На железных дорогах ковался железный характер 

69

В военной биографии ветерана Великой Отечественной войны Матвея Леонтьевича Маширенко не было стремительных атак на вражеские позиции, упорных оборонительных боёв, не было остроты опасности,
что присуща жизни на передовой. За все годы войны он ни разу не держал в руках оружия, не сделал ни одного выстрела по врагу.
Но вклад ветерана в Победу неоспорим, как и вклад тысяч и миллионов советских людей, приближавших 9 мая 1945 года в тылу.

Матвей Леонтьевич Маширенко в годы войны был железнодорожником. За плечами воинов-железнодорожников великий подвиг: 20 миллионов вагонов со снарядами, боевой техникой, ранеными, продовольствием. Сейчас посчитано, что если эту бесконечную цепочку связать, то она 4 раза обернёт земной шар по экватору. Руками строителей-железнодорожников восстановлено земляное полотно такой длины, которая в 15 раз превышает расстояние от Москвы до Владивостока. Машинисты, стрелочники, монтёры пути, слесари депо… Они навсегда остались в нашей памяти победителями.
С весны 1944 года по май 1945 года победный путь от Кишинёва до Бреста и далее до Варшавы прошёл и сибиряк Матвей Леонтьевич Маширенко.
До войны он успел закончить 7 классов в Абакане, куда его родители переехали из села Малый Башкир Краснотуранского района Красноярского края. Отец Матвея воевал на полях Первой мировой войны, затем в Гражданскую боролся за Советскую власть в рядах Красной Армии. Довелось воевать ему и в финскую. А в 1941-м он ушёл бить фашиста, дошёл до Берлина и был ранен в боях за вражескую столицу. Двое старших братьев Матвея служили в годы Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке. Матвей же выучился на слесаря по ремонту паровозов и работал в железнодорожном депо станции Абакан.
Весной 1944 года ему сообщили, что из отделения железной дороги поступил звонок, начальство вызывает на помощь ремонтникам в Красноярск. Спешить надо, состав отходит через час.
Едва успев забежать домой за документами, толком не поев и не собравшись в дорогу, юноша поспешил на поезд.
Прибыв через несколько часов к месту назначения, он узнал, что его отправляют на помощь ремонтникам в прифронтовую полосу. При этом в отделении дороги обратили внимание на болезненный цвет лица парня (Матвей болел малярией) и посоветовали сказать об этом медикам, чтобы получить освобождение от службы. Но Матвей отказался от такого предложения, и на следующий день был в списке новобранцев.
От Красноярска до Кишинёва ехали целый месяц, пропуская поезда с боеприпасами и военной техникой для фронта, и с ранеными, направлявшимися в глубокий тыл. За то время он, наверное, умер бы с голоду. Все, кто ехали с ним в товарном вагоне, зная, что предстоит дальний путь, запаслись и продуктами, и тёплой одеждой. Только Матвей отправился с пакетом документов и двумя сотнями рублей, которые ему успела в день отправки передать старшая сестра. За эти деньги он купил два ведра картошки, благодаря чему и выжил.
В Кишинёве Матвея определили в отряд по ремонту паровозов. Встретив там земляка, Матвей по его совету перевёлся в бригаду электриков. Но работу ему приходилось выполнять всё равно самую разную: сваривать рельсы, восстанавливать паровозные котлы и многое другое. Их состав двигался вдоль фронта с юга на север в направлении Бреста, часто попадая под вражеские артобстрелы и налёты немецкой авиации.
В один из дней Матвей проснулся утром и услышал за стенами вагона необычный шум и крики. Выбежал узнать. Оказалось, ночью их состав попал под бомбёжку. Погибло много людей, вагоны впереди и позади их теплушки стояли разбитые, сгоревшие. А он ничего этого не слышал. Накануне мёртвецки устал и после трудового дня уснул так, что не проснулся даже от взрывов бомб, и только по счастливой случайности остался жив.
Долгожданную весть о победе Матвей Леонтьевич встретил в Варшаве. После войны вернулся на родину, закончил в Красноярске железнодорожный техникум и устроился работать на турбинный завод в Свердловске. К тому времени он уже вступил в члены КПСС. Однажды на общезаводском собрании как сознательный коммунист поднял проблему качества обработки литья. Его выступление не осталось незамеченным для руководства. Вскоре молодого мастера цеха вызвали в обком партии и предложили занять должность инструктора. Отговорки не принимались. Так Матвей Леонтьевич включился в работу по партийной линии. После 10 лет в должности инструктора обкома КПСС ещё 15 лет работал в госконтроле куратором военных заводов.
Заочно закончил Свердловский политех. На заслуженный отдых уходил из НИИ тяжёлого машиностроения, где работал начальником отдела.
Несмотря на высокие должности, оставался простым в общении с людьми, скромным и вместе с тем требовательным к себе.
Личная жизнь для Матвея Леонтьевича не всегда складывалась удачно. Он был несколько раз женат. С нынешней своей женой, Ларисой Петровной, связал судьбу в 2004 году, в драматическое для него время. В 2007 году супруги решились на переезд в Туапсе. Жизнь выровнялась.

М.Л. Маширенко в кругу близких

Матвей Леонтьевич окружён заботой и вниманием близких людей. Жаль, годы берут своё. Здоровье подводит.
А посему пожелаем ветерану Великой Отечественной бодрости и долголетия. Пусть опорой ему будет железный характер, выкованный в годы войны.

Лидия НИКОЛАЕВА