Жизнь моя — кинематограф — чёрно-белое кино

13

Сегодня отечественному кино исполняется 100 лет. 27 августа 1919 года был подписан декрет о национализации кинематографа. Это праздник всех, кто причастен к искусству создания «величайшего из искусств». Но в полной мере можно считать, что это также праздник и всех зрителей, искренних почитателей и ценителей кино, с вожделением заполняющих кинозалы или ожидающих у экранов телевизоров начала фильма. Ведь как в первый день своего рождения, так и доныне кино не утратило свою волшебную силу.

За сотню лет кинематограф пережил огромные преобразования. На смену фонарю братьев Люмьер пришли новые сверхчувствительные цифровые камеры и кинооборудование, позволяющее смотреть фильмы в высоком разрешении и 3D-формате.
В наши дни услышать стрёкот работающего плёночного кинопроектора — всё равно что на машине времени перенестись в далёкое прошлое, встретиться с людьми, давно ушедшими за грань бытия.
Тем ценнее, что именно у нас в Туапсинском районе не просто сохранено, но и до сего дня работает такое оборудование, даря зрителям бесценные моменты наслаждения искусством кино. А заслуга в том принадлежит скромному работнику пансионата «Прибой» электромеханику Владимиру Сергеевичу Фадееву.
В будущем году ему исполнится 70 лет. Из них 52 года посвящены работе в сфере кино. За многолетний и добросовестный труд он удостоен знака «Отличник кинематографии СССР», Почётной грамоты Госкино СССР, награждён многими грамотами регионального министерства культуры.
Узнав о визите журналистов, Владимир Сергеевич радушно встречает нас на проходной здравницы и провожает в святая святых — аппаратную. Несколько десятков крутых ступеней вверх (теперь понятно, как в столь солидном возрасте нашему новому другу удаётся сохранять прекрасную физическую форму). Здесь верой-правдой служат людям чудом уцелевшие киноустановки. Им более чем по 40 лет, но благодаря заботам и трепетному уходу мастера — они в идеальном состоянии. Более того, Владимир Сергеевич сумел адаптировать их под современную лазерную звуковую систему, что обеспечивает стереозвучание в зрительном зале.

Выбор профессии киномеханика для Владимира Сергеевича был отчасти осознанным, а отчасти и случайным. В далёкие годы детства Владимира Фадеева в школе посёлка Джубга активно действовал фотокружок, где дети получали дополнительные знания по физике, химии, а также основы кинодела. Под влиянием тех занятий Владимир принял решение поступать после школы в Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева. Только конкурс в вуз был очень большим, и Фадеев его не прошёл. Вернулся в родную Джубгу, устроился киномехаником. И так ему эта работа пришлась по душе, так он ею увлёкся, что за короткое время до призыва в армию успел сдать экзамены на третью категорию.
В 1970 году, демобилизовавшись со службы в вооружённых силах, парень вернулся на прежнее место работы и уже осознанно стал постигать все тонкости профессии, повысил мастерство до 2-й категории, а потом и до 1-й, успешно окончил по специальности киновидеодело Ростовский кинотехникум.
Молодой, энергичный, инициативный, Владимир Фадеев был оценён своим руководством и его назначили директором киноустановок Джубгского «куста».

В советские годы киноотрасль была мощным звеном в экономике, приносила в бюджет Туапсинского района полтора миллиона рублей. Чтобы понять весомость подобного вклада, достаточно сказать, что этих денег хватало на обеспечение учреждений сразу в двух таких затратных социальных сферах, как образование и медицина.
Только Джубгский «куст» насчитывал 25 кинотеатров, вместимость некоторых превышала 1000 мест. Кино в советское время любили, на него ходили семьями. Невысокая стоимость билетов — от 5 до 45 копеек за сеанс — обеспечивала практически стопроцентную заполняемость кинозалов.
Так что хлопот у Владимира Сергеевича всегда было под завязку. Он отвечал за работу кинооборудования, выбивал деньги на новую аппаратуру, монтировал её, вёл заказ кинофильмов и осуществлял их доставку по кинотеатрам и клубам.
Основную работу успешно совмещал с общественной, на протяжении нескольких созывов избирался депутатом райсовета, был членом народного контроля и наставником для молодых коллег.

Так, в круговерти забот, пролетели годы. На смену им пришла постперестроечная пора. В моду вошли видеосалоны и дискотеки. А потом в отрасли начался развал. Вслед за экономикой захирела киносеть. Вместо деловых людей в её руководстве оказались рвачи и деляги, стремившиеся только к личному обогащению. Под нож уходили десятки дорогостоящих киноустановок.
Видя это, у Владимира Фадеева сердце кровью обливалось.
Помешать произволу он не мог, но и видеть тоже.
Он оставил занимаемую должность, продолжая работать рядовым электромонтёром в пансионате «Прибой». Там районная киносеть арендовала зал и стояла парочка прекрасных киноустановок производства Ленинградского оптико-механического завода.
Когда сверху пришла директива и эти установки пустить в металлолом, Фадеев стал грудью на их защиту. Заручившись поддержкой руководства здравницы, отстоял, сберёг для будущих поколений аппаратуру, позволяющую зрителю совершать своеобразный вояж во времени.
Ныне в производстве киноплёнки на смену нитроцеллулоиду и триацетату пришёл лавсан — негорючий и прочный, сохраняющий качество изображения в процессе эксплуатации.
По словам Владимира Сергеевича, единственное слабое место в процессе демонстрации — лампы, время от времени выходящие из строя. Но пока есть запас, в кинозале пансионата «Прибой» аккуратно трижды на заезд крутят старое доброе кино: комедии Леонида Гайдая, сборники мультфильмов, классику приключений и другое.
В юбилей кино остаётся поблагодарить ветерана киноотрасли Владимира Сергеевича Фадеева за преданность профессии и пожелать, чтобы кино его жизни никогда не кончалось.

Лидия НИКОЛАЕВА