Душа и муза кинотеатра «Родина»

56

В прошлом материале нашей рубрики мы рассказали вам об истории одной из старейших достопримечательностей Туапсе – кинотеатре «Родина». Обозначили этапы его становления и развития, поведали об архитектурных решениях сооружения, узнали о первых фильмах, которые показывали
в кинозале, виртуально прогулялись по этажам здания, нашли оммаж, спрятанный на современной вывеске учреждения. Но о том, что «Родину» посещали такие знаменитости, как Олег Анофриев, Наталья Гвоздикова, Евгений Жариков, Василий Лановой, Никита Михалков – промолчали. И не ответили на вопрос: с чего начинается «Родина»? Что ж, во второй части нашего исторического экскурса мы расскажем о событиях, о которых многие современники даже не догадываются.

Как известно, история достопримечательностей или знаковых сооружений не существует отдельно от людей, а любое учреждение, неважно – культурное оно или производственное, начинается с коллектива. А если директор, к примеру, кинотеатра желает что-либо изменить, обновить внутреннюю атмосферу, сделать здание узнаваемым в городе, да так, чтобы его название было у всех на устах, то «дом искусства сего» ждёт неминуемый успех. Так, кстати, произошло и с нашей «Родиной», ставшей знаковым местом для туапсинцев в конце XX века. А за всем этим – самой современной технической базой, сотрудничеством с кинопрокатчиками из других городов региона, незабываемыми встречами с ведущими актёрами и режиссёрами России – стояла директор по кинопрокату и ныне заслуженный работник кинематографии России Людмила Петровна Гулыга и её дружная команда, за годы ставшая второй семьёй.

Времена требовали мер
Людмила Петровна Гулыга начала работать в кинотеатре «Родина» в 1987 году. Время для местной достопримечательности, как и для всего коллектива, было непростым, ведь для всех наступил период перестройки и последовавший за ней экономический коллапс. Это были те времена, когда практически каждое предприятие старалось экономить в меру своих сил и возможностей, поскольку оставаться на плаву и сохранять то, что оно уже имело, – стало первостепенной задачей. Этот сложный для страны период не обошёл стороной и нашу «Родину». По большей части сильных кризисных моментов она не видела, но была одна «неприятность», которая звалась «холодные залы». Дело в том, что отопление в помещениях отсутствовало, из-за этого зрителям приходилось сидеть в тёплой одежде во время киносеансов. Плохая вентиляция и низкие температуры вели к появлению сырости и плесени. Ситуацию спасли действия Людмилы Петровны. Коллективно принялись устранять «неприятность»: сперва поставили специальные тепловые пушки, а спустя некоторое время были установлены сплит-системы.
— Плохих моментов, которые возникали во время моей работы в кинотеатре, особо вспомнить не могу, — говорит Людмила Гулыга. – Это небольшие проблемы, но решаемые. Я работала в «Родине» с 1987 по 2010 годы, и за этот промежуток произошло много хорошего, здесь создавалось искусство, в этих стенах писалась своя история, которая оставила множество приятных воспоминаний.
Чувство ностальгии вызывают и те акции, а также различные мероприятия, которые организовывались в стенах культурного учреждения. Людмила Петровна была принята в кинотеатр «Родина» на должность заместителя директора по детскому сектору. Здесь, как говорится, «звёзды сошлись», ведь до этого момента она проработала учителем в городской школе № 5, где преподавала русский язык и литературу. Этот опыт пригодился Л.П. Гулыге в новой должности, ведь кто если не учитель должен хорошо знать натуру подрастающего поколения. С первого дня работы она думала над тем, чтобы привнести что-то новое в досуг детей. Он должен был сочетать в себе не только развлекательную функцию, но и образовательную, в некотором роде даже поучительную. Что можно придумать, когда, казалось, до тебя уже всё «сконструировано» и «произведено»? Ответ не заставил себя долго ждать. Решение было найдено. Оно, как оказалось, лежало на поверхности, но было скрыто от глаз окружающих. И лишь человек, который тонко чувствовал современный момент и современников, мог отыскать то необходимое, что должно было присутствовать здесь и сейчас. Этим ответом стало документальное кино, снятое на определённую тематику – в данном случае по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
— Аналогичный школьный предмет появился в учебных программах страны. Был разработан курс ОБЖ, который включал в себя около 400 учебных часов, — вспоминает Людмила Петровна. – Детям полезно знать, распознавать и оценивать различные опасности и ситуации, происходящие, к примеру, на улице, дома или на природе. Единственная проблема заключалась в том, что не было в достаточном количестве учебной литературы, зато обучающих документальных фильмов сняли предостаточно. Поэтому мы и приняли решение показывать ребятам на большом экране кино, в котором они находили образовательный аспект. Понимаете, документалистика помогала детям разнообразить их школьную жизнь. Для них интереснее было изучать учебную дисциплину не за партой, а в уютном просторном зале, впитывая всю информацию с помощью аудиовизуальных средств обучения.
Это сейчас мы считаем видеоуроки и документальные фильмы по школьной тематике обыденностью. Да такой, что весь материал теперь можно посмотреть на гаджете, который лежит почти у каждого в кармане. Но тогда, в конце 80-х – начале 90-х, для многих подобные занятия были увлекательным времяпрепровождением, ещё и с образовательным уклоном. Именно такие киносеансы и стали отличительной особенностью кинотеатра «Родина», его дополнением, что позволило вдохнуть новую жизнь в историческое сооружение и держать планку качества наравне с коллегами из других городов России.
— Для детей, кроме подборок обучающих документальных фильмов, были и уроки по ОБЖ, премьеры экранизированной классики. С репертуаром проблем не знали. Школьную программу можно было закрепить в нашем кинотеатре, что очень нравилось и учителям, и детям. Залы всегда были полными. Как мы получали эти документальные фильмы? Выручали коллеги из столицы. Заказывали материал у них, — вспоминает Людмила Гулыга.

Какие люди… у нас на «Родине»!
Шли годы. Людмила Петровна возглавила кинотеатр, и этот период как для коллектива учреждения, так и для самих туапсинцев запомнился эпохой ярких премьер и посещением нашего приморского городка людей первого эшелона кинематографа. В нашей «Родине» организовывали свои творческие встречи ведущие российские режиссёры и актёры: Юрий Демичев, Игорь Кашинцев, Василий Лановой, Наталья Гвоздикова, Олег Анофриев, Евгений Жариков, Аркадий Инин и Никита Михалков. Последний представлял свою знаменитую кинокартину «Сибирский цирюльник» с Олегом Меньшиковым и Джулией Ормонд в главных ролях. Перед спецпоказом Никита Сергеевич обсуждал фильм вместе с туапсинской публикой, рассказывал о своём видении произведения, с какими сложностями он и его команда сталкивалась во время съёмочного процесса, как подбирались костюмы для фильма и многое другое. Казалось, общение могло продлиться и дальше, но режиссёр, посмотрев на часы и поняв, что превысил оговоренное заранее время, сказал: «Дорогая публика, приятно с вами общаться. Я немного увлёкся, а вам ведь ещё и трёхчасовой фильм нужно посмотреть». Позже Никита Михалков вспоминал, как он был на аналогичной встрече со зрителями в Краснодаре, но там она прошла, как и было запланировано, в течение 30 минут. А у нас в кинотеатре «Родина» она длилась почти два часа – настолько комфортно было общаться режиссёру с интеллигентной туапсинской публикой, что не раз он подмечал в разговоре с Людмилой Петровной после мероприятия.
Стоит упомянуть тот факт, что каждый из звёзд, кто приезжал в «Родину», — оставался доволен своим времяпрепровождением. Им было отрадно общаться с туапсинцами, которые задавали много вопросов, не отпуская героев творческих встреч. Одним из них был Олег Анофриев — человек-оркестр, всегда весёлый и по-особенному галантный. На своём творческом вечере с туапсинцами он играл на баяне, шутил и рассказывал комичные истории.
— Режиссёры приезжали по приглашению, здесь их с нетерпением ждали, здесь их любили, — вспоминает Людмила Петровна. — Мне хорошо запомнилась режиссёр Алла Сурикова. Знаете, она удивительный человек, настоящий бриллиант в своей профессии. Очень простая в общении. От Аллы услышала много интересного о её работе, жизни и детях, причём все истории имели поучительный контекст. С особой теплотой вспоминаю встречу и с Аркадием Ининым – добрейшим человеком. Тогда он подарил мне одну из своих книг, подписав на форзаце: «Славной Людмиле Петровне – руководящей и направляющей силе кубанского кинематографа!»

Закулисье родной стороны
Много знаменитых гостей было в «Родине», и каждый восхищался туапсинской образованной публикой, которая покоряла своим грамотным подходом и осмыслением ведущих, ныне классических кинолент страны. Но не одними зрителями славился кинотеатр, а ещё и теми, кто обеспечивал комфортное пребывание в том «доме искусств». Речь, конечно, о коллективе. Весь персонал, по словам Людмилы Петровны, был, словно одна дружная семья. Жили и трудились на благо предприятия, делая общее дело. Основу кинотеатра представляли киномеханики, которые следили за исправностью технической базы. Это Валентина Петракова, начавшая работать в «Родине» с 17 лет, Светлана Рычагова – киномеханик 1-й категории, обладательница звания Лауреата премии имени Н.В. Мордюковой. Здесь же трудилась киномеханик Людмила Белкова, проработавшая в «Родине» до самой пенсии, а также Виктор Иванович Джантимиров – человек-легенда. Такой титул он получил, будучи на пенсии, поскольку, несмотря ни на что, в любой момент (утром, ночью, в праздники и выходные) мог приехать и починить любую поломку кинотеатральной аппаратуры.
На благо туапсинской киноиндустрии трудились главный бухгалтер Светлана Александровна Терехина, её помощница Людмила Анатольевна Левина, а также плотник Николай Михайлович Мартиянов, Ольга Кеворковна Канджан и многие другие.
Другой легендой, но в мире кинохудожников, был Николай Баласанов, который создавал постеры, как говорят ныне, а тогда – афиши к премьерам. Специалисты подобного уровня особенно ценились, так как принтеров, печатающих рекламную продукцию, особо не было. Стоит отметить, что искусство художников в кино конца ХХ века – это своеобразная дань уважения прошлым годам, когда к каждой премьере писалась своя оригинальная афиша в нескольких экземплярах. Времени уходило на один постер от одного до нескольких дней. Николай Баласанов мастерски управлялся с поставленными задачами, свою роль играло и вдохновение, которое помогало добиться наилучших результатов. За работу художнику присвоили звание «Отличник кинематографии СССР».
С приходом современных технологий афиши стали печататься на принтерах, но всё равно такие ведущие специалисты, как Николай Александрович, не теряли работу. В «Родине» такие художники проработали до 2010 года. Затем, конечно, технический прогресс взял верх, и мы, к сожалению, потеряли ту самую магию кинопостеров, которую можно было прочувствовать, взглянув на яркие рисунки, зовущие в кино. Но приобрели качественные рекламные изделия, которые вполне можно повесить на стену своей квартиры. Кстати, об этом! После того как прокат фильма завершался, кинотеатр любезно предоставлял возможность забрать один из постеров. Это был маленький праздник для истинного любителя кино, впрочем, как и сам поход на премьеру, где тебя всегда встречал вежливый и добросердечный персонал, который ответственно относился к своей работе. А она была довольно серьёзной. Чего только стоит получение копии фильма… Во времена, когда не было Интернета и о цифровых копиях ещё никто не слышал, кинотеатр «Родина» получал фильмы рейсовым способом. Копия упаковывалась в специальную коробку, похожую на сейф, передавалась уполномоченному человеку. Он и привозил кинокартину в Туапсе. Копии кинолент получали как из Москвы, так и из Новороссийска и Сочи. И во всех случаях у курьера была чётко поставленная задача: привезти всё вовремя и не потерять «искусство», запечатанное в коробке.

Антракт, принёсший улучшения
Перерывы в делах, как говорят многие психологи, приносят пользу. Это подтверждается на примере нашей «Родины». В 2005 году в стенах кинотеатра прошёл последний показ фильма, а затем он закрылся на реконструкцию. Настала пора кардинально меняться и соответствовать духу времени. Антракт пошёл кинотеатру на пользу. В 2006-м здание снова открыло свои двери для любителей кино после реконструкции. Изменилось многое – и прежде всего название («Шоу-Тайм»), зрительные залы, которые вмещали больше трёхсот человек, большой – 228 мест, малый –90. Кресла обили инновационным по тем временам материалом, позволявшим поглотить лишние шумы, появилась система Dolby Digital, отвечавшая за объёмность звучания с минимальными потерями качества. Сами места расположили по общепринятым стандартам – расстояние между рядами кресел составляло 120 сантиметров. Кроме того, обновились и экраны – покрытые перфоплёнкой, они создавали своеобразную видимость многогранного изображения, что делало картинку насыщенней и «живой».
А на первом этаже… Ой, что было около входной группы… Здесь размещался мини-кондитерский цех, пирожные которого туапсинцы прозвали самыми вкусными и экзотическими в городе. На втором располагался ресторан, где подавали блюда итальянской кухни в эксклюзивной (сделанной на заказ) посуде. Сервис подстраивался под каждого человека, ведь все посещавшие «Шоу-Тайм» должны были выходить из него довольными и просвещёнными. Для тех, кто не любил летом спать и хотел погулять по ночному городу, предусматривались специальные круглосуточные сеансы, хоть в 4 или 5 часов утра, кино показывали даже для одного зрителя.

«Родина»: наследие
Время шло своим чередом, всё менялось. Вновь изменился и кинотеатр благодаря ещё одной реконструкции. В 2017 году он вновь впустил в свои двери любителей кино. Модернизацию провели в рамках региональной программы «Развитие культуры». Перемены коснулись и названия — «Шоу-Тайм» снова стал «Родиной», которая была близка каждому туапсинцу, прибегавшему в это уютное место в детстве на утренние киносеансы, а в юношеском возрасте смотревшему серьёзные отечественные и мировые нетленки, доводившие порой до катарсиса.
Так всё же: с чего начинается «Родина»? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Для одних она начинается с ностальгии, для других — с тех людей, кто здесь работал и трудится до сих пор. Для третьих — с «живой» картинки, транслируемой на широком экране уже больше века. В любом случае, для нас, туапсинцев, «Родина» значит многое, ведь воспитать несколько поколений может далеко не каждый «дом искусства».

Никита КОЧМАРОВ

Редакция газеты «Черноморье сегодня» благодарит за помощь в подготовке материала Людмилу Петровну Гулыгу – почётного кинематографиста России, лауреата премии имени Нонны Мордюковой. Фото – из архива Л.П. Гулыги.