Где будет пристань для «Ковчега»

112

Проект «Инклюзивный пляж. Экспедиция» по организации зон отдыха у воды для людей с ограниченными возможностями здоровья шагает по стране. О том, как оборудовать такое место, узнали и в Туапсе.

В течение двух дней на центральном городском пляже активисты из Калининграда – команда общественной организации инвалидов «Ковчег» – представляли этот проект: рассказывали и на деле доказывали, что сделать отдых тех, кто не может сам передвигаться, комфортным – вполне реально и не требует колоссальных затрат.

На презентацию пляжа для людей с особенными потребностями пригласили представителей городской и районной администраций, депутатов, общественников. Они ознакомились с уникальным опытом калининградцев, поблагодарив их за то, что приехали, отметив важность проекта не только для инвалидов, но и для развития туристической сферы в целом.
– Мы заинтересованы, чтобы в Туапсе появилось такое оборудование, – сказал и.о. главы Туапсе М.В. Кривопалов. Это прекрасное решение для людей с особенными потребностями, ведь они также имеют право на комфортный отдых у моря.
Его слова поддержал и председатель горсовета В.В. Стародубцев, отметив, что и власть, и депутатский корпус совместными усилиями поспособствуют открытию постоянного адаптивного пляжа на туапсинском побережье.

Инвалид с рождения (ДЦП) Татьяна Малова про себя шутит, что долго такие, как она не живут, но она пока сдаваться не собирается. Правда, попасть летом на пляж для нее и её мужа – целое событие. Человека, прикованного к креслу, сложно передвигать по камням и песку. А в воде Татьяна Борисовна бывала только на руках у мужа. Волонтёры «Ковчега» погрузили женщину в море при помощи специальной коляски для купания Tiralo. Всё время рядом с ней находился волонтёр-инструктор и, конечно, любящий муж – он переживал за комфорт супруги. А ей, как она призналась, было очень удобно.

Проект «Инклюзивный пляж. Экспедиция» внедряется при поддержке Фонда президентских грантов. Он включает обустройство парковочных мест, дорожки к самой прибрежной полосе, полноценные широкие деревянные площадки-настилы, которые удобны для инвалидов-колясочников, особое покрытие на камнях, а также специализированное оборудование: кресла-коляски, преодолевающие песок и гальку, специализированные шезлонги и противопролежневые матрацы, зонты и многое другое. По итогам реализации проекта в течение двух лет один из городов, в которых останавливался «Ковчег», сможет получить оборудование в безвозмездное пользование.
А пока люди с ограниченными возможностями осваивались на адаптивном пляже и пробовали пляжное спецоборудование на себе. И по достоинству его оценили.
– Сначала было страшновато и необычно, ведь это всё в новинку, – рассказала Татьяна Малова. – А потом расслабилась и уже чувствовала себя в полной безопасности, ведь я под присмотром профессионала. Такое оборудование – это здорово! Под меня всё настроили, меня саму поправили, правильно усадили. Тут даже и спорить не надо – такой пляж обязательно должен появиться у нас. Ведь здесь и настилы специальные, и покрытие предусмотрены. Волонтёрам же тоже должно быть удобно ухаживать за теми, кто не может самостоятельно передвигаться.

Ещё один участник эксперимента Сергей Чухраев почти двадцать лет назад попал в автокатастрофу. Длительное лечение результата не принесло – бывший подводник стал инвалидом. Теперь он передвигается только на костылях, а машина переделана на ручное управление. Лишать себя полноценной жизни он не хочет (да это и неправильно). Но пойти окунуться разок-другой в море для него огромная проблема. Даже если дошёл от стоянки до берега – а это тоже путь неблизкий и непростой для человека, чьи возможности ограничены, то по песку и гальке идти ещё сложнее: костыли проваливаются, устойчивость теряется. Да и насадки на них стираются очень быстро.
На инклюзивном пляже Сергей Анатольевич воспользовался помощью передвижного приспособления Tumbo roller (его и коляской не назовешь, больше похоже на тележку с мягким тканным покрытием). Оно предусмотрено для людей, которые могут плавать самостоятельно – его завозят в воду и далее – плыви, ныряй, в то время как у кромки воды ожидает волонтёр.
– С этим приспособлением очень комфортно, хорошо и приятно, – говорит Сергей. – Я прям восхитился. Спасибо, что придумали такие вещи для инвалидов. Конечно, я только «за», чтобы адаптивный пляж появился в Туапсе. Такие люди, как мы, не должны быть лишены возможности купаться в море.

Без волонтёров-помощников в этом деле никуда. С «Ковчегом» приехали молодые ребята, для которых помогать немощным – смысл жизни. Анастасия Сидоренкова рассказала, что на другой работе не могла бы принести столько пользы людям. Инклюзивные пляжи – и она это видит каждый день – дают людям с особенными потребностями реальную возможность интегрироваться в общество и не чувствовать себя ограниченными.
– Они так же, как и все остальные, шутят, смеются, отдыхают, – поделилась Анастасия. – Никакого негатива я от своих подопечных не вижу. Для меня счастье видеть их улыбки и слышать их смех. Значит, всё не зря.

Идея создания инклюзивных пляжей родилась пять лет назад у активистов, общественной организации инвалидов «Ковчег» в Калининграде. Вообще ковчеговцы – люди хоть и с ограниченными физическими возможностями, но с активной жизненной позицией. И своим позитивным опытом они готовы делиться. К слову, в Калининградской области открыты уже шесть таких пляжей на Балтике и один на одном из озёр – вода там прогревается быстрее, чем в море, что позволяет открывать пляж уже в мае. Посетителями прибрежных зон за эти годы стали не только местные инвалиды – на янтарное взморье приезжают особые туристы из средней полосы России, а также Литвы, Польши и Германии, которую уж адаптивностью не удивишь.
Руководитель «Ковчега» 49-летний Роман Аранин – сам инвалид-колясочник, к креслу он прикован уже 15 лет. Как он говорит, более парализованного человека, чем тот, у кого была травма шеи, поискать трудно. Но это не мешает Роману вести свой бизнес, вдохновлять других на свершения.
Р. Аранин в молодости выучился на военного летчика. Но работал по профессии недолго, переехав в конце 90-х в Калининград, занялся бизнесом. Но в 2004 году случилось несчастье, которое перевернуло жизнь. Благо, она не прервалась: при полёте на параплане Роман пренебрёг техникой безопасности. Он упал с огромной высоты, и рама двигателя перебила шею. Более месяца Роман находился в реанимации между жизнью и смертью. И даже очнувшись, был полностью парализован, полгода мог двигать только глазами. Ещё несколько лет добивался улучшения здоровья, но шевелить пальцами рук и ходить так и не смог. Без инвалидного кресла передвигаться не представлялось возможным. Однажды на спуске к морю Роман Аранин выпал из коляски. Так родилась идея создания коляски-вездехода, которую помог воплотить в жизнь друг, инженер Б. Ефимов. Первую модель смонтировали на Тайване, но не успела она прийти в Калининград, как разработкой заинтересовались. Позже парализованный бизнесмен смог наладить небольшое производство таких колясок в своём городе. Сегодня его компания «Observer» – это команда из 32 человек, четверть её – люди с ограниченными возможностями здоровья.
Роман Аранин в беседе с нами рассказал, как не опустить руки и, более того, добиться успеха, когда ты прикован к креслу, что нужно, чтобы каждый инвалид мог стать причастным к своей собственной судьбе и жить полноценно, насколько это возможно. Коснулись и вопроса, кто и как должен обеспечивать работу такого пляжа.
– Мы сами организовались и начали отстаивать свои интересы. Если вы хотите, чтобы ваш город стал доступным, единственный проверенный способ – брать инициативу в свои руки. Когда мы выступили в 2014 году с идеей сделать первый доступный пляж в Калининграде, то основным было, что вокруг него станет расти и развиваться социальная инфраструктура, начнут появляться доступные кафешки с пандусами, отели с номерами для инвалидов. Когда владельцы одного кафе видят, что в соседнем сидят десять колясочников, а с ними ещё минимум столько же сопровождающих, то задумаются: ага, значит, и мне нужно сделать своё заведение безбарьерным. А когда инвалиды будут знать, что для них созданы все условия, то будут приезжать к вам на отдых и из других регионов. К слову, когда только начинали, в Зеленоградске, например, был только один отель с единственным адаптированным для особенных людей номером. Сейчас же там 8 отелей с такими номерами, одна гостиница полностью оборудована под потребности инвалидов. В этом году на нашем взморье появилось ещё пять кафе, где людям с ограниченными физическими возможностями комфортно. При этом делать инклюзивный пляж мы начинали исключительно для себя. Областные власти по программе развития социального туризма выделили полтора миллиона рублей на его обустройство. Но здесь важно понимать: сами инвалиды полностью взяли пляж в своё управление, у администрации голова из-за этого не болит. Проехав немалую часть России, я ещё раз убедился, что в случае с адаптивными пляжами работает именно такая схема, когда заинтересованные в этом люди с ограниченными возможностями здоровья сами участвуют в его работе. Наш главный девиз: «Ничего для нас без нас».

Отвечая на вопрос, приживётся ли подобный пляж в Туапсе, Роман отметил:
– С таким климатом вам сам Бог велел: курортный сезон почти полгода, вода около 26 градусов, солнце – все условия. Когда мы начинали, многие говорили, это сумасшествие – на холодном Балтийском море открывать пляжи, дескать, даже на Чёрном таких нет. Но мы дерзнули, и получилось. Пять лет назад нам казалось, что это непросто. Мы прошли большой путь и теперь понимаем – всё реально. С каждым новым открытым пляжем убеждались – система заработала. И здесь главное, чтобы он функционировал постоянно, а не раз в месяц. Мы монтируем оборудование 1 июня и убираем его 1 сентября. Люди точно знают, когда температура воздуха не меньше 18 и ветер не больше 15м/с, они приедут, там их встретят волонтёры, и всё будет отлично. Надеюсь, что в вашем славном городе наша идея найдёт своих последователей, и, приехав через пару лет сюда, мы увидим, что все пляжи в районе будут адаптивными. Берите судьбу в свои руки, и всё получится.
– Сложно человеку с ограниченными возможностями здоровья преодолевать препоны?
– Все ограничения в голове, я в этом глубоко убеждён. Видите ручки-ножки, они не работают. У меня в компании трудятся восемь инвалидов-колясочников. Один за роботом-сварщиком варит такие коляски (показывает на свою), второй за фрезерным станком и так далее. Когда я встречаю другого человека в инвалидном кресле, мне уже неинтересно, как он в нём оказался. Мне важнее, что он или она делает сейчас, что из себя представляет. И можно задать вопросы: «Ты домой деньги приносишь? Ты зарабатываешь? Ты что-то в этом мире меняешь?» Мои пацаны меняют. Они садятся и за смену собирают двадцать вот таких «вездеходов», которые мы продаем потом в Австралию, Германию, Новую Зеландию и т.д. Наши коляски покупаются за границей, но делают их инвалиды в Калининграде. Иногда смотришь на человека, он с руками, ногами, но внутри себя ограничен. Или те, у кого нет ни того, ни другого, творящие историю. Ещё раз скажу: все преграды в голове.

Ольга СЕДЛАЧЕК

P.S. По пути с пляжа мы встретили Александра Симонова, инвалида-колясочника, и его прекрасную супругу Ольгу Комиссарову, они только-только подоспели из Новомихайловского. Александр тоже изобрел свой маленький «вездеход» для тех, кто не может ходить. Он поспешил не только попробовать инклюзивный пляж на себе, но и поделиться своими идеями с Романом Араниным. В наших планах – в ближайшем будущем пообщаться с этой семейной парой и рассказать читателям о них. Следите за газетой.


Больше фото смотрите в социальных сетях газеты «Черноморье сегодня» в ВК и Одноклассниках.