Евгений Юсов: железная дорога — моя история и жизнь

331

Завтра свой профессиональный праздник отмечают работники  железнодорожного транспорта. В начале минувшего века Армавир-Туапсинская железная дорога придала новый мощный толчок развитию нашего города и прилегающему  черноморскому региону. Градообразующим предприятием остаётся она для Туапсе и спустя сто с лишним лет. — Железные дороги начали служить людям во времена царской России, служили при социализме, служат ныне и, уверен, будут служить в эру космических технологий, — говорит почётный железнодорожник, ветеран локомотивного депо Евгений Иванович Юсов.

Ныне Е.И. Юсов на заслуженном отдыхе, но не мыслит свою жизнь без ставшего ему родным предприятия и с энтузиазмом ведёт работу в музее, где с большой любовью и заботой собрана богатая экспозиция по истории железной дороги в Туапсе.

На предложение написать зарисовку о нём дал согласие при условии, что это будет не столько рассказ о нём, сколько о людях, с которыми ему посчастливилось встретиться в жизни и работать.

Евгений  Иванович железнодорожник потомственный. Его дед по отцу, Дмитрий Алексеевич Юсов, до Великой Отечественной войны был начальником станции Свердловск-пассажирская. После освобождения Украины от гитлеровских захватчиков, его перевели на железнодорожную станцию в Киев.

На станции Красно-Уфимск Горьковской железной дороги начинал свою трудовую биографию его отец — Иван Дмитриевич Юсов. В 1937 году, приехав в Туапсе в гости к родне, он познакомился здесь со своей будущей супругой и перевёлся на работу на станцию Туапсе.

Был он человеком большой физической силы и мужества. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на «бронь» железнодорожника, добровольно пошёл на фронт, защищал Родину и после Победы вернулся в родное депо машинистом-инструктором.

А со временем локомотивное депо стало родным и для его сына. Евгений учился в железнодорожной школе № 61, ведомственно относившейся к железной дороге. Понятно, что и производственную практику учащиеся  проходили не где-нибудь, а в локомотивном депо.

В 1966 году, получив после практики корочки слесаря 3 разряда, вместе с другом Вовкой Никитенковым, Евгений пришёл сюда на работу. Здесь Юсова встретили приветливо и направили учеником слесаря в цех по ремонту электропоездов и тепловозов. Мастером в цеху тогда был Борис Павлович Романовский, а бригадиром, под чьё начало попал Евгений, Владимир Тихонович Гринюк, впоследствии ставший начальником депо и сыгравший значительную роль в судьбе Юсова. Именно эти люди на первом этапе помогли парню осознать какой важный шаг он для себя сделал, выбрав железную дорогу.

Железная дорога и сейчас — огромный и сложный организм. А в советское время это была, образно говоря, отдельная республика: со своим руководством, больницами, школами, детскими садами, клубами, сферой общественного питания и торговли.

В процессе учёбы Евгений понял, что в основе слаженной работы этого механизма лежит строгая дисциплина и, конечно же, высокий профессионализм.

Постигать азы профессии юношу учили легенды локомотивного депо: Григорий Иванович Верёвкин, Валентин Иванович Сотников, Анатолий Иванович Масляник и многие другие.

Они передавали молодым не только свои знания в части ремонта электромеханического оборудования, кузовного ремонта, регулировки и замены частей и деталей, но прививали ребятам ответственность и любовь к труду, учили их быть людьми.

В 1967 году в локомотивном депо был организован музей. Его основателями стали Виктор Никифорович Зяблицев, Лев Васильевич Гвоздёв и Дмитрий Михайлович Манец. Пройдут годы, и Евгений Юсов продолжит и приумножит начатое ими дело.

В 1968 году Евгения призвали на срочную службу в армию, по окончании которой он пошёл работать в цех эксплуатации помощником машиниста электропоезда. Тогда он понял, насколько важны для него ранее полученные знания. В цепи многих профессий машинист — последнее звено, который может и должен замечать и предотвращать малейшие недоработки, допущенные в ходе подготовки подвижного состава к эксплуатации. А потому ему нужны обширные знания по всем областям железнодорожного транспорта.

В тот период Евгению Ивановичу посчастливилось перенимать опыт у таких прославленных машинистов как Юрий Игнатьевич Хлыстов, Василий Дмитриевич Самойлин, Александр Иванович Скрипченко и Вадим Александрович Синявский.

Почти все, с кем в начале своей трудовой биографии приходилось работать Евгению Юсову, прошли войну, многие воевали в составе передовых частей. Но, как правило, наградами своими не хвастались, о подвигах не рассказывали. Это уже спустя годы, когда Евгений Иванович начал собирать материалы об этих людях для музея, много интересного открылось в их военном прошлом. К примеру, всегда скромный и немногословный В.Д. Самойлин на фронте был командиром разведгруппы, не раз ходил на десятки километров в немецкий тыл. В один из таких рейдов он со своими бойцами захватил сейф с секретными документами и доставил его в штаб. При этом не потерял ни одного из своих солдат. За этот подвиг Самойлин был удостоен ордена Славы. А второй орден Славы он получил за захват в плен гитлеровских офицеров.

В дни обороны Туапсе встал в ряды защитников города Александр Борисович Пигунов. Он был воспитанником детдома. В 1942-м, подростком, прибился к морякам. В 1943 году сначала втайне попал, а потом с согласия командира Цезаря Куникова воевал в составе десанта на Малой Земле. Прошёл войну, стал кавалером ордена Отечественной войны и медали «За отвагу».

Необычайно тёплые воспоминания и глубокую благодарность в душе Евгений Юсов хранит об общественном машинисте-инструкторе комсомольско-молодёжной колонны Вячеславе Стефановиче Картамышеве.

Комсомольско-молодёжная колонна в локомотивном депо была создана в 1966 году. Её основателем стал Константин Иванович Лобковский. У истоков движения в Туапсе были также Степан Фёдорович Шеверняев, Анзор Николаевич Жгенти, Василий Иванович Широких и другие. Они выступали инициаторами многих передовых и общественно-полезных дел: брали на себя повышенные обязательства по перевозке грузов, организовывали субботники, вели шефскую работу в школе, в детском саду и многое другое. Одним из лучших представителей той когорты был кавалер двух орденов Трудовой Славы В.С. Картамышев. Именно он, по мнению Евгения Ивановича, сделал из него настоящего машиниста. Картамышев обладал не только обширными знаниями и опытом, но ещё и талантом наставника. Был безгранично влюблён в свою профессию и прививал эту любовь молодым. Позже Юсов, уже будучи сам опытным машинистом, последним в истории локомотивного депо общественным машинистом-инструктором комсомольско-молодёжной колонны, понял, как тяжело учить других, шлифовать чужой характер, воспитывать мастеров.

Под началом В.С. Картамышева Юсов работал четыре года. А с 1976 года Евгений Иванович начал водить электровозы самостоятельно, и с того времени работал машинистом вплоть до 1994 года.

Он был свидетелем расцвета и обновления на железной дороге, рекордных перевозок и внедрения белорусского метода. А в 90-е годы глубоко переживал из-за развала и массового оттока из депо ценных кадров.

В 1994 году Евгений Иванович перешёл в машинисты-инструкторы, а через два года начальник локомотивного депо В.Т. Гринюк предложил ему должность своего заместителя по эксплуатации. То было трудное время для железнодорожного транспорта по всей стране. Работы не было, зарплаты низкие и с большими задержками. В конце 90-х на потребность графика в 160 поездных бригад в локомотивном депо Туапсе их насчитывалось всего 90.

С конца 1999 года потребности в железнодорожных перевозках начали резко возрастать, и машинистам приходилось работать буквально на износ. На помощь туапсинцам, пока они готовили свои молодые кадры, тогда пришли коллеги из Москвы, Дагестана, Сибири.

С 2004 Евгений Иванович Юсов перешёл на работу в профком, а ещё через год возглавил районный профсоюз железнодорожников.

С 2012 года свободное время, силы и свои душевные порывы Е.И.  Юсов посвящает музею истории эксплуатационного локомотивного депо. За последние годы музей значительно преобразился, пополнился материалами. Именно на него возлагаются большие задачи по воспитанию молодёжи. Здесь ведётся большая патриотическая и профориентационная работа.

В преддверии профессионального праздника поздравляем и желаем успехов в труде всем представителям славной семьи работников железнодорожного транспорта. А нашему собеседнику —  ветерану локомотивного депо Евгению Юсову — крепкого здоровья и долгих плодотворных лет.

Лидия НИКОЛАЕВА