Роботы и те, кто их программируют

114

В турнире начинающих робототехников «РОБОстеп», который прошёл в Сочи в Президентском лицее «Сириус», город Туапсе представлял единственный участник – восьмиклассник из 10-й школы Владимир Мильцев, учащийся Станции юных техников. Он и стал победителем в категории «Динамика-1».

Мы попросили Владимира  рассказать об участии в этом турнире и об увлечении робототехникой вообще.

– К соревнованиям я готовился примерно две недели, – рассказал победитель. – Задание нам выдали в самом начале соревнований: собрать робота и запрограммировать так, чтобы он выполнил одиннадцать определённых задач: проехать по полю столько-то сантиметров, сделать разворот, захватить с поля кеглю, переместить её в определённое место и так далее. Каждая задача в зависимости от точности исполнения оценивалась по пятибалльной шкале. У меня вышел максимум – 55 баллов.

Всего судьи давали каждому участнику по две попытки. Первую Володя выполнил с большими погрешностями, растеряв половину возможных очков, но потом перепрограммировал на ноутбуке своего робота и оставил всех конкурентов позади.

Важно, что «Динамика» – соревнование командное. В нём нужны навыки и конструктора, и программиста. Эти роли  обычно распределяются между двумя-тремя ребятами. Но некоторые предпочитают  совмещать обе функции, делать всё единолично. Команда Владимира Мильцева тоже состояла из одного человека.

Когда его спросили на регистрации, какое название у «коллектива»,  он сказал первое, что пришло в голову: «Телега». Потому что сам робот напоминает обычную тележку без лошади. У других команд названия были более изобретательные, но результаты оказались скромнее.

– Я посещаю Станцию юных техников с восьми или девяти лет, – говорит Владимир. – Отдельно занимаюсь конструированием, отдельно программированием на языке Scratch. Интересно, как работает механизм, как программа управляет им. Нравится во всём разбираться.

Круг интересов нашего собеседника – точные науки, прежде всего химия и физика. В частности, он рассказывает, что дома собирает электролизёр – аппарат для разложения воды на кислород и водород с помощью электричества. Это и научный интерес, и практический: электролизёр будет давать топливо для водородной горелки, с помощью которой удобно плавить металл. Мы не стали вдаваться в дальнейшие технологические подробности, лишь поинтересовались, насколько безопасно производство водорода в домашних условиях.

– Все меры безопасности соблюдены, – объясняет юный конструктор. – Газ проходит через жидкость, оттуда – в трубки. Система полностью исключает вероятность взрыва. Родители обо всём этом знают и поэтому никак не препятствуют моим занятиям.

Владимир говорит, что пока не выбрал, в какое учебное заведение пойдёт после школы, но думает, что, скорее всего, это будет связано с инженерией. Во всяком случае, гуманитарное направление его интересует в гораздо меньшей степени.

Что же касается соревнований по робототехнике, то он обязательно примет участие и в других турнирах, если будет такая возможность.

И в заключение ещё одна важная подробность. Наставник Володи – Елена Васильевна Скрыпник. Несколько лет назад мы писали о ней и нескольких её учениках, на тот момент имевших победы в соревнованиях по робототехнике. В этот визит мы поинтересовались, поддерживает ли она с ними связь.

– Я знаю всё про всех, кто в какой вуз или колледж поступил, – говорит Елена Васильевна: – Кто-то продолжает приходить на Станцию. Вчера, например, пришли большой толпой. Все они продолжают интересоваться робототехникой, никто этого увлечения не бросил.

Владимир БЕЛЯЕВ