Писать об этом человеке — дело неблагодарное. Ведь сколько фактов из его богатой биографии ни приводи, скольких красивых эпитетов ни используй, а всё равно полный портрет героя твоего повествования вряд ли получится. Настолько многогранная, яркая, колоритная, неординарная это личность — Почётный гражданин Туапсинского района Иван Григорьевич Шурыгин.
Встретиться для беседы договорились в здании районной администрации. И не случайно. Ведь именно И.Г. Шурыгин, будучи председателем райисполкома, сумел «пробить» его строительство. А до этого исполкомовцы ютились в двухэтажке, оставшейся ещё со времен знаменитой Варваринки. Но годы не пощадили старое здание, оно было на грани разрушения. Правда, при предыдущем председателе Вартаняне его немного подремонтировали: стянули стены швеллерами. Но к восьмидесятым годам прошлого столетия оно устарело не только физически, но и морально. Так на его месте и возникло это прекрасное современное сооружение.
— Приятно видеть, как сегодня новое руководство района по-хозяйски следит за ним. Хорошеют кабинеты, холлы, во дворе появились красивые клумбы, — с удовлетворением отмечает Иван Григорьевич.
В малом зале заседаний, где и состоялся наш разговор, И.Г. Шурыгин сел на место в центре президиума, которое сегодня занимает глава Туапсинского района В.В. Кошель во время аппаратных совещаний и заседаний районного Совета. Именно это место, будучи председателем райисполкома, занимал и он, проводя планёрки.
— Вы знаете, я сейчас в свободное от работы время пишу мемуары. Думаю назвать их «40 лет на планёрках». Ведь на планёрках решались все важнейшие вопросы.
Насколько эффективным был для Шурыгина метод решения вопросов, именуемый планёркой, мы сегодня можем судить по общему перечню дел, вписанных в его актив.
— Стулья только другие, да герб страны уже не тот, — продолжает делиться впечатлениями Иван Григорьевич. — А в остальном всё знакомо, всё так же.
К сказанному юбиляром можно добавить, что и задачи у нынешней власти района остались те же: делать всё возможное для улучшения жизни людей.
Настрой на созидание присущ и нынешнему главе района. Потому-то Виктор Васильевич Кошель всегда рад общению с Шурыгиным. И даже в минуты предельной занятости он обязательно уделит время бывшему председателю райисполкома, опыт которого является для него ценнейшим подспорьем в работе.
Вклад И.Г. Шурыгина в развитие Туапсинского района велик. Невозможно перечислить всё, что было им сделано в этом направлении за 12 лет, с 1975-го по 1987 годы, когда он работал сначала заместителем, а потом и председателем райисполкома.
— В эти годы я прошёл такую школу, что позавидовать может каждый, — говорит Иван Григорьевич. — Ведь в те годы, несмотря на то, что страна наша «двигалась семимильными шагами к коммунизму», многие посёлки района не имели электроэнергии. Не говоря уже об острейшей нехватке жилья. В сёлах электричество вырабатывали дизельные электростанции, которые в 22 часа отключали. А люди уже обзавелись холодильниками, телевизорами…
Тогда-то председатель и поставил перед собой первостепенную задачу — электрифицировать район. Твёрдость, целеустремленность районного руководителя помогли добиться понимания и участия краевого начальства. Тогдашний директор «Краснодарсельэлектросетей» бросил большие силы и средства на создание разветвлённой электропроводящей сети в Туапсинском районе.
— Не за красивые ведь глазки, — хитро улыбается Иван Григорьевич. — Мы предоставили его предприятию участок земли на побережье, где был построен пионерский лагерь «Горизонт». И делегатом на краевую партконференцию его избрали.
Тогда Туапсинский район опередил все районы края в деле электрификации. А раз появилось электричество, стало возможным решать проблемы водоснабжения, очистных сооружений и, конечно, дальнейшего развития курорта, строительства здравниц.
В те годы в районе было пробурено более семидесяти скважин, построены водозаборы, более 150 тысяч квадратных метров жилья.
Именно при Шурыгине и по его инициативе была построена Шаумянская больница. Сегодня это одно из лучших лечебных учреждений в крае. А официально, по документам, его прекрасное двухэтажное здание значилось как «пристройка к терапевтическому корпусу». Сам-то корпус представлял собой старый барак, возведённый немецкими пленными.
И данный факт тоже является ярким свидетельством того, что руководителю Шурыгину под силу решать даже те задачи, которые одними лишь должностными полномочиями сдвинуть с мёртвой точки невозможно.
Где бы ни работал Иван Шурыгин, везде оставлял о себе добрую память в виде зримых результатов своего трудового усердия. Не зря ведь его — руководителя Туапсинской нефтеперерабатывающей базы в 1970 году правительство страны наградило орденом «Знак Почёта». И не случайно из южного провинциального города перевели на работу в северную столицу — Ленинград начальником управления нефтеснаба, где он возглавлял 16-тысячный коллектив.
Но суровый северный климат неблагоприятно сказывался на здоровье жены. Так Иван Григорьевич Шурыгин вернулся в ставший когда-то родным город Туапсе. И вскоре начался, пожалуй, самый яркий период в его трудовой биографии — работа в райисполкоме.
Рассказывая о себе, он всякий раз начинает с этой страницы истории своей жизни. И кажется, нет конца перечню «добрых дел» Ивана Шурыгина. Построены школы в Кривенковском, Шепси, Терзияне, Молдовановке. Начато строительство джубгской школы. Закончена первая очередь «Орлёнка», начата вторая. Запроектированы здравница «Югра» и пансионат «Молния». Построены пансионаты «Маяк», «Юбилейный», «Золотой колос», «Геолог», «Химик», «Прибой».
И в сельском хозяйстве в те годы были достигнуты высокие результаты. Ведь по нормам Минздрава на стол отдыхающих должно было попасть 10 тысяч тонн плодов. Хозяйства района получали их до 16,5 тысячи тонн, до 3,5 тысячи тонн выращивали овощей!
Да, есть чем гордиться Шурыгину. Но это не тот человек, которому уютно в одиночестве почивать на лаврах. Всякий раз, вспоминая очередную свою личную победу, он непременно называет тех, с кем добивался результата.
— В жизни мне везло. Меня всегда окружали хорошие люди, настроенные на созидание. Я благодарен судьбе за то, что где бы я ни работал, везде складывался работоспособный, высокоорганизованный коллектив.
Так и хочется на это возразить: «Да не вам, а тем, кто с вами работал, больше повезло. Ведь и настроить на созидание кто-то должен, и работоспособный, высокоорганизованный коллектив не сам собой складывается». И, может быть, во многом благодаря тому, что довелось трудиться рядом с Шурыгиным, так громко и зазвучали имена многих из тех, кого он записывает в соавторы своих дел: В.В. Горбатенко, В.Г. Резонтов, С.В. Арутюнян, М.Н. Палкин, В.В. Волнистов, К.Ф. Куемжиев, Б.Г. Чернышов, З.К. Аведисян, И.И. Иноземцев, В.В. Кошель, П.И. Малинка, Р.А. Шхалахов, В.А. Назаренко, Н.В. Босенко, Н.Н. Чучварина, М.В. Дрёмов, К.А. Чакрян, В.Б. Чемоданов, Г.А. Бабенко и многие другие.
Иван Григорьевич благодарен судьбе за то, что ему пришлось работать с такими людьми, как С.Ф. Медунов, первый секретарь краевого комитета партии, а также секретарями горкома и райкома партии: Я.Г. Швыдковым, К.Ф. Самушковой, Л.М. Лобановой, Е.С. Афанасьевой, Н.П. Бобченко, Ю.Н. Шулеповым, Ю.П. Заика.
А ещё юбиляр благодарит судьбу за то, что ему — мальчишке войны удалось пройти путь от рабочего до начальника крупнейшего предприятия, получить бесплатное образование, закончить школу рабочей молодёжи, институт, аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию.
— В любой другой стране я этого не достиг бы. Моё поколение было пропитано идеями комсомола, следовало десяти заповедям строителя коммунизма. Мы этим жили.
Иван Григорьевич Шурыгин и сейчас живет принципами, заложенными той идеологией и проверенными временем, являясь членом краевого общественно-патриотического движения «Отечество» (Кондратенко).
Когда мы вышли из здания администрации, И.Г. Шурыгин указал на голубые ели и пальмы, растущие во дворе:
— Ели мы привезли из Нальчика, пальмы из Сочи. Хотелось, чтобы деревьями была представлена как российская, так и наша южная природа.
И в этом тоже проявление одной из черт характера Шурыгина. Ему не безразлично, в каком состоянии находится среда нашего обитания. Долгие годы возглавлявший общество охраны природы, он не мог смириться с тем, что в лихую перестроечную годину оно, как и многое другое в стране, кануло в Лету. Со своими единомышленниками Шурыгин создаёт общественный экологический совет.
Этим летом Иван Григорьевич Шурыгин передал руководство пансионатом отдыха и лечения родителей и детей «Маяк» главному инженеру. Принимал здравницу разваливавшейся, сдал — крепкой и цветущей. За годы руководства он здесь создал дендропарк, экологическую тропу с информационно-справочным материалом, музей охраны природы, планетарий.
— Я ведь не совсем ушёл из «Маяка», сейчас работаю заместителем директора, — поясняет Иван Григорьевич. — А всё для того, чтобы больше времени уделить осуществлению мечты — созданию на базе пансионата Центра экологического образования. Остаток жизни своей хочу посвятить экологии.
А ещё Иван Григорьевич надеется, что у него теперь появится больше времени для садово-огородных дел и общения с семьей.
— Если бы не жена, я бы столько не сделал, — признается Шурыгин. — Людмила Сергеевна уникальный человек. Готова бросить всё и помогать терпящему бедствие. Всю нашу совместную жизнь на её плечах была забота о семье, воспитании детей.
Дети Шурыгиных уже давно сами состоялись как прекрасные специалисты и достойные граждане. Дочь Елена Ивановна Ковалёва — директор кинотеатра «Россия», сын Сергей Иванович, закончив инженерно-строительный институт, трудится в пансионате «Маяк». И внуки уже выросли: Маша и Поля, а также продолжатель рода Шурыгиных Иван.
Тут было бы уместным сказать словами героя известного фильма: «Что ещё человеку нужно, чтобы достойно встретить старость?». Но не в случае с Иваном Григорьевичем Шурыгиным, который девизом своей жизни избрал слова поэта Сальмана: «День, прожитый без пользы Отчизне, я вычеркиваю напрочь из жизни».
Фёдор ГРЕКОВ,
«Черноморье сегодня», 2003 г., № 78