями в надежде заработать денег прибывает группы эстрадных артистов. Выясняется, что их концертные номера чистой воды халтура. Чтобы разоблачить актёров «погорелого театра», студенты театрального вуза проводят целую секретную операцию, разнося слух, что к ним едет проверка — этакий гоголевский ревизор. Сюжет, кстати, схож с произведением писателя.  В фильме задействован звёздный состав актёров советского кино. Александр Демьяненко повесил костюм Шурика на гвоздь, отрастил стильные усы, надел солнцезащитные очки, научился философствовать, умело перевоплотившись в незадачливого «знающего» поэта Филимона Купера, который вместо «Фрейд» говорит «Фройд». Людмила Аринина (зрители помнят её по работам в «Белорусском вокзале», «Умных вещах», «Учителе пения» и других) снялась в образе Помпеи Мамайской (именно к этому имени и отсылает нас название фильма, а не к знаменитой картине Карла Брюллова). Алексей Смирнов  сыграл Еремея Бабина, вечно перекусывающего на бегу человека. Виталий Соломин и два Дмитриевых — Игорь и Иван, Гликерия Богданова-Чеснокова, Борис Сичкин — имена, которые априори должны были сделать фильм смешным, популярным, кассовым. Но, увы, не случилось. Как позже говорили критики, чтобы снимать хорошее кино в жанре музыкальной комедии, надо быть или Леонидом Гайдаем, или Эльдаром Рязановым. У режиссёра фильма Иосифа Шапиро, снявшего такие знаковые киноленты, как «Дон Сезар де Базан», «Три толстяка» и «Софья Ковалевская», не получилось.

Тем не менее нам, туапсинцам, этот феномен советского кинематографа должен быть очень интересен. И прежде всего кадрами нашего любимого города полувековой давности. Молодому человеку, не помнящему Туапсе 70-х, сразу и не понять, что действие проходит именно здесь, приходится с лупой сидеть у экрана, чтобы рассмотреть ту или иную деталь. Дело в том, что Туапсе в картине снят фрагментами, крупными планами, поэтому необходимо быть знатоком местного ландшафта, хорошо ориентироваться в городском пространстве и истории, чтобы узнать место, где снималась та или иная сцена.

Лента начинается с красивых кадров местного пляжа, который заполнен людьми так, что и яблоку негде упасть. Герой Александра Демьяненко прохаживается по берегу моря, обходя толпы купальщиков. И если хорошенько присмотреться, то можно увидеть очертания пляжа Агоя. В другой сцене мы вместе с героями  перемещаемся в красивое здание, которое уже не увидишь в Туапсе — оно теперь стало историей, —  морской вокзал, к причалу которого швартовались пассажирские  лайнеры. Именно морвокзал послужил для фильма реальной декорацией. Большую часть фильма на экране мелькает его внутренняя часть, которую декораторы переделали в местную гостиницу: поставили стол ресепшена, облагородили окна белыми занавесками, горшками с цветами, постелили красные ковры, напустили массовку.

По алее мы перемещаемся на туапсинскую набережную, которая в кадре появляется всего на несколько секунд, когда по ней проезжает на своём синем «драндулете» герой картины Семён Семёнович Казак. Опять же, перед нами лишь крупный план, сосредоточенный на персонаже Льва Лемке, но узнать место, где сейчас стоит арт-объект «Туапсе» не составит труда.

А вот по сюжету  «секретные агенты» сидят за столиком в каком-то ресторане и разносят слух о приезжающем ревизоре. В зале стоят в шахматном порядке столики, кругом зелень. Стекляшка до боли знакома – это ресторан «Горка», который в своё время находился недалеко от первой гимназии. Сейчас на его месте стоит высотка, и историческое имя «Горка» носит торговый центр, расположенный в ней. Как же в фильме хотелось увидеть статую могучего орла, который находился у входа в ресторан-стекляшку, но его, к сожалению, кинематографисты не отсняли. Есть версия, что на некоторых кадрах он всё же фигурировал, но вследствие монтажа птичку вырезали. И тут действительно — птичку жалко!

Перекусив в нашей бывшей  достопримечательности, мы направляемся вместе с киногероями на площадь Октябрьской Революции. На кадрах видна её часть, раньше здесь располагался сквер, чуть позже — памятник городам-побратимам Туапсе и Ажену, а с 8 мая 2012 года — стела «Город воинской славы». На заднем плане видна гостиница «Моряк», построенная в 1964 году.

Есть ещё очень интересный кадр, где персонажи Евгении Сабельниковой, Галины Чигинской и Тамаза Толорая сидят на лавке, а сзади них — два фонтана в форме чаш. В начале 60-х они были отделаны морскими ракушками, камушками и кусочками плитки. После чаши заменили на фонтаны геометрической формы с зелёными насаждениями по углам. При реконструкции площади в 2011 году в центре площади установили «сухой» музыкальный фонтан. В то время на площади ещё было кафе «Радуга», построенное по типовому проекту, и летний кинотеатр «Победа», в котором всегда было многолюдно, и чтобы посмотреть какой-нибудь фильм «Дети до 16 не допускаются», мальчишки и девчонки взбирались на забор, который располагался в удобном для «нелегального» просмотра месте. 

Туапсинский железнодорожный вокзал тоже мелькает в одном из эпизодов. Здесь герои встречают своего друга. Туапсинцы запросто узнают белое здание с колоннами и платформу, с которой открывается прекрасный вид на местные горы. Кстати, если мы уже заговорили о встрече друзей, то по сюжету на самолёте в город прилетает товарищ Кукин. Его с распростёртыми объятиями принимает один из героев картины. Место встречи — Агойский аэродром, где и снимали эту сцену. Действующий, он служил в то время транспортным узлом между городами Краснодарского края. Принимал малогабаритные воздушные суда. Агойский аэродром был построен во время Туапсинской оборонительной операции в 1942 году методом «народной стройки». Закрыли его в 1990-е годы.

Ну и, наконец, как же без нашей знаменитой скалы Киселёва, которая к тому времени уже засветилась в «Бриллиантовой руке»! Герои фильма приплывают к её подножию  на катере «Изумруд». Здесь купаются, разрабатывают и обсуждают план по разоблачению художественной труппы под предводительством Помпеи Мамайской.

Не хочу рассказывать финал фильма, чтобы не испортить впечатление от киноленты (уверен, большинство читателей либо не смотрели фильм, либо уже не помнят). Но о последних кадрах сказать стоит, ведь на них запечатлена панорама города с улицы Звёздной, в то время не застроенной, а наши герои, словно неуловимые мстители, вооружившись гитарой и съестным, медленно уходят… нет, не в закат! А направляются по тропинке в город к изумрудному чистому морю.

По версии «Советского экрана», проводившего опрос зрителей, фильм «Последние дни Помпеи» оказался худшей кинокартиной 1973 года. Ругали картину в основном за предсказуемость и недоработку сюжета, рваный монтаж, а также название, отсылавшее зрителя к картине Карла Брюллова, из-за чего многие думали, что посмотрят историческую ленту про извергающийся вулкан и погибший город, а не про некудышный творческий коллектив. Хотя сегодня, спустя полвека после выхода картины на экраны, многие уже не считают фильм таким уж провальным — не лучше и не хуже многих комедий того времени. Мнение у каждого своё, но то, что режиссёр, насколько это было возможно, показал красоту нашего городка — факт. Остаётся только сожалеть, что на улицах курортного города, облюбованного кинематографистами, так и не появилось никаких арт-объектов, напоминающих, что в своё время здесь снимались советские нетленки. Несмотря на это, туапсинцы могут гордиться тем, что когда-то по уютному южному городку ходили Александр Демьяненко, Лев Лемке, Евгения Сабельникова, Галина Чигинская, Тамаз Толорая, Людмила Аринина, Алексей Смирнов и многие другие знаменитости советского кино.

Никита КОЧМАРОВ