Тренером не становятся – им надо родиться

207

Сегодня праздник у всех, кто с детства дружит со спортом и физкультурой. Но особо отмечают этот день те, кто связал со спортом всю свою жизнь, кто куёт характер в спортивных и тренажёрных залах, кто закаляется на рингах, дорожках и треках, кто стоит на пьедестале почёта под оглушительный рёв болельщиков и в честь кого поднимается государственный флаг и звучит гимн…
И в каждом шаге на этом тернистом пути, наставляя и обучая, любого спортсмена – и начинающего, и именитого чемпиона, — поддерживает тренер. Как растят настоящих победителей – об этом накануне Дня физкультурника мы узнали у Татьяны Константиновны Александровой, тренера по акробатике туапсинской спортивной школы № 3, где она трудится с 1999 года.

— Никогда не планировала быть тренером, но всегда любила работать с детьми, ведь изначально видела себя учителем в школе, — говорит Татьяна Константиновна. — Знаете, очень любила русский язык и литературу, поэтому и поступала на филологический факультет, только по конкурсу не прошла. А потом всё как-то само собой получилось… затянул меня спорт, начала работать учителем физкультуры, после стала тренером по спортивной акробатике. Я верю в фатализм, поэтому, думаю, это судьба. Правда, когда была ребёнком, понятия не имела об акробатике как о самостоятельном виде спорта, он тогда только начинал развиваться. Мой путь спортсмена начался с гимнастики, а любимым снарядом были брусья — они, по моему мнению, любому человеку способны и силу духа укрепить, и сделать физически сильным. Уже после окончания школы, во время поступления в институт, попробовала заняться парно-групповой акробатикой, и меня это увлекло. Акробатика зрелищный вид спорта, грациозный, красивый, необычный и привлекательный, это нечто необъяснимое, возможно, поэтому в акробатику идут как юноши, так и девушки.

— Можете вспомнить свою первую награду — эмоции, наверное, зашкаливали?
— Первая награда вызвала одновременно радость и гордость за проделанную работу. Медалей и грамот за спортивную карьеру было очень много. Необычайные эмоции и яркие воспоминания у меня вызывают первые воспитанники: в статусе тренера ты учишь их делать различные элементы, вкладываешь в это свой труд, старания, ребёнок тоже работает с полной отдачей. И результат этого совместного труда виден на соревнованиях, когда спортсмен получает награды, а ты понимаешь, что к этому причастен. Здесь, действительно, эмоции зашкаливают!

— Есть какие-либо традиции или приметы в спортивной акробатике, которых вы придерживаетесь перед важными соревнованиями?
— У каждого ребёнка и тренера свои приметы. Я не исключение. Дело в том, что состязания обычно проходят три дня, если в первый дети выступили достойно, то в следующий раз я прихожу в той одежде, в которой была до этого. В случае провалов — меняю один из элементов одежды. Вы знаете, это действительно работает.

— Спортивная акробатика — популярный вид спорта?
— Она действительно пользуется спросом не только в России, но и во всём мире, при этом не являясь олимпийским видом спорта. Для акробатики характерна зрелищность и красота, в дальнейшем она помогает ребёнку выбрать профессию. К примеру, многих берут в цирковое искусство, ребята работают как в России, так и за рубежом, их карьера может длиться долго — всё зависит от желания и здоровья.

— Воспитывать будущих чемпионов — ответственная работа?
— Безусловно! Но, прежде всего, это ещё и большой труд. В этом деле нужно быть осторожным, справедливым, не забывать, что перед тобой ребёнок, поэтому необходимо быть аккуратным, не ломать ему психику. Считаю, тренер должен помочь своему воспитаннику стать успешным, целеустремлённым, развить те качества, которые помогли бы ему в дальнейшем. Это забота не только родителей, но и тренера.

— Дети все разные, к каждому нужен свой подход. Как найти ту нить взаимопонимания, связывающую ученика и учителя?
— Необходимо почувствовать и понять ребёнка. Вы знаете, здесь ещё нужно быть психологом. Когда приходит новичок, ты его не знаешь, поэтому сначала найти нить взаимопонимания не удаётся. Во время общения и проведения тренировок вы налаживаете контакт, и уже можно сказать о характере воспитанника. Они все разные: одни слишком чувствительные, другие боевые, третьи импульсивные. Но постепенно появляется то взаимопонимание, когда, к примеру, можно общаться взглядами и видеть, что вы друг от друга хотите. Задача тренера — понять ребёнка и привести его к успеху.

— Что говорите своим воспитанникам перед соревнованиями или в случае неудач?
— Настраиваю ребят на победу, но не всегда её можно добиться, на это влияет множество факторов, порой, не зависящих от спортсмена. В случае их неудачи — подбадриваю, объясняю, как лучше сделать в следующий раз. Перед каждым соревнованием советую воспитанникам не обращать внимания ни на кого, есть тренер и спортсмен, а остальное не важно.

— Какие значимые награды получали ваши воспитанники?
— Множество медалей и грамот, кубков. Наши спортсмены занимают ведущие места на первенствах Краснодарского края, всероссийских соревнованиях, где участвуют более четырёхсот спортсменов, получают звания «Мастер спорта», становятся членами сборной края и России.

— Попасть ребятам в большой спорт и построить карьеру тяжело?
— Без труда, как известно, ничего нельзя добиться. Человек должен самоотверженно работать, любить тот вид спорта, которым занимается. Все его прежние заслуги, база, полученная во время обучения в спортивной школе, также играют роль. Не стоит забывать и про тренера, ведь именно он прививает культуру, закаляет характер, переживает за воспитанника.

— Вы строгий тренер?
— Возможно, дети считают меня строгой, но я таковой себя не вижу. Больше — справедливая. Думаю, что даже если вы очень требовательны, это не должно мешать быть для воспитанника не только наставником, но и хорошим другом. Когда достигаете таких отношений — ребёнка в качестве спортсмена ждёт успех.

— Как отмечаете профессиональный праздник?
— Только ударным трудом! Мы всегда на все праздники демонстрируем наши умения и навыки, выезжаем на какие-либо торжественные встречи с показательными выступлениями. Я горжусь своими воспитанниками, дети очень талантливые, знают своё дело, а главное — стремятся к достижению поставленных целей. И тем приятнее с ними работать.

Никита КОЧМАРОВ