Небесный всадник Калараш

623

Советский лётчик-истребитель, он принимал участие в Туапсинской оборонительной операции. Погиб геройски в наших горах. Навеки зачислен в списки воинской части. В честь него названы улицы
в Люберцах, Хабаровске, посёлке Лазаревское (Большой Сочи), нашем родном Туапсе. И на этой улице находится туапсинская СОШ № 11, получившая также его имя — Героя Советского Союза Дмитрия Леонтьевича Калараша.

Мечта сбылась
Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего молдавского происхождения. Когда мальчику было два года, Калараши в поисках лучшей жизни переехали в деревню Светлоруссовка Амурской области. В 1916 году, когда от тифа умерла мать, отец не смог один справиться с пятью детьми. Оставив их в детском доме, ушёл в партизанский отряд бороться с японскими интервентами. Незадолго до этого Леонтий взял своих чад, пошёл к фотографу сделать снимок на память. На нём Митя сидит на деревянной лошадке. Очень символично, ведь фамилия Калараш с молдавского переводится как «всадник, гусар». В 1919 году отец Дмитрия погиб, оставив детей круглыми сиротами.
Воспитанник детдома, по окончании школы юный Митя поступил в Хабаровский педагогический техникум — хотя, как и все его детдомовские друзья-мальчишки, мечтал о небе. Но отучившись три курса, пошёл работать бетонщиком, стал бригадиром.
В 18 лет его призвали на службу в ряды Красной Армии. Мысли об авиации Калараш не оставлял ни на минуту, и когда комсомол выдвинул лозунг «Молодёжь, на самолёт!», понял, что его мечта осуществится. Да, он стал военным лётчиком, успешно закончив Борисоглебскую авиашколу.
Тогда же Дмитрий женился на самой прекрасной девушке Лиде. В 1935 году у них родился сын Лев, в 1939-м — дочь Инна.
Калараш работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. За это ещё до войны был удостоен своей первой высокой награды — ордена «Знак Почёта».
На фронте Великой Отечественной войны с первых дней. Его назначили заместителем командира 402-го истребительного авиационного полка. Уже в начале июля 1941 года его подразделение ушло на защиту Москвы. Командир полка П.М. Стефановский вспоминал о Калараше как о неугомонном человеке, которому ни минуты не сиделось на земле. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой. Завёл мотор — и в небо. Неудивительно, что такой неутомимый, бесстрашный лётчик очень быстро открыл счёт сбитым самолётам противника. За весь боевой путь ас лично уничтожил четырнадцать вражеских крылатых машин и ещё шесть в составе группы.

Заслуг его не умалить
В 1942 году Д.Л. Каралаша направили воевать в Крым и на Северный Кавказ в составе 236-й истребительной авиационной дивизии (5-й воздушной армии). Когда в часть прибыли новички, не знавшие воздушного боя, майор Калараш стал первым наставником молодых пилотов. В один из июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали три советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков П.М. Камозин (в будущем дважды Герой Советского Союза). Ас заметил шесть мессершмиттов, приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на сто метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито два вражеских самолёта.
19 июля 1942 года под Ростовом-на-Дону был подбит самолёт комдива, генерала-майора авиации И.Д. Климова. Ему удалось покинуть боевую машину на парашюте, но заместитель командира Дмитрий Калараш до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей, а затем сел прямо в поле, втащил раненного Климова в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. 16 октября 1942 года лётчик-истребитель получил звание подполковника.
Спустя две недели, 29 октября, у дивизии — новое задание. Группа истребителей, которую возглавлял Калараш, вылетела из Лазаревского. Она должна была прикрыть штурмовиков, отправлявшихся под Туапсе. Немцы знали советского аса и за самолётом охотились. В районе горы Семашхо лётчики встретили противника, значительно превосходившего по силе. Ведомый, капитан Щиров, был подбит, из боя ушёл. Прикрывая его, Калараш сам попал под удар.
До недавнего времени считалось, что герой, отбивая атаки врагов, получил несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешеченную машину в лобовую атаку, протаранив вражеский истребитель. Раненый лётчик прыгнул с парашютом, но ударился о киль собственного самолёта. Его нашли и доставили в туапсинский госпиталь, где спустя несколько дней он умер.
Несколько лет назад местные поисковики обнаружили в районе горы Индюк обломки советского самолёта. И по ним установили, что машина принадлежала легендарному лётчику. Вместе с тем, после изучения фрагментов истребителя, выяснилось, что Калараш не совершал таран — самолёт был подбит не зенитной артиллерией, а истребительной авиацией противника и вошёл в землю с работающим двигателем. Получается, что доподлинно не установлено, как погиб Дмитрий Леонтьевич Калараш. В заключении военного врача указано, что смерть наступила от асфиксии из-за сдавливания грудной клетки. Встречалась информация, что аса нашли уже мёртвого.
Как бы ни погиб герой, он до последнего вздоха бесстрашно сражался с врагом. И высокое звание Героя Советского Союза он получил за свои боевые заслуги — к награде он был представлен ещё до своего последнего вылета.
В газете «Правда» от 9 ноября 1942 года вышла статья о Дмитрии Калараше. Материал готовился ещё в октябре и задержался по пути в Москву. Страна пока не знала, что мужественный советский истребитель погиб. В статье о нём рассказывал его однополчанин Герой Советского Союза Анатолий Кобликов:
«В борьбе за советский Кавказ широко известны стали имена майора Калараша и капитана Щирова… Это поистине мастера воздушного боя, советские асы. В одном из боёв шесть наших истребителей встретились с восемнадцатью вражескими самолётами. Калараш и Щиров, летевшие выше над нашими самолётами, обменялись сигналами, стремительно врезались с высоты в гущу вражеских машин и быстро рассеяли их. Противник, не приняв боя, поспешил уйти. Другой раз четыре наших истребителя прикрывали войска, а Калараш и Щиров охраняли прикрывающих от внезапного нападения. Возле одного населённого пункта нижний ярус заметил группу бомбардировщиков Ю-88 и три Ме-110 и пошёл на них в атаку. Тем временем над нашими истребителями появились два Ме-109Ф, на них и ринулись отважные лётчики. Первым, атакуя в хвост с расстояния в 35 метров, майор Калараш сбил один Ме-109Ф. Второй мессершмитт стал удирать».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года полковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Школа на улице Калараша
Коллективу и ученикам туапсинской СОШ №11 думать о том, в честь кого будет называться учебное заведение, не пришлось. Хотя стоит отметить, ещё задолго до присвоения имени героя школе, в ней началась исследовательская поисковая работа. Неподалёку, на горе Паук, поисковики нашли обломки крылатой машины — в июне 1944 года здесь разбился самолёт А.Л. Проценко. (На месте падения молодёжные активисты позже установили памятник. За ним присматривают сейчас учащиеся СОШ № 11.)
Это послужило началу в 2013 году школьного проекта «Память потомков жива». Инициаторами его создания тогда стали лидеры школьного самоуправления Юлия Дегтярёва, Александр Синельников и Элина Якунина. Сегодня они уже окончили вузы и стали хорошими специалистами, каждый в своей области. Но их идея стала мощным толчком развития патриотизма среди учеников школы. Ребята активно включились в поисковую и исследовательскую работу. Несколько лет назад школьники организовали ярмарку, на которой продавали то, что создали своими руками. На вырученные деньги заказали и установили во дворе школы памятник трём героям, которые сражались и погибли на туапсинских рубежах — А. Кириченко, М. Бондаренко и Д. Каларашу. Кроме того, ученики одиннадцатой ухаживают за мемориальной доской Калараша, которая установлена на здании общежития на этой же улице. В октябре 2020 года такая доска появилась и у входа в школу.
На уроках мужества ребята узнают не только о боевом пути героя, но и каким в жизни был Дмитрий Калараш: весёлым, жизнерадостным, хорошим спортсменом и семьянином, патриотом, волевым и смелым человеком.
— Наша задача — донести до детей, что герои это обычные люди, воспитанные обществом и самой жизнью, — говорит заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 11 Марина Витальевна Хочко. — Что чувство любви к Родине — это как чувство любви к матери, своим близким. И иногда ради этого стоит поступиться своими интересами. В нашей школе ребятам не нужно лишний раз объяснять, что такое патриотизм. Это чувство живёт в них с самого детства. В этом заслуга и родителей, не только педагогов.
Помимо патриотических мероприятий в самой школе, её ученики всегда участвуют в Вахте памяти, стоят на Посту № 1. А на краевом смотре допризывной молодёжи, посвящённом 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, команда СОШ № 11 заняла второе место по военизированным видам спорта. Учащиеся стараются быть достойными имени своего героя, а поэтому делают всё, чтобы память потомков о Д. Калараше и многих других, не щадивших себя во имя Отечества, оставалась жива.

Ольга СЕДЛАЧЕК