Когда идёшь к учительнице в гости

39

Туапсинский театр юного зрителя закрыл свой 32-й сезон. Последними двумя представлениями, данными труппой, стали премьерные показы пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

Спектакль поставил приглашённый московский режиссёр Иван Колдаре. Художник-постановщик — Анастасия Александрова, тоже из Москвы.
В спектакле заняты молодые актёры: Светлана Полухина, Ольга Воронцова, Игорь Торганов, Алексей Байцур, Кирилл Сулейманов, а также Антонина Тимошина — она представляет старшее поколение артистов ТЮЗа. (Как нам рассказали в театре, репетиции проводились двумя составами, но на премьере играли именно эти артисты.)
Для любой театральной постановки «Елены Сергеевны» неизбежно сравнение с одноимённым фильмом Эльдара Рязанова. Эта кинолента вышла на экраны в 1988 году и стала одним из символов перестройки — времени, когда снимались запреты, ломались старые отношения внутри социалистического общества.
В этом смысле фильм, наверное, не вполне отражает замысел драматурга. Ведь пьеса была написана не позже 1980 года — в разгар брежневского застоя. И она скорее не о глобальных переменах в обществе, а об отдельно взятых «новых Хамах», неизвестно почему подрастающих «в совершенно приличных семьях».
Впрочем, эти тонкости не так уж и важны для сегодняшнего зрителя. Главная «фишка» пьесы — шокирующий сюжет и до самого финала нарастающее нервное напряжение. А если зритель уже примерно знает, как будет развиваться действие, поддерживать накал его эмоций не так уж и просто. Это как в детективе: если знаешь, что убийца — садовник, читать дальше неинтересно.
То есть современному режиссёру «Дорогой Елены Сергеевны» надо было не просто рассказывать историю, а рассказывать её как-то по-особенному, чтобы мы могли увидеть её свежим взглядом.
На всякий случай напомним фабулу. У десятиклассников прошёл последний выпускной экзамен — по математике. Четверо молодых людей, трое юношей и девушка, приходят к своей учительнице математики Елене Сергеевне поздравить её с днём рождения. В процессе общения оказывается, что главная цель молодых людей — совсем другая. Они плохо написали экзамен по математике и просят, чтобы учительница помогла им подменить работы, которые до завтрашнего дня, ещё не проверенные, лежат в школьном сейфе. А плохие оценки для них означают непоступление в вузы в этом году. Учительница отказывается участвовать в подлоге. Дети пытаются подкупить её, а когда это не удаётся, воздействуют на неё другими методами — шантажом, запугиванием, издевательствами и т.д.
Авторы постановки очень правильно сделали, что не перенесли действие в наше время, как сплошь и рядом делают многие приверженцы «креатива». Это, безусловно, дало бы «свежесть взгляда», о необходимости которого сказано выше, но вызвало бы массу нестыковок повествования. Взять хотя бы ключевой момент — с подлогом экзаменационных работ. Известно, что нынешний ЕГЭ предполагает совершенно другой регламент проверки и хранения экзаменационных работ — и чтобы выкрутиться из этого затруднения, пришлось бы совершать серьёзные вмешательства в ткань пьесы. А это, в конце концов, не режиссёрская работа. (Отдельно надо сказать, что 80-е показаны в постановке довольно аккуратно и без перебора: спортивные костюмы, свитерки, юбки-плиссе, причёски, мебель того времени, песенка «Gimme, Gimme!» в исполнении группы АВВА и т.д.)
Итак, история идёт своим чередом, хоть и знакомая, она более-менее захватывает зрителя, но он не догадывается, что самое неожиданное впереди. В кульминационной сцене, когда Елена Сергеевна находится на грани умопомешательства, действо вдруг переносится в зрительный зал. Там появляется другая Елена Сергеевна — которую играет Антонина Тимошина, скажем так, возрастная актриса. Елена Сергеевна № 2 поднимается на сцену, подходит к своему оригиналу и как бы пытается своим присутствием поддержать её в ужасную минуту.
Кто она такая, это трансцендентная дама? Ангел? Героиня в старости? Гостья с того света? Может быть, какая-то потаённая сторона её души. Гадать можно бесконечно. Этот приём, возможно, не совсем понятен зрителю, который не читал и не видел пьесу ранее. Но, во всяком случае, он сильно добавляет накала страстей.
Тот же, кто с сюжетом знаком и идёт по накатанной дорожке зрительского восприятия, вдруг оказывается совершенно сбитым с толку. А это как раз то, что и требуется: свежий взгляд, разрыв шаблона, изумление, в конце концов. В присутствии alter ego главной героини пьеса начинает играть новыми красками, и ты досматриваешь спектакль, как будто никогда не слышал этой истории. Дальше, до самых аплодисментов, артисты делают с тобой всё, что захотят, вытаскивают из тебя, «тёпленького», любую эмоцию.
В общем, с задачей подать известную историю как новую в ТЮЗе справились блестяще.
Известно, что спектакли имеют свойство меняться от одного представления к другому. Есть ощущение, что за метаморфозами «Елены Сергеевны» будет следить особенно интересно — во всяком случае, спектакль оставляет какое-то интригующее ощущение недосказанности.
Впрочем, так это или нет, мы узнаем не раньше, чем начнётся следующий, 33-й театральный сезон.

Владимир БЕЛЯЕВ