Пианистка Мария Кальянова, лауреат международных конкурсов, дала концерт для жителей Туапсе в Городском дворце культуры. Программа состояла из двадцати четырех прелюдий Клода Дебюсси.
Местные любители классической музыки уже имели удовольствие познакомиться с исполнительским искусством Марии, когда год назад она играла для нашей публики Баха, Равеля, Шопена. Так же, как и сейчас, вход на её концерт был свободен.
Марии двадцать один год, она из семьи потомственных музыкантов и сейчас учится на третьем курсе Московской консерватории имени Чайковского. Семья Марии связана давней дружбой с Туапсинским камерным оркестром и его дирижером Виктором Сорокой – этим и объясняются её визиты в наш город.
Перед началом нынешнего выступления Мария Кальянова согласилось ответить на несколько наших вопросов.
– Артисты не часто соглашаются давать интервью перед выступлением, предпочитают это делать после. Вы не боитесь сбить свой настрой?
– Я быстро настраиваюсь, и у меня будет ещё несколько минут перед выходом на сцену. Конечно, я волнуюсь – это случается перед каждым концертом, но держу волнение где-то в глубине.
– Двадцать четыре прелюдии Дебюсси, которые вы будете сейчас играть, – насколько они технически сложны для исполнения?
– Это сложная музыка. Импрессионизм, звукопись. Некоторые моменты очень трудны. Дебюсси писал эти прелюдии для фортепьяно, но если б их целиком оркестровать (оркестровки есть, но для отдельных вещей) – это были бы очень богатые, насыщенные краски. Кстати, я сегодня впервые исполняю все 24 прелюдии.
– В этих прелюдиях царит меланхолическое настроение с редкими проблесками радости…
– Я бы так не сказала. В двух тетрадях – по двенадцать прелюдий. И только по три в каждой тетради, всего шесть, – медленные. Да, наверное, они о смерти. Даже названия говорят сами за себя: «Мёртвые листья», «Канопа» (сосуд, в котором древние египтяне мумифицировали органы умерших)… Но остальные прелюдии – необычайно живые.
– Как давно вы занимаетесь музыкой?
– У меня родители музыканты, прадедушки музыканты, бабушки музыканты. С пяти лет я за фортепьяно, в пять с половиной поступила в музыкальную школу при консерватории. Не могу сказать, что тогда меня сильно тянуло к музыке, но уже вскоре я поняла, что это и есть главное дело моей жизни.
– Дебюсси – автор непростой. Вы не боитесь его исполнять перед публикой, которая, возможно, не так подготовлена, как в большом городе?
– Год назад я играла перед здешней публикой «Гробницу Куперена» Равеля. А это тоже сложная музыка, звукопись и образы. И мне показалось, что эту вещь слушатели приняли даже лучше, чем остальные. Так что туапсинская публика очень чуткая, я её не боюсь и сделаю всё, чтобы она в полной мере получила наслаждение от музыки Дебюсси.
– Одна из прелюдий называется «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе». Может ли музыка передать ароматы?
– Я постараюсь сделать это сегодня.
Насколько туапсинские слушатели прониклись образами затонувшего собора, ветра на равнине, террасы, залитой лунным светом или холмов Анакапри (такие названия Дебюсси дал своим прелюдиям), почувствовали ли они ароматы, реющие в вечернем воздухе, можно судить лишь косвенно.
Во всяком случае, людей на концерт пришло немало, лица их во время исполнения были внимательны, а после выступления они щедро выразили свою признательность аплодисментами и цветами.
И ещё важная подробность. В этом году исполняется 70 лет Туапсинской ДШИ имени С.В. Рахманинова. Концерт был приурочен именно к этому событию. Об этом объявил ведущий Алексей Качура перед началом действа, а зал аплодисментами поприветствовал коллектив этого заведения, возглавляемый Сергеем Калитенко. Кстати, и самому Рахманинову 1 апреля исполнится 150 лет.
В честь обеих круглых дат Мария Кальянова дополнительным номером исполнила для туапсинских меломанов прелюдию Рахманинова.