Вся надежда – на охоту

76
Фото: Туапсинский ТЮЗ

В Туапсинском театре юного зрителя подходит к концу очередной сезон, и заключительная его часть складывается весьма насыщенно. За гастролями лобненского театра «Камерная сцена» последовала премьера — «Утиная охота» Вампилова, о которой сегодня пойдёт разговор. А впереди ещё спектакль по пьесе Островского «Не всё коту масленица».

Премьерные показы «Утиной охоты» уже прошли. ТЮЗ приурочил постановку к 85-летию со дня рождения и 50-летию со дня трагической гибели драматурга. Но, честно говоря, спектакли по пьесам Вампилова не так уж и нуждаются в привязке к датам: интерес к ним — и профессиональный, и зрительский — достаточно высок и без каких-либо дополнительных поводов уже более полувека.
Как известно, у Александра Вампилова всего четыре «полновесные», многоактные пьесы и несколько коротеньких, одноактных. В туапсинском театре в разное время ставились «Дом окнами в поле», «Случай с метранпажем», «Двадцать минут с ангелом» — все одноактные. Нынешняя постановка режиссёра Марины Корольковой — первая работа туапсинского ТЮЗа с «большой» пьесой иркутского драматурга.
И, надо сказать, работа удалась. Вышло свежо, динамично и при этом глубоко. Прежде всего, Марина Королькова смогла избежать распространённых ошибок, присущих современным постановщикам Вампилова. Самая расхожая из них — переносить действие его пьес в современность.
Этот приём так и напрашивается, но отличительная особенность Вампилова в том, что он остаётся актуальным во все времена, будучи намертво вмурованным в 1960-е или 1970-е годы. Любая попытка подобной переделки ведёт к повреждению ткани произведения. (Например, фильм 2013 года «Прошлым летом в Чулимске» с Безруковым, или постановка «Охоты» под названием «Райские кущи» 2015 года с Зиловым — Евгением Цыгановым, или американский «Elder son» («Старший сын») 2006 годы интересны только с той точки зрения, как далеко можно зайти в адаптации классики.)
В спектакле Марины Корольковой подобных экспериментов мы не увидим. Всё традиционно. Время действия —советская эпоха. Телефоны, которые используют персонажи по ходу сюжета, — с диском и проводом, а не кнопочные или сенсорные. В костюмах, причёсках, интерьере, позывных радиоприёмника — ни единого намёка на сегодняшний день.
Напомним, «Утиная охота» — это история инженера Зилова (играет Олег Родин), молодого, обаятельного человека, который не чувствует вкуса жизни, не видит ни в чём смысла, пропускает даже похороны отца. Заполняет своё время выпивкой и любовницами. А поездка на утиную охоту — это для него своего рода мечта о настоящей жизни, звезда, которая продолжает сиять в затянутом тучами небе.
У Вампилова интересен не сам сюжет, а характеры и то напряжение, которое создаётся между ними. Это напряжение, понятно, по ходу действия меняется. И если зрителю, продолжая эту аналогию, выпадает роль вольтметра — то есть в течение спектакля измерять разности потенциалов, возникающие на сцене, то задача режиссёра – предельно точно собрать всю электрическую схему.
Малейший просчёт — цепь может быть разомкнута или сгорит от короткого замыкания. И поэтому Вампилов не терпит никаких экспериментов, никакого так называемого «креатива», никакого перекраивания текста. (Оговоримся, что в тюзовской постановке кое-что из оригинального текста было убрано, и, видимо, по причинам техническим. Но убрано достаточно аккуратно, да и убирать, в конце концов, — это не перекраивать.)
При всей этой «некреативности» (похвальной) каждый герой в спектакле Марины Корольковой получился мало того что точным, но ещё и ярким, обаятельным. Каждый наделён какими-то индивидуальными чёрточками, которые дополняют образы, созданные на бумаге.
Например, про персонажа, которого играет Алексей Байцур — Саяпина, в тексте пьесы находим: «Вид у него весьма простодушный. Он любит посмеяться. Часто смеётся некстати, иногда даже себе во вред, не может удержаться от смеха». У читателя пьесы, возможно, эта ремарка даже не задержится в голове, а у Алексея Байцура именно на этой чёрточке построена роль, и получилось довольно забавно.
Хороша Элеонора Шахова в роли брошенной любовницы Зилова Веры: красивая, вульгарная, внутри которой теплится обида и зреет план мести. Забавным получился начальник Зилова Кушак (в исполнении Павла Захарченко), солидный мужчина, с которым Вера «прокручивает динамо». Или Руслан Шахов в роли Кузакова — заикающегося недотёпы, по характеристике автора: «с достоинством переносящего свою второплановость».
Впрочем, колоритны здесь все — Анна Яблокова в роли наивной жены Зилова, Ксения Ратомская — «резкая и принципиальная» Валерия, Ольга Воронцова — последняя возлюбленная Зилова юная Ирина.
Очень симпатичной получилась вставка перед третьим действием после антракта. Это единственная «отсебятина», которую позволили себе создатели спектакля, но она чётко отделена от основного действия. Олег Родин выходит из роли (но не из образа) и начинает разговор со зрителем, в частности, спрашивая зал, кто лучше в этой роли, он или Олег Даль. А в заключение с Ольгой Воронцовой исполняет песню «В комнате моей светло» Николая Рубцова. И эта бесшабашность, можно сказать, безответственность, дополняет портрет главного героя, которому всё равно – сорвать спектакль, напиться в кафе «Незабудка» или пропустить похороны отца.
Скорее всего, в следующем театральном сезоне театр продолжит показы «Утиной охоты». А значит, спектакль продолжит развиваться, становиться ещё насыщеннее, интереснее.
Этому залогом и гениальный текст, и то, как подошли к нему в Туапсинском театре юного зрителя.

Владимир БЕЛЯЕВ