Благодаря нашим читателям мы продолжаем узнавать всё новые подробности, связанные со съёмкой у нас на побережье эпизодов знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В номере «Черноморья сегодня» от 30 мая мы повторили статью двенадцатилетней давности о съёмках фильма «Бриллиантовая рука» у скалы Киселёва. Спустя некоторое время газета опубликовала отзыв читательницы — свидетельницы тех событий Аллы Войковой из Джубги, которой на момент съёмок было 17 лет. Алла Дмитриевна утверждает, что сцена, где персонаж Андрея Миронова даёт пинка мальчику с сачком, снималась не у Киселёвой скалы, а на пляже пионерлагеря «Орлёнок». В доказательство она делится фото, где запечатлён Юрий Никулин и смена охраны «Орлёнка», которая помогала киношникам в их работе. На снимке – мужчины, которые выпивают и закусывают, в центре снимка — Юрий Никулин в фуражке охранника.
И вот новый отклик, который подтверждает доводы Аллы Войковой. Жительница Новомихайловского Евдокия Михайловна Орлова узнала на фото своего отца (слева на переднем плане).
Михаил Миронович Морозов работал в охране «Орлёнка» с самого основания лагеря – с 1960 года. Сама Евдокия Михайловна, которой в ту пору было только восемь лет, тоже была очевидицей съёмки. Там же были её братья и сёстры, а также другие местные дети.
– В ту пору в «Орлёнке» не было такого строгого режима, хотя охрана была вооружена (отец не раз давал нам, детям, поиграть пустой кобурой). Из посёлка мы свободно приходили в лагерь, купались на пляже. Пионерлагерь был частью нашей жизни: взрослые там работали, дети отдыхали, – говорит Евдокия Михайловна.
Смену охранников на помощь киногруппе привлекли не с дежурства, а когда они отдыхали после работы. Андрей Миронов и мальчик-рыбак (сын Никулина) ходили по специально сколоченным плотам. Как и Алла Войкова, Евдокия Орлова говорит, что плоты сколачивали охранники. Плоты всё время уносило течением, и в задачу охранников входило также удерживать их на одном месте.
А ребятишки приносили на пляж своим отцам обеды. Наверное, закуска на фото – это как раз то, что жёны передали с детьми мужьям.
Евдокия Михайловна говорит, что падения Миронова не было в сценарии, и он шлёпнулся в воду вместе со своей «хоругвью» именно потому, что плоты разъехались. Честно говоря, в этом можно усомниться. Во-первых, падение Миронова – ключевой момент сцены, во-вторых, Гайдай известен тем, что всегда делал подробную раскадровку – сперва сочинял фильм, а во время съёмок точно воспроизводил задуманное. Хотя его фильмы и создают ощущение лёгкости, непосредственности, непринуждённого потока остроумия, на самом деле за каждым штрихом – огромная умственная работа и тщательная подготовка.
Как бы то ни было, отработав смену, охранники с Никулиным сели обедать и выпивать. Детям дали конфет и велели играть где-нибудь подальше от застолья. Никулин был в хорошем настроении, много шутил. На фото мы видим, что все там смеются и улыбаются.
– Я тогда уже знала и Никулина, и Миронова, и все мы, дети, были очень горды, что в нашем «Орлёнке» снимается кино. И сейчас даже обидно, что «Орлёнок» как бы и ни при чём, что все съёмки велись у скалы Киселёва, – говорит Евдокия Михайловна, которая сама всю жизнь проработала в этом детском лагере.
Любопытно, наша читательница уверена, что съёмки проходили за несколько дней до годовщины основания пионерлагеря – 12 июля. В то же время герои нашей статьи 2008 года говорят о том, что на Киселёвой скале Гайдай работал в августе. То есть между съёмками на двух соседних локациях – разрыв минимум в месяц. Ошибается кто-то из очевидцев или же действительно у группы был такой рваный график – неизвестно.
Отец Евдокии Михайловны умер в 2014 году, не дожив полгода до 90 лет. Каждый раз, когда по телевизору показывали «Бриллиантовую руку», он вспоминал ту свою внеурочную смену: как строил, а после удерживал плот, как общался со знаменитыми артистами.
Но ведь ещё не так чтобы и стары те дети, вертевшиеся на пляже возле съёмочной группы – им всего по шестьдесят, плюс-минус, лет. А может быть, живы и те охранники с фото. Было бы интересно, если бы кто-то из них дополнил уже имеющиеся у нас рассказы какой-нибудь новой деталью, путь даже на первый взгляд не такой существенной.
Владимир БЕЛЯЕВ