В небе над Греческим. . .

166
Советская «чайка»

Туапсинская оборонительная операция заняла своё заслуженное место в истории Великой Отечественной войны. Благодаря усилиям историков-поисковиков всё более отчётливо сквозь патину лет проступает подвиг защитников несгибаемого города. К жизни возвращаются утраченные имена и забытые факты. С интересными событиями в ходе Туапсинской обороны знакомят отчёты нашего земляка Алексея Кривопустова, возглавляющего туапсинский отряд Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм». С результатами многотрудной поисковой работы Кривопустов знакомит читателей на сайте «Кубанского плацдарма», на своих личных страницах в социальных сетях. Он восстанавливает в мельчайших деталях картину боевых действий на подступах к Туапсе. Так на страницах журнала «Кубанский плацдарм» появился отчёт «В небе над Греческим», в котором автор помогает читателю с головой погрузиться в военную историю 78-летней давности. При этом Алексей рассказывает о своём сотрудничестве с газетой «Черноморье сегодня». И в этом нет ничего необычного. Ведь зачастую перед журналистами и поисковиками стоят одни задачи…

Мы поисковики. А хороший поисковик – это историк, архивист, военный археолог в одном лице. И это позволяет нам рассказывать о неизвестных или забытых страницах войны наиболее точно и объективно.

Эта история началась вполне буднично. К нам на базу, чтобы рассказать читателям о работе «Кубанского плацдарма» заехал корреспондент газеты «Черноморье сегодня» Лидия Чухраева.
В беседе с ней, была затронута тема действий авиации на туапсинском направлении. Журналист поведала семейную историю, услышанную от своего деда Пантелея Ивановича Неженцева, как в 1942 году на участке, где сейчас стоит их дом в хуторе Греческом, упал сбитый немецкий самолет «FW-189», который в военные годы метко окрестили «рамой».

Тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы кратко рассказать о самом Греческом. В начале ХХ века этот населённый пункт образовался благодаря железнодорожному разъезду: здесь однопутная железная дорога расходилась на небольшом участке на два пути, что позволяло разъехаться встречным поездам и эшелонам. Через Греческий также проходило шоссе Туапсе – Хадыженск, уходя к перевалам, где в 1942 году советские войска вели тяжелейшие оборонительные бои. Кроме того, сам Греческий и его окрестности были местом сосредоточения наших подразделений, складов продовольствия и боеприпасов, которые отправлялись на передовую. Именно поэтому в этом месте дороги наземные пересеклись с дорогами воздушными. Разъезд как важный военный транспортный узел был объектом пристального внимания люфтваффе. Совершая сотни авианалётов на Туапсе, враг нещадно бомбил и район Греческого. Люфтваффе противостояли наши лётчики истребители ВВСЧФ и 5-й воздушной армии, а также зенитные части.У разъезда, кроме стационарных зенитных постов, действовала 16-я отдельная железнодорожная батарея, которая в самый разгар боёв за Туапсе была подчинена Туапсинской военно-морской базе. Кроме тяжёлых орудий на железнодорожных платформах были установлены зенитные пулемёты и 45миллиметровые зенитные пушки-автоматы. Жаль, но роль 16 ОЖДБ в Туапсинской оборонительной отражена очень скупо, несмотря на то, что представления к наградам краснофлотцев и солдат батареи – яркие страницы подвигов воинов-артиллеристов. Но это тема для отдельного рассказа .А пока я слушал рассказ жительницы Греческого, как в 1942-м под горой рухнула сбитая «рама», покалечив несколько пасущихся на поляне артиллерийских лошадей. После того, как самолёт был осмотрен офицерами и сотрудниками НКВД и было изъято то, что представляло военный интерес, деду поручили захоронить немецких лётчиков, что он и сделал на краю поляны. Эта история не вызывала сомнений. Немного только смущало, что в рассказе фигурировало два немецких лётчика, а экипаж FW-189 – три человека. Впрочем, как оказалось потом, дед Лидии прекрасно разбирался в немецкой и нашей авиации.

Конечно, на момент осмотра на участке, где стоит дом Лидии, никакой разбитой «рамы» не было. Упавшие самолёты активно растаскивались жителями на металл, начиная ещё с военного времени. А помните советское прошлое? Пионеры тащили в школу всё, что можно было поднять. Так что в большинстве случаев поисковики на местах авиападений имеют лишь небольшие фрагменты самолётов. Но и по ним часто устанавливается судьба боевых машин и лётчиков.
Пока шли дожди и у нас не было возможности осмотреть земельный участок в Греческом, я начал документальную работу. Проверил заявки наших лётчиков. Выяснилось, что ни один пилот ни одного истребительного полка не заявлял победу над «рамой» в районе Греческого, зато в сведениях о боевой работе железнодорожной батареи под Туапсе попались строки: «Зенитчики батареи (…) над разъездом Греческий сбили немецкий самолёт-разведчик «Фокке-Вульф-189», пикирующий бомбардировщик «Ю-87», бомбардировщик «Ю-88» и повредили ещё 5 самолётов». А далее в документах по Туапсинскому оборонительному району (ТОР) 24 сентября 1942-го попалась запись о сбитой «раме», но ни обстоятельства, ни район не были указаны. Тем не менее уже имелась дата, с учётом которой можно было продолжить документальную работу, и она увенчалась успехом. Среди десятков наградных листов на солдат и офицеров 16 ОЖДБ я нашёл представление на награждение медалью «За боевые заслуги» младшего сержанта Шалагина Ф.Н. от 24 сентября 1942 года. В наградном листе значилось, что «24 сентября на ОП Греческий внезапно сделал налёт самолёт противника «Фокке-Вульф-189». В результате второго выстрела из орудия т. Шалагин прямым попаданием повредил мотор, самолёт упал в 300 метрах от фронта батареи». Кстати, один частично разорвавшийся зенитный 45-миллиметровый снаряд нам удалось найти у Греческого. Как знать, возможно, он был выпущен из орудия Шалагина… Оставалось подтвердить потерю самолёта по немецким документам, установить имена и количество экипажа. Записи люфтваффе дали уже предсказуемый результат. «24.09.42 г.FW189 номер самолёта 2141,бортовой номер 5F+LL, из состава 3.(H)/14 по неустановленным причинам не вернулся с выполнения боевого задания из района Туапсе. Экипаж в составе: Lt. Tredering E. и Lt. Mayerzu Bantrupp W. числится пропавшим без вести».

Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

А на следующий день выглянуло солнце, и мы отправились к Лидии и её мужу Сергею осмотреть приусадебный участок. И вот они – остатки самолёта разведчика FW-189. Их немного, но это уже вещественные доказательства. Место захоронения немецких лётчиков, а их было действительно двое (в вылете на бомбёжку не участвовал стрелок наблюдатель), в рассказе было указано точно. Но мы решили не заниматься эксгумацией. Я сообщил о захоронении руководителю Фольксбун да по ЮФО (организации, занимающейся перезахоронением и уходом за могилами военнослужащих, воевавших на стороне Вермахта), а нас в тот декабрьский день ждала разгадка ещё одного эпизода боёв в небе над Греческим. В разговоре Сергей и Лидия также поведали о воспоминаниях деда об упавшей в окрестностях Греческого в 1942 году «чайке», и почти точно указали место катастрофы. Поднявшись по склону горы, около каменных брустверов мы нашли много фрагментов самолётного дюраля, аккуратно порезанного на заготовки для солдатских поделок (в войну из листового самолётного дюраля бойцы пехоты мастерили портсигары, делали расчёски и ложки, дуршлаги и много всего). Стали искать само место падения, и через час на крутом склоне всё больше и больше нам начли попадаться детали и узлы самолёта. Вот и место падения было обнаружено. Вне всяких сомнений, это советский истребитель И-153 «чайка».

Фрагменты «чайки».

Но солнце уже падает за гору, пора возвращаться на базу. Поэтому забираем с собой то, что успели извлечь из земли. Если на найденных фрагментах будет номер, то мы сможем установить его принадлежность, выяснить, кто летал на этой машине и судьбу лётчика. Есть номер самолёта! Ещё пять минут и, благодаря наработанной за десятилетия документальной базе, мы знаем, что это за «чайка»: И-153 № 7426 с мотором М-62 № 2316 принадлежал 267-му истребительному авиационному полку. Но кто летал на нём, и когда был сбит самолёт? Помогают доклады и рапорты по ТОР, к сожалению, частично утраченные. Но их дополняет заявка немецкого лётчика-истребителя Крупински: «11.10.42 Ltn. W. Krupinski 6./ JG 52 (самолёт) I 153 (квадрат) 95 751 (Цыпка, Греческий) (высота) 200 m. (время) 5.37 (разница по Берлинскому времени составляет 1 час) Film C. 2035/IAnerk: X k.». А вот и обстоятельства воздушного боя, который начался над далёкой от места падения Котловиной, по нашим документам: «…11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск противника у Котловины атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолёты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери: убит м/лейт. Логинов, тяжело [? – неразб.] ранен мл. лейт. Чумичев. Самолёты разбиты 2». «Чайку» и останки младшего лейтенанта Логинова мы нашли ещё в 2016 году. Спустя годы лётчик вернулся на родину в Ижевск, где был отпет по христианскому обряду и с воинскими почестями захоронен. А младший лейтенант Чумичев, будучи тяжело ранен, покинул падающий самолёт с парашютом. Младшему лейтенанту Дмитрию Ивановичу Чумичеву осенью 42-го было всего 22 года. Излечившись после ранений, он вернулся в небо. Его ещё не раз ранят. Он станет кавалером двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны, двух орденов Александра Невского и закончит войну подполковником. Вот такие герои воевали в небе над Греческим… Мы пока не можем однозначно утверждать, что найденная в этот раз «чайка» именно Чумичева, хотя почти уверены в этом. Мы не вправе искажать и без того не дописанную военную историю. Дело в том, что осенью 2017 года за рекой у Греческого нами обнаружены обломки ещё одной «чайки». Но пока погодные условия мешают найти само место падения самолёта. Его номер дополнит и уточнит документальные страницы воздушных боёв над Туапсе. Кроме того, в описаниях действий 16 ОЖДБ у Греческого есть сведения о сбитом «юнкерсе-88», бомбардировщике. И по воспоминаниям деда Лидии, Ю-88 упал «вон на том хребте»… В наградных листах артиллеристов батареи значится, что командиру зенитной установки Борисову и наводчику Полищуку вручены награды за сбитый Ю-88. А люфтваффе подтверждает потерю «юнкерса» и четырёх членов экипажа в тот день. Так что «Кубанскому плацдарму» предстоит ещё много работы: найти «юнкерс», вторую «чайку», «ишачок», чтобы дополнить историю воздушных боёв в небе над Греческим.

Алексей КРИВОПУСТОВ,

«Кубанский плацдарм»