ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ КУРЬЕРЫ

3

Тридцатилетний хипстер Серёжа в своей квартире работает над компьютерной программой. С неизвестного телефонного номера ему сообщают о посылке, которую сейчас принесёт курьер. «Да, я дома, приходите», – говорит Серёжа, и тут же в прихожей звенит звонок.
Курьеров почему-то трое. Против воли хозяина они заходят в квартиру, рассаживаются, начинают отвлечённые разговоры и не спешат отдавать пакет. Кто они? Грабители? Сумасшедшие? Пришельцы из параллельной реальности? Ангелы? Что им здесь надо? Чем больше они о себе рассказывают, тем запутаннее кажется история. Вернувшаяся домой Серёжина жена, кажется, сразу понимает, что к чему. Только один Серёжа не может взять в толк, что происходит в его доме.

«Серёжа очень тупой». Так называется пьеса Дмитрия Данилина, которую поставил режиссёр Владимир Золотарь и Творческая лаборатория Государственного театра наций вместе с артистами Туапсинского ТЮЗа. Это не полноценный спектакль, а так называемый спектакль-эскиз. Почти без декораций и костюмов, сроки подготовки – не за месяц-два-три, как обычно, а всего за несколько дней. Актёрам разрешается сбиваться и подглядывать в текст.
– Это очень интересная методика, – рассказал нам организатор лаборатории Олег Лоевский до начала представления. – Своеобразный тренинг, дающий артистам возможность по-другому ощутить себя. Что-то вроде курсов повышения квалификации. Недавно мы ставили эскизы в Тегеране, Берлине, Бухаресте. Работа с туапсинскими артистами проходит в рамках джазового фестиваля Игоря Бутмана в Сочи. А вообще, программа Театра наций ставит своей задачей помощь театрам малых городов России. Руководитель Театра наций Евгений Миронов в своё время убедил руководство страны в необходимости таких вещей.
Отметим, что Олег Лоевский с коллегами уже делал эскизы в Туапсинском ТЮЗе. Это было в 2011 году, тогда были поставлены три пьесы. Олег Соломонович сказал нам, что прекрасно помнит тот приезд в Туапсе:
– С тех пор утекло много воды, поменялись режиссёры и часть труппы. Тогдашняя лаборатория оставила у меня самые приятные впечатления. Мы следим за творчеством режиссёров, которые раньше работали в туапсинском театре. Надеюсь, что в этот раз наш опыт будет удачным.
Работа представлена не на сцене ТЮЗа, а в его фойе, рядом с гардеробом. Несколько непривычная атмосфера (а в фойе ТЮЗа ещё ведь и стены стеклянные) вовсе не помешала зрительскому восприятию. Действие захватило моментально. Тому способствовало и непредсказуемое развитие сюжета, и то, какие характеры получились у создателей спектакля.
Три курьера – типические представители нынешних россиян: 60-летний, «советской закалки» (Павел Захарченко), 40-летний, взрослевший «на стыке эпох» (Виктор Ардашев) и «младой, незнакомый» 20-летний (Олег Родин). Супружеская пара – прекрасно известные типажи нового времени – представители современного общества потребления.
После показа эскиза состоялось его обсуждение со зрителями – это непременный пункт программы для лаборатории Лоевского. Зрители оказались довольно активными. Примечательно, что среди них было несколько театральных профессионалов, которые приехали отдохнуть на море, а в театр пришли как обычная публика.
Мнения были разные. Кто-то говорил, что пьеса не представляет из себя чего-то выдающегося, но исполнена интересно, кто-то указывал на проглядывающие в сшитой одёжке белые нитки, кто-то пытался дать свою, отличную от режиссёрской трактовку. Но многие критики сходились во мнении, что, во-первых, актёры показали высокий уровень и, во-вторых, работа скорее похожа на готовый спектакль, чем на просто набросок.
– Хочу поблагодарить артистов за стойкость и мужество, – сказал в заключение обсуждения режиссёр Владимир Золотарь. – Дело в том, что параллельно с эскизом в театре шла подготовка к премьере. Для артистов сложилась ситуация в принципе невыносимая, но они, как ни странно, выдюжили. Спасибо им и за профессионализм, и за приятное общение.
Лаборатория Театра наций работает в основном с современной драматургией. Дмитрий Данилин – недавно заявивший о себе, можно сказать, «модный» драматург. Его пьесы уже поставлены в разных театрах и переведены на другие языки. Режиссёр Владимир Золотарь также хорошо известен в театральном мире, обладатель премии «Золотая маска».

Какова будет дальнейшая судьба спектакля – решать театру. Как сказал Олег Лоевский, пьесу про тупого Серёжу можно забыть, как страшный сон, а можно «довести до ума» и включить в свой репертуар.

Владимир БЕЛЯЕВ