Дорога, которая нас выбирает

88

День автомобилиста – поистине всенародный праздник. Как дороги, которые связывают города и страны, людей и целые народы, соединяют с родными и близкими, этот день объединяет всех тех, кто держится за руль.
Сегодня иметь водительское удостоверение – не редкость. Его может получить практически каждый желающий: достаточно пройти обучение и сдать экзамен.  Не отстают от мужчин в этом деле представительницы прекрасного пола. Современная тенденция такова: всё больше женщин осваивает мастерство вождения, чуть ли не каждый третий водитель на дороге – это автоледи, что уже неудивительно. Однако так было не всегда.
В ноябре Надежда Ивановна Эйшнер встречает юбилей – 50 лет водительского стажа! Она вспоминает, как в 70-м году получила заветный документ, который стал для неё путёвкой в жизнь.
Сначала, не теряя времени, отучилась в туапсинской ДОСААФ СССР на мотоциклиста, а по достижении совершеннолетия уже была водителем 3 класса, пошла работать на торгово-закупочную базу (ТЗБ).
– Мой первый рейс был сразу… в Москву. Тогда на дорогах было очень мало машин (попробуем сравнить разве что с карантином в нынешнем году, когда наш город заметно опустел – А.Д.) личный транспорт считался роскошью, – вспоминает наша собеседница. – Чего уж и говорить о девушках за рулём. Нас таких в Туапсинском районе было всего четверо. Зато сколько внимания привлекали! Работа водителем считалась престижной, была на ступень выше остальных. Это была замечательная возможность объехать весь свет, увидеть всё разнообразие мира через автомобильное окно, общаться с интересными людьми.

Надежда Ивановна признаётся, что именно это и влекло её ещё с
юных лет к профессии. На вопрос «Как вы стали заниматься, казалось бы, столь не женским делом?», она расходится в улыбке и отвечает с юмором, издалека:
– Собственно, назвали меня родители Надеждой неспроста, я третий ребёнок в семье. «Последняя надежда на сына», так сказать, для папы. Он, между тем, никогда не сидел за рулём, прав водительских ни у кого из родных не было.
А у неё они появились. Отцовское воспитание и детский интерес дали свои плоды: однажды сев за руль, Надежда так из-за него и не вышла. Сменялись предприятия, где трудилась наша героиня, добавлялись водительские категории, но неизменным оставалось одно – перед глазами всегда «баранка».
«Руль – это плечи любимого человека», – объясняет Надежда Ивановна своим подопечным, которые приходят учиться в Туапсинское отделение ДОСААФ. И это не просто метафора.
За два с половиной месяца (это совсем немного) будущим водителям предстоит освоить Правила дорожного движения, основы безопасности на дороге, изучить устройство автомобиля, научиться оказывать первую медицинскую помощь, отработать практические навыки. И к каждому ученику нужно найти свой подход, донести до него материал доходчиво, наглядно и интересно. На каждый пункт правил Н.И. Эйшнер обязательно приводит яркий пример из своей практики, полувековой. Стаж же её работы в оборонной организации насчитывает уже 36 лет. В туапсинском ДОСААФе Надежда Ивановна начинала с мастера производственного обучения вождению, в напарниках у неё был и нынешний руководитель военно-патриотической организации Василий Петрович Кирьяненко (на фото).
– Я не раз слышал, как после занятий по теории, которые сейчас ведёт у нас Надежда Ивановна, 17-18-летние ребята между собой перешёптывались и удивлялись. Мол, как женщина может так хорошо разбираться во внутреннем мире автомобиля? Долго рассказывать об аккумуляторах, стартерах, работе двигателя… – подключился к нашей беседе Василий Петрович. – За её плечами бесценный, громаднейший опыт, и с задачей, приоритетной для ДОСААФ, – подготовкой молодого поколения к службе в армии – она справляется на «отлично». В этом помогает ей и 44-летняя дочь. Татьяна Александровна тоже работает в ДОСААФ. Вот тебе и гены!
Не секрет, что от качества подготовки, профессионализма преподавателей, технической базы автошколы зависит и безопасность дорожного движения. В ДОСААФ – хорошая материально-техническая база, профессиональные педагоги и мастера производственного обучения.
– Мы пристально следим за всеми изменениями, вносимыми в Правила дорожного движения, не отстаём от всего нового, что включается в программу, – добавляет преподавательница. – Несомненно, за годы моей работы изменились условия для обучения. Раньше приходилось довольствоваться лишь плакатами и доской с мелом, сейчас же есть большое количество компьютерных программ, тесты можно решать на телефоне. В этом году мы даже несколько недель проводили занятия онлайн, по известной всем причине.
Однако деятельность педагога, обучающего вождению, не должна и не может сводиться к нажиманию кнопочек на компьютерных приборах и устройствах. Самое главное – это донести до обучающихся, что автомобиль, прежде всего, источник повышенной опасности. С первого урока они должны понять: дорога ошибок не прощает. И твёрдо усвоить: находишься за рулём – несёшь ответственность и за свою, и за чужую жизнь.
Заблуждением считает Надежда Ивановна устоявшееся в народе мнение, что «Женщина за рулём — мартышка с гранатой».
– Всё зависит исключительно от человека. Пофигисты есть везде, – считает она. – По моим наблюдениям, Правила всё же лучше знают женщины, а мужчины… они, конечно, опытные в практической части. При этом добавлю, что элементарные вещи в отношении устройства автомобиля наравне с ними должны знать и женщины – в пути может приключиться что угодно, и эти знания могут оказаться полезными. Наряду с этим страшно подмечать то, что наша молодёжь себя не бережёт, не воспринимает опасности, будучи за рулём. Поэтому я считаю своим долгом достучаться до них, вложить в умы ребят, что ПДД – это единственная книга, правила которой написаны кровью, кровью тысяч людей. Неслучайно ведь, к примеру, ввели тахографы, отслеживающие состояние водителей, и т.д. Ещё раз акцентирую, главное – безопасность.
Через руки Н.И. Эйшнер прошли более 7 тысяч(!) учеников, несколько поколений, у которых осталось только доброе воспоминание о встрече с преподавателем. Со всеми подопечными Надежда Ивановна старалась и старается находить взаимопонимание, строить дружеские отношения.
– Самая главная награда для меня – когда к концу занятий у учеников расправляются плечи и на лицах появляется улыбка, – откровенно признаётся наставник.
А в день, когда они получают долгожданное водительское удостоверение, чувство радости трудно чем-либо затмить. Как и чувство благодарности тем, кто эту радость подарил.

Анна ДЕМИЧЕВА