Улицу Портовиков в микрорайоне Калараша отличает ряд нарядных разноцветных домов, террасой выстроившихся вдоль реки, аккуратные клумбы под окнами, чистота территории. Именно в таких домах, на таких улицах и должно жить счастье.
Жители этих восьми многоэтажек, которые здесь построили и начали заселять с 2001 года, выбирая форму управления общедомовым имуществом, с самого начала определились, отдав предпочтение товариществу собственников жилья. С ТСЖ «Парус» мы и начнём знакомство с товариществами собственников жилья города Туапсе и Туапсинского района, чтобы узнать с чего начинали, как решали и решают сейчас здесь самые трудные задачи. Убеждены, что такое знакомство для туапсинцев будет полезным.
Ведь реалии таковы, что забитая канализация, выбитые стёкла на окнах в подъезде, сломанные дверные замки или сырые стены квартиры могут омрачить любую счастливую жизнь. Приходится признать, что для полного счастья в любом доме, частный он или многоквартирный, нужен рачительный хозяин. Такой как «Парус».
С 2017 года его председателем является Максим Васильевич Кохановский. Основная деятельность Максима Васильевича проходит в Туапсинском морском торговом порту и связана с транспортировкой грузов. Работа не простая, ответственная, требующая немалых знаний законодательства в сфере таможенного права, железнодорожных перевозок и многое другое. И потому почти не оставляющая времени для занятий другими делами.
Тем не менее, на общем собрании жильцов М.В. Кохановский был избран председателем ТСЖ. Сложилась ситуация, о которой говорят «без меня меня женили».
Сам Кохановский на том собрании не присутствовал, делегировав свои права знакомой. Но прежний председатель «Паруса» уходил со своего поста по собственному желанию, и нужна была ему достойная замена. Посему соседи, многие из которых работают в туапсинском порту, лично знают и высоко оценивают деловые качества Максима Кохановского, дружно проголосовали за его кандидатуру.
— Сказать по правде, меня эта новость сначала огорошила, — вспоминает Максим Васильевич. — Но по складу характера я человек, который любит всё новое в работе, преодолевать какие-то препятствия, находить решения сложных задач. Как ещё по-другому я могу объяснить своё согласие? К тому же речь шла о наших домах, где живёт и моя семья. Проблемы жильцов нашего ТСЖ в том числе и мои.
Как было сказано, строились дома на улице Портовиков в начале 2000-х в несколько очередей. Первые возводили знакомые многим в Туапсе «югославы». Делали они это, надо отдать должное, качественно, с соблюдением всех строительных норм и требований. А вот последние строились уже другими подрядчиками, с использованием более дешёвых материалов, что со временем проявилось негативно. Вроде бы дома свежее, а проблем в них больше: то трубы дали течь, то штукатурка с фасада отваливается.
Но первое, с чем столкнулся новый председатель — долги жильцов по платежам за полученные услуги и на содержание дома. Некоторые из них достигали нескольких десятков тысяч рублей. А так как расчёт по договорам с поставщиками за водоснабжение, водоотведение или подачу тепла со своего счёта ведёт ТСЖ, то неплатежи фактически парализовали работу товарищества.
И тогда Максим Васильевич решил поговорить в должниками: узнавал какие причины просрочки, убеждал в необходимости погашения долгов, пусть не сразу, с рассрочкой, частями, но, главное, чтобы не копились новые.
Кто-то прислушивался, кто-то просил подождать, обещая «потом заплачу всё и сразу», а потом забывал о данном обещании. Приходилось от уговоров переходить к разговорам — о суде.
Тяжко, со скрипом, но дело сдвинулось с мёртвой точки, и за год в ТСЖ «Парус» ситуация с долгами выровнялась. Появилась возможность решать насущные задачи: отремонтировали и покрасили цокольные этажи в домах, заменили в подъездах на энергосберегающие лампочки, не везде, но в большинстве подъездов выключатели света оборудовали таймерами, установили новые почтовые ящики и многое другое.
Ныне в «Парусе» не просто заинтересованы в своевременном поступлении платежей от собственников квартир, но максимально позаботились об удобствах для людей. Сделать это можно любым способом: он-лайн с помощью телефона, в офисе ЕИРЦ, а также два дня в неделю предусмотрены определённые часы, когда в офисе ТСЖ платежи от жильцов принимает бухгалтер товарищества, выдавая платёжные документы.
Без нареканий в ТСЖ прошла замена водомеров. При этом в сумме получился двойной положительный эффект. Во-первых, новое оборудование закупили, установили и опломбировали организованно и быстро, получив от жильцов в ответ благодарные отзывы. Во-вторых — председатель смог зафиксировать реальные показания счётчиков воды. Это было важно для контроля за расходом воды в дальнейшем.
Контрольным сверкам в «Парусе» отводится особое внимание. Мы упоминали, что оплата поставщику за водопотребление происходит со счёта ТСЖ с учётом показаний общедомовых счётчиков. И тут любые погрешности — не в пользу товарищества.
Будучи человеком современным, который легко ориентируется в современных гаджетах, Максим Кохановский с помощью смартфона поддерживает тесную связь с жильцами, при этом не только отслеживает оплату услуг по квитанциям и поступление платежей на счёт товарищества, но при необходимости может попросить владельца квартиры сбросить фото с показаниями водомера и сверить цифры. Тем самым ему удаётся вычислять недобросовестных пользователей, неплательщиков и предостерегать их от накопления долгов.
Нужно сказать, что смартфон в работе председателя — великое подспорье. На него выведена видеокамера, которая показывает картинку с контейнерной площадки, что позволяет в любое время суток отслеживать санитарное состояние территории, фиксировать нарушителей, которые вопреки запрету выносят к контейнерам крупногабаритный мусор или бросают пакеты мимо баков, а также фиксировать работу коммунальных служб.
Когда в первые дни наступившего 2022 года в Туапсе из-за смены подрядной организации случился мусорный коллапс, М.В. Кохановский одним из первых в городе заметил проблему и забил тревогу. В результате его оперативности и настойчивости в ТСЖ «Парус» уже со 2 января вывоз ТКО был налажен.
Несмотря на удобства, которые человеку обеспечивают современные телекоммуникационные системы, проследить за всем на расстоянии невозможно. А потому имеется большой пласт задач, которые без личного участия председателя не решаются.
Одна из них касается контроля за общедомовыми системами подачи тепла, воды. Каждый дом в «Парусе» оборудован такими: с датчиками, насосами и бойлерами (последние задействуют на период проведения ремонта основного оборудования). В холодное время года через день, а если надо, то и каждый день, Максим Васильевич проверяет работу автоматики, давление в трубах, показания манометров. При необходимости принимает меры. Случается, что выходят из строя какие-то узлы или приборы. На замену им М. Кохановский старается приобретать новые, только высококачественные, от проверенных производителей и поставщиков. Пусть по цене они будут чуть дороже, зато надёжнее в работе. Это как раз одно из преимуществ, которое даёт именно ТСЖ. Ты как хозяин волен сам решать, что тебе надо, чтобы обезопасить дом от аварий.
Также самостоятельно председатель выбирает электрика или слесаря на случай аварий или поломок. В списке у него контакты 6-10 специалистов, которых можно вызвать. А дальше в работе уже смотрит, кто из них настоящий мастер, а кто так — одно название. С хорошими специалистами и поддерживает связь.
Рациональный подход сохраняется в выборе дворников и работников для покоса сорняков, обрезки кустарников. Как показывает практика, лучше предпочтение отдавать кому-то из жильцов дома: отношение к работе более ответственное.
Не стесняется председатель и сам выполнять эту работу. Если есть свободный часок-другой с удовольствием наводит порядок на вверенной территории лично или вместе с соседями.
Но, как правило, свободного времени у Кохановского немного. В любой момент какая-нибудь авария может свалиться как снег на голову. Было уже такое. Готовились к отопительному сезону, специалисты подрядной организации проверили все системы отопления, выдали паспорта готовности домов и в ТСЖ уже собирались включить отопление. Но тут из-за засора в канализации прорвало трубу, вода полилась в цокольный этаж на инженерные системы и вывела из строя датчики тепла.
Понервничать тогда Кохановскому пришлось немало. Но всё-таки он сумел оперативно организовать работу ремонтников и всё исправить.
Та история многому научила Максима Васильевича. К примеру, всегда держать на счету энную сумму на случай аварии. И раньше на эти цели деньги на счету товарищества обязательно откладывались. Только время показывает, что чем солиднее запас, тем больше уверенности, что в критический момент всё будет исправлено быстро и по уму. А чтобы донести эту аксиому до каждого, приходится опять-таки вести разъяснительную работу с людьми. У М.В. Кохановского это получается.
— Я не жалею, что согласился на должность председателя ТСЖ, — говорит Максим Васильевич. — Хоть должность эта беспокойная, всё время приходится думать: то как как за строителями дорогу ремонтировать, то вычислять, кто из жильцов мимо баков мусор выбрасывает, то решать вопросы строительства детской площадки, то с руководством теплосетей спорить из-за изменившихся к нам требований. Но в конечном счёте я рад за себя, за товарищество, за то, что у «Паруса» получается содержать в порядке дома и при этом вести работу абсолютно прозрачно, по договорам и только с безналичной оплатой услуг и выполненных работ.
Кроме того, я за эти несколько лет много новых знаний для себя получил: Жилищный кодекс изучил, с градостроительными требованиями ознакомился, из судебных решений по другим ТСЖ кое-что важное почерпнул, узнал, какие фирмы в Туапсе или в крае могут быть полезны нашему товариществу, какие отделы в городской администрации за что отвечают. У нас, к слову, с городской администрацией сложились хорошие, деловые отношения. Специалисты администрации всегда готовы проконсультировать по всем интересующим вопросам, помочь нужные документы подготовить или справки выдать.
Но, правды ради, скажу, что с проблемами ТСЖ стараюсь справляться самостоятельно. Не люблю, когда в работе всё гладко, в делах штиль. Тогда становится скучно. А работать не работая — не мой стиль. Интересно, когда работа подбрасывает новые задачки, когда ветер в лицо, когда ищешь новое решение и стараешься повернуть так, чтобы даже встречный ветер для нашего «Паруса» стал попутным.
Лидия НИКОЛАЕВА