Александр Николаевич Капустин на железной дороге — страшно подумать! — 59 лет. Для кого-то это целая жизнь. А для нашего героя любимое дело, которому не жалко отдать и 100 лет. День железнодорожника — старейший профессиональный праздник в России, который по традиции отмечается в первое воскресенье третьего летнего месяца. В этом году его празднуют 6 августа. С Александром Николаевичем мы встретились накануне, чтобы побеседовать о жизни и выбранной раз и навсегда дороге — железной.
Наш герой родился в 1938 году в Грозном. В семье Александра Николаевича было ещё трое детей. Когда началась Великая Отечественная война, его отец ушёл на фронт. Мама Александра (Полина Андреевна) осталась одна с детьми, работая с утра до ночи в совхозе. И Саша, хоть и не был старшим в семье, всё равно чувствовал ответственность за своих младших сестёр, поэтому всё время был с ними рядом, присматривая и оберегая их. Александр Николаевич вспоминает, что фашистские войска до Грозного не дошли, он не видел всех ужасов боевых действий, но голодные времена помнит отчётливо.
— Войны я не видел, и в этом моё счастье. Но мы часто встречали наших советских солдат, здесь было место дислокации перед отправкой на фронт. Отчётливо помню их доброту: кушать было нечего, им в столовой выдавали суп, по современным меркам похлёбку — нескольких кусочков картошки, морковки и лука. Солдаты делились с нами своей пищей, и тогда мы чувствовали, что находимся под надёжной защитой, — рассказывает Александр Николаевич.
В 1944 году он остался без отца. Николай Андреевич геройски погиб на фронте, попав под обстрел вражеских самолётов. Война закончилась, началось восстановление страны, жизнь потихоньку приходила в норму, дети продолжили обучение в школах. После окончания 7 классов Александр Капустин поступил в железнодорожное училище. В выборе будущей профессии он не сомневался, ведь увлекался поездами и тепловозами с детства. На вопрос, кто повлиял на выбор вашего ремесла, Александр Николаевич скромно ответил:
— Свою будущую профессию избрал сам, мне советовали разные специальности, но я всегда знал, кем хочу стать. Многие родители настаивают на том, чтобы их дети шли, например, по их стопам. У меня такого не было, мама лишь поддержала меня в желании пойти работать на железную дорогу.
Александр Николаевич после окончания училища получил корочку помощника машиниста, а во время обучения встретил свою будущую жену Людмилу Григорьевну. Молодым специалистам в то время предоставляли место работы в различных местах, к примеру, кого-то отправляли в Таджикистан, некоторые поехали в Астрахань. Наш герой вместе с супругой поселился в Артезиане.
— Работали мы на ветке от моего места назначения до Кизляра. Условия труда были в плане технического оснащения хорошими, но вот климат был тяжёлый. Трудиться в жаркие дни — сложно, постоянно смотрели за состоянием поездов, если что-то с ними случалось, то мы тут как тут. Помощник машиниста всегда бегал и был на подхвате, — пояснил Александр Николаевич.
Работа продолжалась два года, таковы были правила после окончания училища. А затем служба в армии, где наш герой познал и улучшил мастерство механика. Прошло время… Уже после выполнения воинского долга Александр Николаевич окончил курсы машиниста. И теперь сам управлял тепловозом и стал для новоприбывших молодых специалистов своего рода наставником, который помогает не только освоиться в «железнодорожном ремесле», но и познать азы профессии, научить всему новому. За время своей трудовой деятельности Александр Капустин ездил на таких знаменитых тепловозах, как ТЭ-1, ТЭ-2 и ТЭ-3, посетил множество городов. А все воспоминания он сохранял на плёнке своего фотоаппарата, и это искусство — неизменное хобби железнодорожника.
— Я вижу в этом некую «магию», — говорит Александр Николаевич. — Представьте себе, вы пользуетесь не цифровой камерой, а снимаете на плёнку. Затем проявляете её в специальной комнате с помощью реактивов — удивительная вещь. От момента щелчка затвора и до конечного результата вы не знаете, что получится. Это интригует.
В Туапсе Александр Николаевич Капустин вместе с женой и детьми приехал в 1997 году, со временем привык к новому месту жительства, полюбив здешнюю природу и архитектуру. Для него железная дорога — не только дело всей жизни, но и ремесло, которому нужно обучаться постоянно, совершенствуя свои навыки и умения. Профессиональный праздник Александр Николаевич проводит в кругу семьи, ведь он не единственный, кто работал в этой сфере: помимо супруги по стопам родителей пошёл и сын.
За свою трудовую деятельность А.Н. Капустин имеет множество наград, среди которых почётные грамоты, благодарности за добросовестное отношение к работе, за выполнение производственных заданий, за личный вклад в развитие профессии. Он награждён медалью «Ветеран труда».
— Основные качества, которыми должен обладать железнодорожник, таковы: необходимо быть здоровым, крепким и сильным, а самое главное — внимательным, ведь наша работа требует предельной концентрации. Раньше всё управление машиниста было ручное, ты за всем должен был уследить. Сейчас технологии помогают моим коллегам, поскольку есть специальные датчики, отслеживающие движение поезда и так далее. Но, проводя параллель между временами моей молодости и современностью, я вновь убеждаюсь, что чутким быть необходимо постоянно, ведь ты машинист и ответственен за свои действия, — уверен ветеран-железнодорожник.
Р.S. В День железнодорожника мы от всей души поздравляем с профессиональным праздником Александра Николаевича Капустина и его семью, а в их лице — всех причастных к железной дороге жителей Туапсинского района!
Никита КОЧМАРОВ