Сегодня российские военные моряки отмечают праздник — День военно-морского флота. Среди тех, кто своим мужеством, талантом и верностью службе прославил российский флот много славных имён.
Одно из них — имя видного советского флотоводца, адмирала, кандидата военно-морских наук, депутата Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов, лауреата Ленинской премии в области наук за создание специальной информационной космической системы Николая Николаевича Амелько. О своём знакомстве с Николаем Николаевичем, о характере этого человека и впечатлениях от разговоров с легендой советского флота вспоминает житель Туапсе Хорен Авакович Есаян.
В 1973 году Хорен Есаян работал директором Дома культуры в колхозе имении Кирова Гульрипшского района Абхазии и возглавлял партийную организацию хозяйства.
В один из дней в конце года он и председатель колхоза поехали в сухумский аэропорт для встречи высокопоставленного гостя. Им оказался адмирал Николай Николаевич Амелько, в то время занимавший пост заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР по противолодочным силам — начальник противолодочных сил ВМФ.
Он вышел из приземлившегося военного самолёта, одетый в гражданскую одежду. Представившись гостю, хозяева пригласили его за щедро накрытый стол. «С корабля — на бал», — пошутил Николай Николаевич. За столом шла оживлённая беседа, после чего гостя сопроводили в Сухуми в санаторий Министерства обороны СССР.
Прощаясь, адмирал пригласил своих новых знакомых вечером собраться у него в номере. Собираясь на эту встречу, Хорен Авакович захватил домашнего приготовления цыплят «тапака» и «туршу», лимоны и, конечно, армянский коньяк.
За столом адмирал задавал много вопросов о колхозе: чем занимается хозяйство, как живут люди. И сам интересно отвечал на вопросы гостей: о перспективах развития авианосного флота и многом другом. Расстались собеседники только к полуночи.
На следующий день общение продолжилось. В этот раз Николай Николаевич рассказал о своей молодости, об участии в Великой Отечественной и службе военного моряка в послевоенное время.
В детстве Николая Николаевича Амелько ничто не указывало на то, какие важные и опасные дороги ему уготованы жизнью, какие ответственные посты занимать и судьбоносные решения принимать ему придётся. Родители работали в больнице на Васильевском острове Петербурга. Но мать рано умерла, и отец, из-за бедности, отправил маленького Колю к родне в Белоруссию. Приехал мальчик в Ленинград в 1924 году, окончил шесть классов и пошёл работать на писчебумажную фабрику, одновременно обучаясь в школе ФЗО при ней.
На флот Николай попал в 1931 году. А в 1936 закончил военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был назначен помощником начальника морского отделения разведуправления РККА в Москве. Но в 1938-м был несправедливо обвинён в пропаже секретных документов и сослан в лагеря. К счастью, правда возобладала, Николая Николаевича оправдали. В марте 1939 года он вернулся и проходил службу на Балтийском флоте. Участвовал в советско-финской войне.
Великую Отечественную встретил на Балтике в должности командира учебного судна «Ленинградсовет», переоборудованного в плавбазу дивизиона катерных тральщиков. Предчувствуя угрозу войны с Германией, старший лейтенант Амелько с присущей ему энергией и ответственностью готовил корабль и личный состав к выполнению боевых задач. Морская выучка матросов и старшин росла из месяца в месяц. Они овладевали смежными специальностями, учились устранять серьёзные неисправности. Учился и сам Николай Николаевич, формировал свой характер и командирские качества, добивался не только точности и согласованных действий каждого, но и твёрдой веры всего экипажа в умение и талант командира. В дальнейшем это послужило хорошим фундаментом для становления Николая Николаевича Амелько как флотоводца.
В конце августа 1941 года его корабль участвовал в трагическом Таллинском переходе. В те дни Н.Н. Амелько проявил исключительное личное мужество и мастерство военного моряка. Эвакуируя на борту корабля несколько сотен бойцов и мирных жителей Таллина, командир грамотно и умело управлял кораблём, имевшим очень слабое вооружение. Непрерывно маневрируя в узком протраленном проходе, уклоняясь от атак немецких бомбардировщиков, он на свой риск провёл корабль через зону минных заграждений под обстрелом немецкой артиллерии. Более того, в тех опасных условиях экипаж «Ленинградсовета» подобрал и спас около 300 человек с погибших кораблей, доставив всех благополучно в Кронштадт. За этот прорыв Амелько был награждён своим первым орденом Красного Знамени. А всего таких орденов на груди адмирала было три.
В дальнейшем Николай Амелько участвовал в обороне Ленинграда, отвечал за проход конвоев через Финский залив. В 1944 году участвовал в Бьёркской десантной операции, во время которой его корабль выдержал морской бой с целым отрядом немецких и финских кораблей.
Родина высоко оценила заслуги мужественного моряка. В годы войны он награждён орденами Отечественной войны, Красной Звезды и Нахимова II степени, медалью «За оборону Ленинграда».
После победы для Николая Николаевича война не закончилась. Ещё долгих четыре года велась тяжёлая и опасная работа по очистке от мин основных балтийских фарватеров. Амелько по-прежнему был в море среди моряков на тральщиках и зарекомендовал себя умелым руководителем минного траления. Он вносит ряд рационализаторских предложений по совершенствованию системы траления, которые с успехом были внедрены на кораблях. В результате чёткой организации и слаженности сил бригада провела траление выделенных ей районов на 45 суток раньше установленного срока.
В полной мере талант Н.Н. Амелько как командира раскрылся в послевоенное время. Он прошёл путь от начальника штаба бригады Балтийского флота до командующего Тихоокеанским флотом, а затем до заместителя командующего ВМФ СССР. Под его командованием Тихоокеанский флот принял первые атомные подводные лодки, организовал их боевую службу и постоянное нахождение кораблей флота в Индийском океане.
Вся жизнь Николая Николаевича Амелько — свидетельство нравственной красоты и порядочности. Он был человеком, не только знающим своё дело, влюбленным в море и флот, но и прекрасно разбирающимся в литературе, искусстве, во многих областях науки и техники, в вопросах перспективных технологий. В жизни он — властный и доступный, грозный и весёлый. В высокопоставленном обществе был подчёркнуто изыскан и дипломатичен. И наоборот, был простым в общении с подчинёнными, заботился о них, относился к людям с уважением и вниманием.
Ему многие писали, советовались, просили помощи. У адмирала для всех находились тёплые слова и добрый совет. Вот и с Х.А. Есаяном у Амелько сложились очень хорошие отношения. Прощались они очень тепло. Вскоре после этого, приехав в Москву, Хорен Авакович позвонил адмиралу и попросил узнать о судьбе торпедных катеров под названием «Комсомолец Абхазии», деньги на постройку которых собрали труженики тыла в годы войны. По возвращении домой Есаян получил письмо от адмирала с ответом на бланке депутата Верховного Совета СССР.
Опыт стратега и волевые качества адмирала Н.Н. Амелько были востребованы многие годы. В марте 1978 года он стал заместителем начальник Генштаба ВС СССР по военно-морскому флоту. В 1980 году был удостоен Ленинской премии за участие в создании специальной космической системы, а в 1981 году награждён вторым флотоводческим орденом Нахимова I степени.
Уволился с действительной службы Николай Николаевич в 1987 году, посвятив службе более 56 лет. Но и после этого продолжал активную международную общественную работу, писал мемуары, вёл научную деятельность.
За свою долгую службу в Вооружённых Силах адмирал награждён 15 боевыми орденами и многими медалями. В 2002 году Президент России В. В. Путин вручил ему Благодарственную грамоту «За заслуги перед Отечеством».
Умер выдающийся адмирал в июне 2007 года. Но дело всей его жизни — военно-морской флот, ныне в надёжных руках российских военных моряков, его судьбу — защиту Отчизны — продолжает молодое поколение россиян.
Публикацию с использованием книги Х.А. Есаяна «Моя семья» и материалов из открытых источников в Интернете подготовила Лидия НИКОЛАЕВА